Фонтенельское аббатство
- 1 year ago
- 0
- 0
Вандриль ( фр. Wandrille ) (около 600 — 22 июля 668 ) — первый аббат Фонтенельского монастыря (649—668). Святой , почитаемый Римско-католической (день памяти — 22 июля) и православными церквями .
Святой Вандриль (в миру он носил имя Вандергизель) родился в регионе Вердена в конце VI века в семье, состоящей в близком родстве с майордомом Франкского государства Пипином Геристальским .
Монах Уммо в своем «Житии Арнульфа» пишет: «от сестры Пипина по имени Вальдрада родился Гуалхиз, который родил святого Вандрегизеля, проповедника Христа […] От сестры Гуалхиза (Валхиза, Валдегизель) родился святой Гонд де Уаес, сын графа Вердена ». Вандергизель, который позднее стал известен как святой Вандриль, вероятно, состоял в родстве со святым Арнульфом , так как корень gisel , которым заканчивается его имя и имя его отца, встречается в именах Бодогизель, Анзегизель и Адальгизель. Кроме того, аббатство Фонтенелль, судя по всему, располагало уставами и документами, которые позволили его монахам написать рукопись, где отцом святого Арнульфа назван Бодогизель . Впрочем, «Житие Вандриля» также утверждает, что он был близким родственником Арнульфингов.
Бабушка Святого Вандриля, сестра Пипина Ланденского, носит имя Вальдрада, которое было распространено в роду Агилульфингов . Имена детей Пипина также более распространены у Агилульфингов: Гримоальд , Гертруда и, возможно, Бегга (если производить это имя от Герберги). Есть ещё одна семья близкая к Арнульфу Мецкому, в которой также присутствуют имена, характерные для Агилульфингов. Это семья Адальгизеля Гримо, так как Гримо есть уменьшительное имя от Гримоальда. С другой стороны, Маттиас Вернер отмечал, что между Агилульфингами и Пипинидами существуют давние родственные отношения. Всё это говорит о союзе между обоими родами, заключенном ещё до брака Анзегизеля и Бегги. Кристиан Сеттипани предположил, что, возможно, в браке с сестрой Пипина Ланденского Вальдрадой состоял Бабо, брат Бодогизеля .
|
|
|
Муммолин
граф Суассона (566) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Карломан
благородный франк |
|
|
|
(Агилольфинг) |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бодогизель
(† 589) посол в Византии |
|
|
|
Бабо
посол в Византии (585) |
|
|
|
|
|
|
Вальдрада |
|
|
|
Пипин
Ланденский майордом |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
святой Арнульф
епископ Меца |
|
Адальгизель Гримо
дьякон в Вердене |
|
|
Адо |
|
|
|
Вальдегизель
дворянин Вердена |
|
Гримоальд Старший
майордом |
|
|
Гертруда
аббатиса Нивеля |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
герцог (634) |
|
Бабо
герцог (634) |
|
Вандергизель
аббат Фонтенелля |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||
Анзегизель |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бегга |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Благодаря своему родству со знатными Арнульфингами , святой Вандриль ещё молодым человеком попал ко двору короля| Дагоберта I , который дал ему графский титул и поручил ему управление королевскими областями. Вандергизель наполнил своё управление добропорядочностью, но его желание состояло в том, чтобы вести жизнь, посвященную Богу. Между тем он завязал духовную дружбу с другими высокопоставленными лицами, такими как казначей Элуа (Элигий) и канцлер , которые вели при дворе короля аскетическую жизнь.
Повинуясь своим родителям, около 630 года Вандергизель сочетался браком, но заключил соглашение со своей супругой о том, чтобы хранить девственность и вместе уйти в монастырь . Он поселился в одном из своих владений в нынешней Лотарингии , называемое , рядом со Святым отшельником .
