Interested Article - Анания Мокаци

Анания Мокаци ( арм. Անանիա Մոկացի , около 900, Фас — 968, Аргина) — армянский писатель, богослов, историк, 54-й Католикос всех армян (946—968).

Биография

Родился в начале X века в деревне Фас провинции Мокк . Начальное образование получил в монастырях Ахтамар и , позже стал настоятелем Варагаванка. С 946 года — Католикос всех армян. После возглашения в 961 году города Ани столицей Армянского царства , провёл роскошную коронацию царя Ашота Милостивого в новой столице . Преемником стал Ваган Сюнеци.

Борьба за единство церкви

Начало правления Анании Мокаци ознаменовалось распространением халкидонства и тондракийской секты среди армян, в том числе и среди священников. Сильно обострились отношения Албанской и Сюникской епархий с католикосатом. Католикосы Албании Саак и Гагик, а также митрополит Сюникский Акоб, попытались вывести свои епархии из-под юрисдикции Армянской церкви , но Мокаци удалось пресечь эти попытки . Ради сохранения церковного единства, а также для централизации Армянской церкви, он перенёс свою резиденцию из уединённого острова Ахтамар в Аргину, небольшой городок рядом со столицей Ани. В 960-х годах издал указ о «повторном крещении», позволяя таким образом армянам-халкидонитам вернуться в лоно национальной церкви . Известно также, что, с целью пресечь распространение халкидонства, Анания просил у царя Абаса запретить браки с халкидонитами . Немало проблем в это время создавали также тондракийцы, однако и против них Мокаци успешно боролся. Один из армянских епископов — Хосров Андзеваци , которого Анания раньше называл «мужем скромным и мудрым», был предан анафеме из-за подозрений в симпатии к тондракийцам . Другой бывший соратник Мокаци — Анания Нарекаци , после таких подозрений писал анти-тондракийские и анти-халкидонские книги, чтобы отвести от себя подозрения католикоса . Правление Анании Мокаци в целом привело к укреплению Армянской церкви и культурному возрождению.

Литературное наследие

Оставил богатое литературное наследие, но до нас дошли только четыре послания . Эти труды сообщают важные сведения о внутренней жизни Армении и представляют большую историческую ценность. По свидетельству Степаноса Орбеляна , Мокаци составил сборник «Послание веры», который, однако, не сохранился . Ведущая роль в исследовании сочинений Мокаци принадлежит Галусту Тер-Мкртчяну (1860—1918) .

Примечания

  1. Michael E. Stone. . — Society of Biblical Lit, 2013. — P. 683. — (Early Judaism and its literature, 38).
  2. Армянская советская энциклопедия, . — Ереван, 1974. — Т. 1. — С. 362.
  3. Rouben Paul Adalian, Historical Dictionary of Armenia . — Scarecrow Press, 2010. — 750 p. — P. 81.
  4. Арутюнова-Фиданян В. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. II : « Алексий, человек Божий — ». — С. 223. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-007-2 .
  5. Энциклопедия Христианская Армения, . — Ереван, 2002. — С. 49.
  6. A. J. Hacikyan, G. Basmajian, E. S. Franchuk, N. Ouzounian: The Heritage of Armenian Literature: From the sixth to the eighteenth century . — Literary Collections, 2002. — 1108 p.
  7. Энциклопедия Христианская Армения, . — Ереван, 2002.
  8. Энциклопедия религии, от 21 сентября 2013 на Wayback Machine . — Ереван.
Источник —

Same as Анания Мокаци