Interested Article - Закария I Дзагеци

Закария I Дзагеци ( арм. Զաքարիա Ա Ձագեցի ) — армянский церковно-государственный деятель IX века , Католикос всех армян в 854/55—876/77 годах .

Жизнь и деятельность

Родился в селе Дзаг области Котайк в начале IX века. О ранней стадии жизни ничего не известно. В 854/55 году в течение одного дня был рукоположён в диакона , в иерея , в епископа и стал католикосом . Способствовал восстановлению армянской государственности, сыграл заметную роль в укреплении позиций Ашота Багратуни и улучшении отношений между арабскими правителями Армении и местной знатью. Активно занимался восстановлением церковного общения между Арменией и Византией, состоял в переписке с Константинопольским патриархом Фотием (эти письма не дошли до наших дней , но об их содержании частично известно из сочинений армянских историков X—XIII веков ). В 862 году созвал Ширакаванский собор , на котором предложение Фотия принять решения Халкидонского собора было категорически отвергнуто . В 875 году созвал ещё один собор, в котором приняли участие как епископы, так и нахарары . На этом соборе было принято решение о провозглашении независимости Армении, что вызвало очередной кризис в отношениях с Арабским халифатом , однако попытки мусульман подавить армянское сопротивление закончились провалом и вскоре (в 885 году) Ашот Багратуни был признан царём Армении . Умер в 876 или 877 году в Двине , там же был похоронен .

Написал 25 гомилий , большинство из которых не опубликовано (полностью опубликован лишь «Энкомий на воскресение Христа», а также отрывки из гомилии «К великому дню погребения Господа Иисуса Христа»). В основном они предназначались для чтения во время праздников и были написаны высоким стилем с употреблением многочисленных риторических фигур . Эти произведения, помимо теологического значения, представляют интерес и для изучения древнеармянского языка, ввиду богатого и своеобразного лексикона Закарии . Пользовался трудами Феофила , Егише , Григория Богослова , Василия Кесарийского , Епифания Кипрского , а также Евангелием от Никодима . Был одним из основных редакторов церковного сборника « » .

Память

Жизнь и деятельность Закарии легли в основу исторического романа «Дни Закарии Дзагеци» ( арм. «Զաքարիա Ձագեցու օրերը» , 1904 г.) армянского писателя .

Примечания

  1. М. Ширинян. // Православная энциклопедия . — М. , 2008. — Т. XIX : « Ефесянам послание — ». — С. 537—538. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-034-9 .
  2. Г. П. Хомизури от 21 сентября 2013 на Wayback Machine Москва, 2002
  3. Мелик-Оганджанян, Карапет Агабекович. // Историко-филологический журнал НАН РА / Саргис Арутюнян. — 2006. — № 2 . — С. 285—304 . 17 апреля 2014 года.
  4. R. Bedrosian
  5. Сохранилось сочинение озаглавленное от 12 октября 2013 на Wayback Machine , но оно признано неаутентичным и не принадлежит перу Фотия.
  6. H. G. O. Dwight Catalogue of all works known to exist in the Armenian language, of a date earlier than the seventeenth century. Journal of the American Oriental Society, Vol. 3, 1853, p. 257—258
  7. А.Н. Тер-Гевондян. Армения и арабский халифат. — Ер. : Изд. АН АрмССР, 1977. — 324 с.
  8. М. Григорян. // Вопросы истории Армении (сборник научных статей). — 2011. — № 12 . — С. 47—63 . 17 апреля 2014 года.
  9. = Զաքարիա Ա Ձագեցի // Энциклопедия «Христианская Армения». — Ер. , 2002. — С. 1058—1059 . 1 октября 2015 года.
  10. А. Оганджанян. // Армянский гуманитарный вестник. — Ер. : «Зангак», 2012. — № 4 . — С. 189—203 . 20 октября 2013 года.
  11. A. J. Hacikyan, G. Basmajian, E. S. Franchuk, N. Ouzounian. The Heritage of Armenian Literature: From the sixth to the eighteenth century. — Detroit, MI: Wayne State University Press, 2002. — С. 101—102. — 1108 с. — ISBN 0814330231 .
Источник —

Same as Закария I Дзагеци