Родился в области
Тарон
в середине XI века. Был настоятелем
монастыря св. Апостолов
в
Муше
, имел титул
вардапета
. Прославился своими анти-
халкидонскими
и анти-
тондракийскими
произведениями. Самое известное
сочинение Таронеци — «Послание против ромейского философа Феописта»
(
арм.
«Թուղթ ընդդէմ Թէոփիստեայ հոռոմ փիլիսոփայի»
). Этот полемический труд, написанный по просьбе
сасунского
князья Чордванела
Мамиконяна
, сына Торника (
1073
—
1120
), по сути является ответом на работу греческого философа Феописта
. В первой части произведения Таронеци касается
теологических
вопросов, критикует решения
Халкидонского собора
, а во второй части анализирует проблемы связанные с церковными праздниками, сообщает важные сведения о распространённых в Армении протестантских движениях
тондракийцев
,
манихейцев
и цатов
. Это произведение принесло ему большую популярность среди армянского духовенства.
Смбат Спарапет
называет его "великим вардапетом"
,
Маттеос Урхаеци
величал его "вторым
просветителем
армян"
. В
1122 году
Таронеци расширил «Послание», добавив новые полемические речи. Труд был опубликован в
Константинополе
в
1752 году
(издательство Ованеса Чнчина, 358 страниц). Помимо «Послания», сохранились и другие сочинения Погоса Таронаци, в частности
«О сорокодневнем посте» (
арм.
«Յաղագս քառասնորդաց պահոց»
),
«О переднем посте» (
арм.
«Յաղագս առաջաւորաց պահոց»
),
которые пока не опубликованы
. Был также известен своим музыкальним творчеством, ему принадлежит первое собрание армянских церковных гимнов — «
Шаракан
»
. Умер в
1123 году
и был похоронен в монастыре св. Апостолов в Муше.
Примечания
↑
Армянская Советская Энциклопедия,
от 12 октября 2013 на
Wayback Machine
, том 9, Ереван, 1983, стр. 369
↑
Энциклопедия Христианская Армения,
, Ереван, 2002, стр. 867
(неопр.)
. Дата обращения: 6 октября 2013.
21 сентября 2013 года.
Арутюнова-Фиданян В.А.
от 30 апреля 2013 на
Wayback Machine
// Византийские очерки. М., 1996
Кесеян, А. О.,
от 21 сентября 2013 на
Wayback Machine
, Ереван, 1984
↑
Устян А. Р.
от 12 октября 2013 на
Wayback Machine
// Армянство в условиях глобального общества: геополитические и цивилизационные аспекты. М., 2002.
S. B. Dadoyean, S. Parsumean-Tatoyean,
The Fatimid Armenians: Cultural and Political Interaction in the Near East
, Brill, 1997, 214 pp,
ISBN 9004108165
Энциклопедия Христианская Армения,
от 12 октября 2013 на
Wayback Machine
, Ереван, 2002, стр. 92
Steven Runciman,
The Medieval Manichee: A Study of the Christian Dualist Heresy
, Cambridge University Press, 1982, 214 pp,
ISBN 0521289262
Nina G. Garsoian,
The Paulician heresy: a study of the origin and development of Paulicianism in Armenia and the Eastern Procinces of the Byzantine empire
, Walter de Gruyter, 1967, 293 pp,
ISBN 3111344525
F. C. Conybeare ,
The Key of Truth: A manual of the Paulician church of Armenia
, Clarendon Press, 1898
Смбат Спарапет,
от 12 октября 2013 на
Wayback Machine
, Ереван, 1974
H. G. O. Dwight, Catalogue of all works known to exist in the Armenian language, of a date earlier than the seventeenth century. Journal of the American Oriental Society, Vol. 3, 1853, p. 261