Тюрякулов, Назир Тюрякулович
- 1 year ago
- 0
- 0
Назир Магомедгаджиев также известен как Назир ад-Дургели Алтуни ( 1891 , Доргели , Дагестанская область , Российская империя — 1935 , Тарки , СССР ) — известный учёный- арабист , религиозный и общественный деятель начала XX века , энциклопедист, автор библиографического сочинения о дагестанских алимах всех времён.
Назир ад Дургели родился в кумыкском селении Доргели, по национальности даргинец . Его отец Хаджжи Ника Мухаммад, сын Курбана Ал-туни, отца которого звали так же Ника-Мухаммад, был переселенцем из даргинского селения Хаджалмахи , его мать Назира Бата была дочерью Курбан Али из Губдена , но род её так же происходит из Хаджалмахи (умер в 1925 году), дед Курбан Ал-туни был образованным человеком .
По словам Назира, отец его был «ученым, чтецом Корана , всегда совершал доброе, встречался с хорошими людьми, побывал в хаджже, был человеком верующим, гостеприимным, абсолютно порядочным и честным» . Обладая каллиграфическим почерком, Ника Мухаммад подготовил для литографированного издания рукопись сочинения Ильяса ал-Цудахари «Кифайат ал-мурид фи тарикат ат-тавхид» на кумыкском языке. Скончался он в 1925 году. Кроме Назира у него было ещё трое детей: Абу Саид (род. 1894), Хубият (род. 1898) и Багаутдин (ум. 1919-20) .
В 1917 году Назир женился на Затрат, дочери Ата из Дургели. Назир получил начальное образование сначала в родном селении у своего отца и у местных знатоков Корана и арабского языка, позднее — у известных алимов в селениях Параул , Нижнее Казанище , Губден . Среди его учителей были Али-Хаджи Акушинский , Абусуфьян Акаев , Джамал ад-Дин Карабудахкентский .
В возрасте примерно 35 лет Назир переселился с семьёй в древнее селение Тарки . Там собрал большую исламскую библиотеку из тысяча томов редких книг. В числе их все номера мусульманской газеты издаваемой с 1913—1918 годы « Джаридат Дагистан » под редакцией , а также все статьи известного исламского реформатора (муслих) Али ал Гумуки ( Али Каяева ) . Самый главный труд Назира Магомедгаджиева, это словарь биографий мусульманских учёных X—XX веков « Услада умов в биографиях дагестанских учёных » (« Нузхат ал-азхан фи тараджим улама Дагистан» ). Долгое время издание этого сочинения было не возможно из-за советских антирелигиозных установок. В этом словаре он собрал около 230 учёных арабов , азербайджанцев , аварцев , даргинцев , кумыков , лакцев , лезгин , чеченцев и других. Книга рассказывает об их биографиях и написанных ими сочинениях, многие из которых ныне навсегда утеряны. В словаре отражён широкий круг дисциплин от исламского права и богословия, суфийской этики до астрономии, медицины, исламской поэзии, логики и др. Этот труд по своему масштабу и полнотой сообщаемых сведений с богатой источниковой базой имеет огромное энциклопедическое значение. Назир использовал в своей работе ряд сведений о дагестанских учёных из трудов среднеазиатского историка XII века Абу Са‘д ас-Сам‘ани , арабского энциклопедиста XIII века Йакута ал-Хамави , путешественника XIV века Ибн Баттуты и многих других.
Назир ад-Дургели поддерживал дружеские отношения с крупными дагестанскими учеными Абу Суфйаном Акаевым , Али Каяевым и Магомед-Саидом Саидовым .
Назир собирал материалы для своего биобиблиографического словаря в течение многих лет. Ему принадлежало одно из богатейших частных книжных собраний Дагестана, от этой библиотеки до современности дошло только малое число книг . Его источники это труды известных во всём исламском мире дагестанских учёных богословов . Также известен его труд, под названием «Иджтихад и таклид» , он написал его в ответ таркинскому кадию Мухаммаду ат-Таргули, который упрекнул Назира, за то, что он в письме к нему, процитировал известного мусульманского теолога, салафитского проповедника Ибн Теймию , это и подтолкнуло Назира ад-Дургели к созданию отдельного труда, который в последствии лег в основу дискуссии между ним и Йусуфом из Дженгутая, которому Назир ад-Дургели отправил свой трактат.
Умер 1935 году в селении Тарки, похоронен он в родном селении Дургели, близ могилы отца .