Interested Article - Дезидерий Осерский

Дезидерий ( Дидье ; лат. Desiderius , фр. Didier ; умер в 27 октября 621 или 623 ; Осер ) — (первая половина 600-х—621/623), святой (день памяти — 27 октября).

Биография

Исторические источники

Основными средневековыми нарративными источниками , повествующими о Дезидерии, являются написанная в середине VII века Фредегаром хроника и составленные в IX веке на основании более ранних документов « » . Из этих двух сочинений более достоверные сведения содержатся в последнем. Вероятно, на объективность Фредегара могло повлиять его негативное отношение к королеве Брунгильде и её сторонникам, одним из которых был Дезидерий Осерский .

Происхождение

Фредегар писал, что до своего избрания на кафедру Осерской епархии Дезидерий был крестьянином, проживавшим вблизи селения Арси в Шампани . По мнению современных историков, эти сведения не соответствуют действительности . Вероятно, истинными являются свидетельства, содержащиеся в «Деяниях епископов Осерских», согласно которым Дезидерий был членом знатной аквитанской семьи. Известно, что его мать звали Нектарией и что она была похоронена в церкви Святого Аманда в Каоре . В этом же источнике Дезидерий назван близким родственником королевы Брунгильды . Именно этим, якобы, объяснялись баснословное богатство и обширные земельные владения Дезидерия, которыми он владел ещё до получения епископского сана . На основании этих свидетельств предполагается, что Дезидерий, родным городом которого был Каор, являлся выходцем из высших слоёв знати Франкского государства . Сведения же о близком родстве Дезидерия и Брунгильды, возможно, свидетельствуют о родственных связях семьи епископа с одним из правителей Вестготского королевства .

Епископ Осера

Избрание епископом

Вероятно, Дезидерий ещё до получения епископского сана входил в число наиболее приближённых к королеве Брунгильде лиц . После смерти епископа Авнария он был избран девятнадцатым главой Осерской епархии. Церемония интронизации нового епископа состоялась 2 октября, на седьмой день после кончины его предшественника . Год, когда произошло это событие, точно не известен. На основании противоречивых свидетельств средневековых источников современные историки датируют смерть епископа Авнария первой половиной 600-х годов. В качестве возможных дат кончины Авнария и восшествия Дезидерия на осерскую кафедру называются 601 , 603 , 604 или 605 годы .

Об обстоятельствах избрания Дезидерия епископом сообщается только в хронике Фредегара. В ней рассказывается о том, что будучи бедным крестьянином Дезидерий в 599 году помог изгнанной из Австразии Брунгильде добраться до владений её внука, короля Бургундии Теодориха II . В благодарность за этот поступок Дезидерий и получил осерскую кафедру. По мнению современных историков, это свидетельство не соответствует действительности . Тем не менее, у исследователей не вызывает сомнение тот факт, что Дезидерий получил епископский сан благодаря королеве Брунгильде .

Дары Осерской епархии

Церковь Франкского государства при Меровингах

Во время управления Дезидерием епархией Осер был местом жительства Брунгильды. Являясь одним из наиболее верных её сторонников и советников ( лат. propinquus ), Дезидерий получил от королевы богатые дары для своей епархии, в том числе, отделанную золотом чашу из оникса . Общий вес церковной утвари , переданных Брунгильдой Осерской епархии, составлял 119 фунтов и 5 унций серебра (около сорока килограммов). Королева передала епархии также и несколько принадлежавших ей земельных владений. В «Деяниях епископов Осерских» упоминается о том, что в своём завещании Брунгильда выражала желание быть похороненной в осерской церкви Святого Германа .

Желая расширить кафедральный собор Осера, , Дезидерий повелел пристроить к нему несколько новых помещений, а также возвести новую апсиду над его восточной частью . Образцом для неё послужила апсида собора в Отёне , недавно возведённого заботами святого . На личные средства епископа алтарь этого храма был украшен золотом и мозаикой . Согласно завещанию Дезидерия, о котором подробно повествуется в «Деяниях епископов Осерских», церкви Святого Стефана было передано множество золотой церковной утвари общим весом около 300 фунтов. Вся она была приобретена на деньги епископа . Богатыми дарами был наделён и другой осерский храм, церковь Святого Германа .

В своём завещании Дезидерий повелевал передать на нужды Осерской епархии не только все свои оставшиеся денежные средства, но и все свои обширные личные земельные владения, находившиеся в окрестностях Отёна , Осера, Сентонжа и Фрежюса . Также распоряжением епископа после его смерти волю получили более двух тысяч принадлежавших ему рабов. Значительные суммы передавались и на благотворительные цели, в первую очередь, на помощь бедным .

Вероятно, обогащая епархию за свой счёт, Дезидерий планировал сделать Осер главным церковным центром Бургундского королевства. Предполагается, что он также мог пытаться получить паллий , чтобы стать представителем папы римского в Бургундии. Однако эти усилия Дезидерия завершились безрезультатно .

Политическая деятельность

Хотя Дезидерий упоминается как наиболее влиятельный из советников королевы Брунгильды, о его деятельности на этом посту почти ничего не известно. Предполагается, что епископ Осера мог быть тем анонимным бургундским иерархом, к которому было направлено послание вестготского графа Булгара , около 611 года ведшего от имени короля Гундемара переговоры с королями Теодорихом II и Теодебертом II .

