Войцеховский, Станислав
- 1 year ago
- 0
- 0
Леон Войцеховский ( польск. Léon Wójcikowski , встречаются другие написания фамилии на русском языке: Войциховский, Войциковский, Вуйциховский; 20 февраля 1899 , Варшава , Царство Польское , Российская империя — 23 февраля 1975 , там же, Польша ) — польский артист балета , затем балетмейстер и педагог. Известность принесло участие в Русских балетах Дягилева . Позднее работал с различными балетными труппами по всему миру.
Леон Войцеховский родился в Варшаве, учился танцу в театре Вельки , в том числе у Энрико Чеккетти . Известен как хара́ктерный танцор .
В 1915 году вступил в труппу Русский балет Дягилева , когда в ней ведущим хореографом был Леонид Мясин . Выступал в балетах Мясина « Менины » ( 1916 ), « Парад », « Русские сказки », « Женщины в хорошем настроении » ( 1917 ); « » ( 1920 ). В 1919 году в « Волшебной лавке » танцевал тарантеллу с Лидией Соколовой , а в « Треуголке » играл Мельника (с Соколовой в роли жены Мельника ) и Коррехидора . Позднее выступал в балетах нового хореографа труппы Брониславы Нижинской : « Свадебка » ( 1923 ), « » ( 1924 ), « Матросы » ( 1925 ). Оставался в труппе до смерти Дягилева и закрытия компании в 1929 году . В том же году танцовщику удалось присоединиться к часто гастролировавшей балетной труппе Анны Павловой , которая распалась со смертью балерины в 1931 году .
Затем Войцеховский подписал контракт с новой компанией Русский балет Монте-Карло , созданной Рене Блюмом и полковником де Базилем для продолжения проекта, начатого покойным Дягилевым. Участвовал в премьерах балетов Леонида Мясина « Детские игры » ( 1932 ) и « Предзнаменования » ( Судьба , 1933 ), где его партнёршей была Ирина Баронова , В результате конфликта с Мясиным из-за распределения ролей покинул компанию в 1934 году. В начале 30-х годов вместе с другими танцорами Русских балетов работал с труппой Вик-Уэллс Нинет де Валуа в Лондоне. Впоследствии эта труппа стала основой при создании Королевского балета .
В 1934 году основал собственную компанию Балеты Леона Войцеховского, в которую вошли Блинова , Фроман , Эглевский , Юшкевич и Соколова. Для собственной компании поставил два балета: «Порт-Саид» (музыка Константинова ) и «Любовь-волшебница» (музыка де Фалья ). В 1935 и 1936 годах труппа выступала в Лондоне и Париже.
В 1936 году вместе с труппой полковника де Базиля Войцеховский участвовал в успешных гастролях в Австралии и Новой Зеландии. В 1938 году сменил Брониславу Нижинскую на посту директора недавно сформированного государственного балета Полонез в Варшаве. Способствовал поездке труппы на Всемирную выставку 1939 года в Нью-Йорке . С началом Второй мировой войны ему пришлось бежать во Францию, где присоединился к труппе Оригинальный русский балет полковника де Базиля. Большую часть военных лет провёл в турне по Америке. В 1945 году вернулся в опустошенную Варшаву, где начал преподавать танец в Оперной школе Театра Вельки.
Позднее работал балетмейстером в Лондонском балете , ставил балеты репертуара Русского балета Дягилева для Кёльнского балета и . До середины 1960-х годов преподавал в Кёльнском институте театрального танца и до 1974 года в Боннском университете . Затем вернулся в Варшаву, преподавал в варшавском Театре оперетты (1972—1973) .
Первой женой танцовщика стала его коллега по труппе Елена Антонова ( 1898 — 1974 ), бывшая танцовщица Московской императорской труппы, пришедшая к Дягилеву в том же году что и Леон. В 1919 году у них родилась дочь Соня, тоже ставшая балериной . Через недолгое время супруги развелись, и Леон женился на другой балерине труппы, Лидии Соколовой . Следующей женой Войцеховского стала еще одна балерина, Нина Раевская.