Чулкова, Анна Фёдоровна
- 1 year ago
- 0
- 0
А́нна Фёдоровна Гацу́лина ( тат. Анна Фёдор кызы Гацулина ; 22 сентября ( 2 октября ) 1910 , Царицын , Царицынский уезд , Саратовская губерния , Российская империя — 7 июля 2004 , Казань , Республика Татарстан , Российская Федерация ) — советская артистка балета , педагог . Заслуженная артистка Татарской АССР (1945).
Анна Фёдоровна Гацулина родилась 2 октября (22 сентября по старому стилю ) 1910 года в Царицыне . Была тринадцатым и единственным выжившим ребёнком в семье рабочего железнодорожного депо, погибшего в 1918 году под налётом белой авиации во время обороны Царицына . Уехав на поезде из города, потеряла мать, когда та вышла за водой, а состав тронулся. По прибытии в Ставрополь , была сочтена сиротой и определена в местный детский дом, где занималась художественной самодеятельностью, в частности, танцами. Спустя год воссоединилась с матерью, нашедшей свою дочь в Ставрополе .
Выпустившись из девятилетней школы, в 1930 году по настоянию матери окончила Ставропольское педагогическое училище , получив специальность «учитель начальных классов», а затем некоторое время проработала учительницей . В 1931 году вместе с мужем-танцовщиком переехала в Казань , вслед за своими педагогами-хореографами . Продолжив занятия в самодеятельных танцевальных кружках , так и не получила профессионального балетного образования . Поначалу, в 1931—1933 годах была артисткой танцевальной группы Театра рабочей молодёжи при . В 1933—1937 годах танцевала во вспомогательном составе Татарского академического театра , в так называемом колхозно-совхозном театре, с которым объездила все районы Татарии . Там Гацулину приметил Г. Тагиров , под началом которого она обучалась танцу и который специально для неё поставил танец татарской девушки . Также принимала участие в массовых сценах в таких спектаклях, как « » К. Тинчурина и « » Т. К. Гиззата ; роль в последнем была специально написана композитором С. Сайдашевым под Гацулину .
В 1937—1939 годах состояла в штате Татарской филармонии . В последний период одновременно училась в учебно-производственной группе балетной студии при Татарском государственном оперном театре , которую окончила в 1939 году . Также занималась у ленинградских балетмейстеров и П. Гусева , приглашённых в Казань в рамках подготовки к декаде татарского искусства в Москве , которая не состоялась из-за начала войны . Однажды на репетиции Гусев подошёл к Гацулиной, и между ними состоялся такой разговор :
— Как вас зовут?
— Нюся.
— И сколько же вам лет?
— Двадцать девять.
— Где ж вы раньше-то были?
— Я на учительницу училась…
По возвращении из Москвы выпускников , в 1939 году принята в новоучреждённый Татарский государственный оперный театр (позднее — Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля ), в котором прослужила до 1962 года . Там Гацулина начинает на регулярной основе заниматься классическим танцем и в 29 лет встаёт на пуанты, став первой на профессиональном уровне татарской балериной . В частности, выступала в балетных сценах опер « » Н. Жиганова , « Фауст » Ш. Гуно , и других . Во время Великой Отечественной войны, не прерывая работы в театре, в составе концертных бригад выезжала на фронт, выступала в воинских частях и госпиталях .
4 июля 1944 года вышла на сцену в своей первой значительной сольной партии в национальном балете «Молодёжь на отдыхе» на музыку А. Ключарёва в постановке Г. Тагирова . В 1945 и 1946 годах, соответственно, стала первой исполнительницей ролей Сююмбике в опере « Шурале » погибшего на фронте Ф. Яруллина в постановке Г. Тагирова и Зюгры в Н. Жиганова, написанной им специально под Гацулину . В 1945 году первой среди балерин Татарского театра оперы и балета удостоена звания заслуженной артистки Татарской АССР . Стала одной из ведущих балерин Татарии, первой прима-балериной казанского балета, настоящей звездой театра .
