К переименованию
- 1 year ago
- 0
- 0
Анна Христиановна Иогансо́н (в замужестве Фридман ; 1860—1917) — балерина, солистка Императорских театров , дочь видного деятеля петербургского балета Христиана Иогансона . Танцевала преимущественно на сцене санкт-петербургского Мариинского театра , после окончания танцевальной карьеры преподавала в Императорском театральном училище .
Обучалась балету у своего отца, ведущего педагога петербургской танцевальной школы. Училась без зачисления в театральное училище на казённый счёт и закончила его экстерном. В 1878 году была зачислена в балетную труппу, дебютировала в балете « Эсмеральда ».
Анна Иогансон «достаточно полно выражала в сценической деятельности принципы своего отца и Мариуса Петипа » :418 . Была танцовщицей блестящего, но холодноватого стиля :495 : «грация, пластика, округленность жестов и движений и строгая чистота танцев без всяких акробатических фокусов — вот лучшие качества дарования г-жи Иогансон» :418 .
Актёрская игра была слабым местом балерины: Иогансон — «артистка с серьёзной школой», танцует «всегда правильно, чисто», обладает «врождённой грацией» и «замечательной пластичностью движений», однако мимирует «бледно и сухо» :495 . После её дебюта в балете « » критик так оценил способности артистки:
Не желают ей добра те, которые советуют ей выступать в первых ролях мимических балетов: при неподвижности её хорошенькой физиономии невозможно передать публике содержание балета, который почти весь основан на мимических разговорах.
— Старый балетоман «Новый балет» :495
В то же время сам классический танец балерины был оценён по заслугам современниками:
Замечательная отделка танцев г-жи Иогансон, изящество и артистический вкус, которыми отмечено всякое движение этой артистки, превосходная элевация и, наконец, выгодная сценическая внешность доставили артистке полный и заслуженный успех .
— Кабриоль. Балет. :418
Критики не раз отдавали предпочтение балерине при сравнении с виртуозными итальянскими солистками, гастролировавшими в Санкт-Петербурге: как писал А. А. Плещеев в связи с дебютом на Императорской сцене балерины Карлотты Брианца , «наши солистки г-жи Иогансон и Никитина , конечно, ни в чём не уступят итальянской звёздочке, в воздушности же и лёгкости далеко её превосходят» :459 .
В сезоне 1883/1884 годов Иогансон выступала на сцене московского Большого театра , исполнив главную роль в московской премьере балета « » — балетмейстер , переносивший этот балет Петипа в Москву, специально ездил в столицу, чтобы похлопотать в Конторе Императорских театров о гастролях балерины :495 . В 1884 году, когда на пенсию ушла Екатерина Вазем , Иогансон выступила в созданной для той роли Никии в балете « Баядерка », после чего спектакль ушёл из репертуара театра .
3 января 1890 года участвовала в премьере балета « Спящая красавица », став первой исполнительницой двух партий — феи Канареек и феи Бриллиантов.
Закончила танцевальную карьеру в 1898 году, после чего, как и отец, преподавала в Императорском театральном училище , а также вела класс усовершенствования балерин. Среди учениц Анны Иогансон — Ольга Преображенская и Любовь Егорова .
Скончалась в феврале 1917 года .
Была замужем за артистом кордебалета, дирижёром и композитором Александром Александровичем Фридманом . В их семье воспитывался сын А. А. Фридмана от первого брака — Александр Фридман , физик .
Также исполняла сольные партии в балетах «Эсмеральда», « », « Щелкунчик » и других спектаклях, составлявших в то время репертуар Мариинского театра.
(*) — первая исполнительница
В. М. Красовская . Русский балетный театр второй половины XIX века, «Искусство», 1963.