Interested Article - Фантазия на тему Таллиса
- 2020-10-30
- 2
Фантазия на тему Томаса Таллиса ( англ. Fantasia on a Theme by Thomas Tallis ) ― одночастное произведение для струнного оркестра Ральфа Воан-Уильямса . Тема пьесы написана английским композитором XVI века Томасом Таллисом . Фантазия была впервые исполнена в Глостерском соборе в рамках Фестиваля трёх хоров 6 сентября 1910 года .
История создания
Воан-Уильямс не получил широкого признания в начале своей композиторской карьеры, но к 1910 году, когда ему было под тридцать, он приобрёл репутацию в мире музыки . Биограф композитора Джеймс Дэй называет «Фантазию» «первой работой Воан-Уильямса, которая безошибочно принадлежит ему и никому другому» . Композитор познакомился с мелодией Таллиса во время просмотра Лондонским симфоническим оркестром под управлением самого Воан-Уильямса .
, опубликованного в 1906 году . Впервые сочинение было исполненоСтруктура
Тема
Как и некоторые другие произведения Воан-Уильямса, данное сочинение основано на мелодии эпохи Возрождения . Тема композиции написана во фригийском ладе . Эта тема является одной из девяти мелодий, которые были написаны Таллисом для Псалтири архиепископа Кентерберийского Мэттью Паркера (композитор переложил на музыку начало Псалма 2 ) .
Фантазия
Фантазия начинается в си-бемоль мажоре и заканчивается аккордом в соль мажоре . Примерная продолжительность композиции составляет 15 минут .
Биограф композитора так говорит о фантазии :
Звучное использование широких аккордов, величественные каденции и большой динамический диапазон, а также антифония двух частей оркестра, играющих попеременно, как бы отвечающих один другому, подобно эху, и сольные пассажи для скрипки и альта ― всё это, объединяясь, создаёт поразительный эффект.
Воан-Уильямс редактировал произведение дважды: сначала в январе 1913 года (для исполнения в Лондоне ), затем ― в апреле 1919 года. Композитор каждый раз делал композицию более короткой и в общей сложности сократил её примерно на две минуты (по сравнению с версией 1910 года) .
Критика
«Фантазия» была воспринята публикой в целом хорошо, но за некоторыми исключениями: так, Херберт Брюэр , органист Глостерского собора, охарактеризовал её как «странную и безумную работу чудака из Челси» . Рецензент Musical Times сказал: «Это серьёзная и мощная работа, но она кажется слишком затянутой» .
В основном композиция получила множество положительных отзывов. В газете The Daily Telegraph похвалили «мастерство Воан-Уильямса в области сочинения музыки для струнных <…> хотя работа может не понравиться некоторым из-за её „кажущейся строгости“, она, безусловно, является чрезвычайно красивой» . Рецензент The Manchester Guardian Сэмюэл Лэнгфорд писал: «Мелодия ― старинная, а гармонии ― столь же экзотичны, как у Дебюсси » . В газете Times Дж. А. Фуллер Мейтленд также прокомментировал сочетание старины и современности и, помимо этого, заметил :
На всём протяжении произведения никогда нельзя быть полностью уверенным, слушаешь ли ты что-то очень старое или очень новое. <…> Именно это делает «Фантазию» такой восхитительной для прослушивания; ведь её нельзя отнести к определённому времени или определённому стилю, но она полна интересных образов.
В 1954 году музыковед Фрэнк Хоус писал:
Произведение <…> изображает величие [Глостерского] собора, с которым его звуки, кажется, связаны естественным родством. Композиция вошла в репертуар всех великих оркестров мира. Её сильная «английскость» («Englishness») не стала препятствием для международного понимания, что бы ни говорили в том же духе о других композициях Воан-Уильямса.
Примечания
- ↑ (англ.) — OUP . — ISBN 978-1-56159-263-0 —
- — 2006.
- Ursula Vaughan Williams, p. 88
- Howes, pp. 86-87; and Ottaway, Hugh, and Alain Frogley. , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001. Retrieved 24 December 2020 (требуется подписка) от 26 ноября 2022 на Wayback Machine
- Day, p. 25
- Howes, p. 87
- «Three Choirs Festival», The Musical Standard , 3 September 1910, p. 143
- Mellers, pp. 49-50
- Foreman, Lewis (2019). Notes to Onyx CD 4212
- от 26 ноября 2022 на Wayback Machine , Handel Institut. Retrieved 24 December 2020
- Dearmer and Vaughan Williams, p. 63
- Notes to Parlophone 0724356724051 (Barbirolli); Parlophone 0077776401751 (Boult); Parlophone 0077774939454 (Haitink); Onxy ONYX4212 (Manze) and CDHLL7540 (Elder)
- Kennedy, Michael (2014). Notes to Hallé CD CDHLL 7540
- Atlas (2011), pp. 118—141.
- Hurd, p. 24
- «The Gloucester Festival», The Musical Times , 1 October 1910, p. 650
- «Gloucester Festival», The Daily Telegraph , 8 September 1910, p. 7
- Langford, Samuel. «Gloucester Musical Festival», The Manchester Guardian , 7 September 1910, p. 6
- «Music», The Times , 7 September 1910, p. 11
Литература
Ссылки
- . YouTube. Дата обращения: 14 марта 2016. 22 декабря 2021 года.
- 2020-10-30
- 2