В течение двух десятилетий своей творческой карьеры исполнила все ведущие партии классического и национального репертуара, не считая участия в оперных спектаклях и концертных выступлениях . Проявила себя и в оперных спектаклях, в частности в опере « Алеко » С. Рахманинова и « Князь Игорь » А. Бородина . Также выступала в качестве балетмейстера, поставив танцы в музыкальной комедии « » Д. Файзи и комической опере « Корневильские колокола » Р. Планкета . Согласно критикам, обладала ярким артистическим талантом, большим трудолюбием, актёрским обаянием, горячим темпераментом, скромностью ; имела великолепные природные данные, располагая при этом также запоминающейся сценической внешностью: смуглая кожа, большие глаза, выразительная улыбка, вьющиеся тёмные волосы, лёгкая пружинистая походка .
В 1957 году приняла участие в декаде татарского искусства в Москве, отложенной из-за войны . Занималась общественной работой, участвовала в работе художественного совета театра, а в 1957 году была избрана депутатом Молотовского районного Совета депутатов трудящихся . В 1959 году в возрасте 49 лет прекратила танцевать, на прощание устроив в театре бенефис со сценами из балетов и концертными номерами . Впоследствии выходила на сцену в мимических партиях, характерных и возрастных ролях .
Мне всегда хотелось внести в мои любимые роли больше неожиданных эмоциональных контрастов, донести до зрителя не только техническое совершенство хореографии, но и высокую правду чувств, драматургическую экспрессию образа. Моя профессия требует сосредоточенности и целеустремленности в поиске. Всякая разбросанность ей просто противопоказана. Любое выступление — это итог продуманного, пережитого, прочувствованного, и каждый выход на сцену становится вечным экзаменом, а собственное Я — вечной ученицей. Если хотите знать, эти качества надо растить в себе, оберегать, культивировать, и тогда не только высокий профессионализм, но и гражданственность, личность определят ваше мастерство. А. Гацулина, из автобиографии .
В 1959—1961 годах работала педагогом хореографической студии при Татарской филармонии . В 1961—1964 годах занимала пост педагога по производственной практике в хореографической студии при Татарском театре оперы и балета, которую сама же и создала, став её завучем . В 1965—1987 годах была преподавателем по танцу и сценическому движению в Казанском театральном училище . Была одним из первых педагогов недавно созданного училища , проработала в нём практически 30 лет , воспитав целый ряд заметных деятелей разных областей искусства , параллельно занимаясь постановкой танцев во многих спектаклях казанских театров , таких как Казанский театр юного зрителя , Казанский большой драматический театр имени В. И. Качалова , Татарский театр имени Галиасгара Камала . В преклонные годы изредка навещала родной театр .
Анна Фёдоровна Гацулина скончалась 7 июля 2004 года в Казани на 94-м году жизни . Похоронена на Арском кладбище .
Сююмбике (« Шурале » Ф. З. Яруллина ), Зюгра и Биби-Жамал (« » Н. Г. Жиганова ), Жизель (« Жизель » А. Адана ), Сванильда (« Коппелия » Л. Делиба ), Мерседес и Китри (« Дон-Кихот » Л. Минкуса ), Эсмеральда (« Эсмеральда » Ц. Пуни ), Одетта-Одиллия (« Лебединое озеро » П. И. Чайковского ), Тао-Хоа (« Красный мак » Р. М. Глиэра ), Зарема (« Бахчисарайский фонтан » Б. В. Асафьева ), Лиза (« Тщетная предосторожность » П. Гертеля ), Су анасы (« » А. З. Бакирова ), Фани (« Тропою грома » К. Караева , Сажида-апа (« » З. В. Хабибуллина ), Клеопатра (« Египетские ночи » А. С. Аренского ), Ванечка (« Доктор Айболит » И. В. Морозова ), Паскуала (« Лауренсия » А. А. Крейна ) .
Муж — (1911—1987), артист балета ТАГТОБ (1939—1963), кавалер медали «За трудовое отличие» .
Портрет Гацулиной выставлен в большом репетиционном зале Татарского театра оперы и балета . 3 октября 2010 года, в рамках празднования столетия со дня рождения Гацулиной, в Татарском театре оперы и балета был показан балет «Шурале» .