В средневековых источниках ничего не сообщается и о действиях Дезидерия во время событий, приведших к казни в 613 году королевы Брунгильды. Известно только о том, что он сохранил власть над Осерской епархией. Вероятно, Дезидерию удалось убедить нового правителя всего Франкского государства, короля Хлотаря II , в своей лояльности. Подтверждениями этого мнения являются свидетельства о пожалованиях, данных Осерской епархии этим монархом. Предполагается, что по ходатайству Дезидерия король Хлотарь II дал согласие на исполнение завещания Брунгильды в той его части, которая касалась даров осерским церквям .

Из других событий, связанных с епископской деятельностью Дезидерия, известно о его участии в 614 года . На этом собрании присутствовали семьдесят девять иерархов и восемнадцать представителей высшей франкской знати. Здесь были приняты постановления, касающиеся выборов епископов, неприкосновенности церковного имущества, укрепления церковной дисциплины , а также вопросов о взаимоотношении духовенства и светских властей Франкского государства .

Смерть и посмертное почитание

Дезидерий скончался 27 октября 621 или 623 года . Согласно «Деяниям епископов Осерских», он находился во главе епархии восемнадцать лет и двадцать пять дней. Новым главой епархии был избран .

Останки Дезидерия были похоронены в осерской церкви Святого Германа, рядом с могилой его предшественника на кафедре, святого Авнария. В 859 году мощи Дезидерия были перенесены в новую церковную крипту, а затем (в 969 году или 16 августа 1035 года) они были перевезены в церковь селения . Все переданные Дезидерием литургические сосуды были утеряны в 1567 году во время разграбления гугенотами осерских католических храмов . Тогда же, вместе с мощами некоторых других осерских епископов, были утеряны и останки епископа Дезидерия .

Вероятно, почитание Дезидерия как святого утвердилось в Осерской епархии уже вскоре после его смерти. Он упоминается в таком качестве в мартирологе, составленном в IX веке монахом Корби Нивелоном . О Дезидерии как о святом упоминается в составленных болландистами « Актах святых » . День памяти Дезидерия Осерского отмечается 27 октября . Также празднуется и перенесение его мощей: этот день отмечается 17 августа .

Примечания

  1. Фредегар . Хроника (книга IV, глава 19).
  2. Деяния епископов Осерских (глава 20).
  3. Bouchard C. B. // Speculum . — 2009. — № 84 . — P. 1—35. (недоступная ссылка)
  4. , с. 310.
  5. Шмидт Г. А. Комментарии № 85—86 к IV книге «Хроник Фредегара» // Хроники Фредегара. — СПб. , М. : ; ИД Клио, 2015. — С. 346 . — ISBN 978-5-91852-097-0 .
  6. Duchesne L. . — Paris: Fontemoing et C ie , Éditeur, 1910. — P. 447.
  7. Fisquet M. H. . — Paris: E. Repos, 1864. — P. 244—245. 9 марта 2016 года.
  8. Aubert R. Didier 2. — . — Paris: Letouzey et Ané, 1960. — Col. 399
  9. Davis-Weyer C. . — University of Toronto Press , 1986. — P. 66—67.
  10. Cousin P. Aunarius of Auxerre, St. // . — Gale , 2003. — Vol. 1. — P. 893—894. — ISBN 0-7876-4005-0 .
  11. Shahan T. // Catholic Encyclopedia . — New York: Robert Appleton Company, 1907. — Vol. II. — P. 107—108. 31 июля 2016 года.
  12. Prévost A. Aunaire. — Dictionnaire d’histoire et de géographie ecclésiastiques. — Paris: Letouzey et Ané, 1931. — Col. 689
  13. , с. 356—357.
  14. Claude H. . — 2013. — Vol. 3B. — ISBN 978-8-8311-9347-4 . 24 сентября 2015 года.
  15. Hen Y. . — BRILL , 1995. — P. 97—100. — ISBN 978-9-0041-0347-4 .
  16. Ariès Ph., Veyne P., Duby G. . — Harvard University Press , 1992. — P. 448. — ISBN 978-0-6743-9974-7 .
  17. Janes D. . — Cambridge University Press , 1998. — P. 135. — ISBN 978-0-5215-9403-5 .
  18. Вестготские письма (№ 13).
  19. , с. 363 и 501—504.
  20. , с. 384.
  21. . — Monumenta Germaniae Historica . Legum Sectio III. Concilia. Tomus I. Concilia aevi Merovingici. — Hannover: Impensis Bibliopolii Hahniani, 1883. — S. 185—193. (недоступная ссылка)
  22. Солодовников В. В. Ранние соборы: Меровингская Галлия VI—VIII вв. — М. : Ассоциация «Духовное возрождение», 2004. — ISBN 5-87727-067-2 .
  23. . — Paris: Bloud et Barral, Libraires, 1876. — P. 658. 9 марта 2016 года.
  24. Grierson Ph., Blackburn M. . — Cambridge University Press, 2007. — P. 96. — ISBN 978-0-5210-3177-6 .
  25. (лат.) . Ökumenisches Heiligenlexikon. Дата обращения: 20 сентября 2015. 18 апреля 2021 года.
  26. (фр.) . Nominis. Дата обращения: 20 сентября 2015. 6 января 2016 года.

Литература

  • Дюмезиль Б. Королева Брунгильда. — СПб. : , 2012. — 560 с. — ISBN 978-5-91852-027-7 .
Источник —

Same as Дезидерий Осерский