Interested Article - Абраам Албатанеци
- 2020-09-11
- 1
Абраам I Албатанеци ( арм. Աբրահամ Ա Աղբաթանեցի ) — 25-й Католикос всех армян (606/607 — 610/615). Ревностно отстаивал монофизитскую догматику Армянской Апостольской церкви , стремился сохранить каноническое единство армянской, грузинской и албанской церквей, но в итоге именно при нём оформился окончательный раскол между монофизитской армянской и халкидонской грузинской церквями .
Церковная деятельность
Родился в середине VI века, в деревне Албатан гавара Рштуник . Был епископом Рштуника, в 607 году избран Католикосом всех армян . В его время Армения, будучи разделённой между Византийским и Персидским империями, находилась в центре войны между ними . Одновременно усиливается догматическая борьба между армянской и византийской церквями. Персидский шах Хосров II , грамотно пользуясь этими религиозными разногласиями, начинает всячески поддерживать антихалкидонскую позицию армянской церкви . С его помощью во время военных успехов Персии был устранён противник Абраама — самопровозглашённый католикос византийской части Армении Ованнес. Вскоре после этого десятки прохалкидонски настроенных представителей армянского духовенства «признали свою ошибку» и перешли в монофизитство . Усилив свои позиции, Абраам разворачивает строительную и проповедческую деятельность. Вступает в полемические дискуссии с грузинским католикосом Кирионом , защитником халкидонизма. Стремясь утвердить монофизитскую догматику в Грузии, требует от Кириона перейти с грузинского богослужебного языка на армянский. Однако его усилия не увенчаются успехом, и Грузия в 608 году официально принимает халкидонство. Албатанеци в ответ на это отлучает Кириона, тем самим окончательно оформив раскол между армянскими и грузинскими церквями . В 609 году созвал церковный собор в Двине , на котором было установлено правило девяти чинов. Глава Армянской церкви был приравнен по статусу с главой Византийской церкви и объявлен патриархом , глава Албанской церкви — архиепископом , а Сюнийской — митрополитом . Будучи ярым монофизитом, Албатанеци также запретил армянам сродниться с халкидонитами ( грузинами и греками ), разрешив поддерживать только торговые отношения .
Литературное наследие
В « Книге писем » сохранились несколько его писем, направленных церковным и политическим деятелям Армении и Грузии. Из них особую ценность имеют три письма грузинскому католикосу Кириону . Эти письма имеют важное значение для изучения отношений армянских и грузинских церквей, их догматик. Албатанеци пытался сохранять единство кавказских церквей (Армении, Грузии и Кавказской Албании), отвергая при этом халкидонские каноны . Письма Абраама, помимо «Книги писем», сохранились и в более поздних армянских источниках, в частности у Ухтанеса , который включил 11 из них в свою «Историю Армении», в главу «История разделения армян и грузин», и у Мовсеса Каганкатваци , у которого 43-я глава 2-й книги «Истории страны Алуанк» взята у Албатанеци .
Помимо писем написал несколько религиозных речей и богословский труд «Вероисповедание и анафема» ( арм. Դավանութիւնք եւ նզովք ) .
Ему приписывают и правовой труд «О браке родственников» ( арм. Յաղագս ազգականաց ամուսնութեան ), вошедший впоследствии « Судебник Мхитара Гоша » . В нём проклинаются брачные союзы между кровными родственниками и рассматривается вопрос о допускаемых (дальних) родственных связях между вступающими в брак.
Ссылки
Примечания
- В русской транскрипции встречаются варианты Агбатанеци или Ахбатанеци
- Hannick, Christian. от 25 октября 2014 на Wayback Machine . Religion Past and Present . Brill Online, 2014
- ↑ = Աբրահամ Ա Աղբաթանեցի // Энциклопедия «Христианская Армения». — Ер. , 2002. — С. 8—9 . 15 октября 2014 года.
- Z. Arzoumanian. The Church of Armenia. — Publication of the Western Diocese of the Armenian Church, 2014. — С. 101.
- = Աբրահամ Ա Աղբաթանեցի // АСЭ . — Ер. , 1974. — Т. 1 . — С. 41 . 20 мая 2020 года.
- The Oxford Handbook of Late Antiquity / S. F. Johnson. — Oxford University Press, 2012. — С. 122. — 1247 с. — ISBN 0195336933 .
- В. А. Арутюнова-Фиданян. // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. I : « А — Алексий Студит ». — С. 158. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4 .
- А. Ю. Казарян. // Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств. Сборник статей.. — 2009. — С. 520—543 . 2 ноября 2014 года.
- Puskás Attila. // Örmeny diaszpora a Karpat-medenceben I. — Пилишчаба , 2006. — С. 9—26 . 25 октября 2014 года.
- Свазян Г. С. // Историко-филологический журнал АН АрмССР. — 1972. — № 3 . — С. 195—206 . 25 октября 2014 года.
- ↑ R. Bedrosian
- Patcanian M. Bulletin de l’Académie impériale des sciences de Saint-Pétersbourg — 1860 — С. 59
- 2020-09-11
- 1