Дагоберт вернул Вандергизеля, который появился во дворце в своей одежде аскета, озаренный неземным светом, и получил от короля разрешение оставить мир. Тогда он в 635 году отправился в Юру , чтобы восстановить там скит, основанный на берегу реки Ду . Согласно традиции ирландских монахов и святого Колумбана , он вёл жизнь в крайнем умерщвлении плоти, проводя почти каждую ночь без сна, босиком читая Псалмы. Когда же желания одолевали его, он бросался в ледяной пруд. Желая более полно следовать наследию святого Коломбана, он отправился в монастырь Боббио , основанный Колумбаном в Италии , и стал совершенствоваться там в монашеском общежитии.
По возвращении в Галлию в 636 / 637 годах , он остановился в монастыре , который был восстановлен учениками святого Коломбана. В этом монастыре Вандриль прожил около десяти лет. После, приняв миссию, которую он должен был предпринять для спасения многих душ, Вандриль оставил Юру и отправился в Нейстрию . В Руане он обнаружил своего друга Дадона, ставшего епископом под именем Оуэн, и был рукоположён им в сан дьякона.
Получив Священство из рук святого Омера , епископа Теруанского , Вандриль помог святому Оуэну в крещении его епархии. После нескольких лет трудов, в 649 году , он, получил разрешение своего епископа на то, чтобы уединиться в болотистой ложбине Фонтенелль , в лесу , приобретенном его племянником Гондом, который решил оставить мир. По другим данным, это место было предоставлено ему майордомом Эрхиноальдом . Принявшись с неутомимым усердием расчищать место, Вандриль и всё более и более многочисленные ученики, собравшиеся вокруг него, возвели там четыре церкви и кельи. На этом место были остатки вилл галло-римлян . Показывая пример в ручном труде, святой был первым и в молитве. Он учил своих монахов всегда стремиться вперёд к совершенству, говоря: «Мы должны считать не те годы, которые мы провели в монастыре, но, скорее те, которые мы провели в безупречном исполнении заповедей Божиих. Пусть братское милосердие будет вашими узами, служите друг другу. Ваш противник, черт, видя Вас в таком единении, убежит очень далеко, так как он не может приблизиться к тем, кого он видит объединенным разумом и сердцем с теми, кто его окружает». Вандриль оставлял монастырь только для того, чтобы просвещать язычников региона, или чтобы основывать другие монастыри, число которых составило пять, организованные, как и Фонтенелль, сообразно ирландской традиции святого Коломбана и правилу святого Бенедикта , которое начало в то время распространяться во Франции.
Управляя монастырем в течение девятнадцати лет, святой Вандриль заболел и за три дня до кончины пришел в восторг. В эти дни ему было дано видеть Врата Небесные и приготовленный ему трон Славы. Возвращенный из этого восхищения, он призывал своих учеников к взаимному милосердию и указал им своего преемника, . Святой Вандриль скончался 22 июля 668 года в присутствии святого Оуна и трехсот учеников.
Его монашеский орден был основан на правиле: «Единство, милосердие и смирение». Вскоре правило святого Вандриля было заменено бенедиктинским уставом.
Останки святого Вандриля были обретены в 704 году . Из-за разрушительных набегов норманнов , его мощи несколько раз переносились из Фонтенелля в . Впервые мощи были перенесены в 862 году, а в последний раз в 944 году.
В 875 году мощи и святого Вандриля были перенесены в женский монастырь Бланжи-Сюр-Тернуаз (Па-де-Кале) и оставались там около 20 лет. Оттуда монахи увезли реликвии в Булонь-сюр-Мер , где они и оставались в течение полувека.
Там в 944 году мощи этих святых обнаружил граф Фландрии Арнульф I Великий , который по совету одарил ими в Генте .
В 1047 и 1062 году часть мощей была возвращена в Сен-Вандрий Ранком. Фрагмент черепа хранился долгое время в Намюре , где был обретен в 1877 году . В 1883 году он был передан в аббатство . В 1969 году фрагмент черепа был возвращен в .