Interested Article - Виталий (Введенский)
- 2020-12-10
- 1
Архиепи́скоп Вита́лий (в миру Владимир Фёдорович Введе́нский ; 8 [20] июля 1870 , Песковатое , Тульская губерния — 25 марта 1950 , Москва ) — епископ Русской Православной Церкви ; с 1944 года архиепископ Тульский и Белёвский, с 1946 года архиепископ Дмитровский, викарий Московской епархии ; председатель Миссионерского Совета при Священном Синоде .
Биография
Родился 8 июля 1870 года в селе Песковатом (ныне — в Белёвском районе Тульской области) в семье псаломщика .
В 1884 году окончил . В 1890 году окончил Тульскую духовную семинарию .
В 1890—1891 годы — учитель народной школы горного ведомства при чугунолитейном заводе Мосоловых .
8 сентября 1891 года рукоположён в сан священника и назначен к Крестовоздвиженской церкви Белёвского Крестовоздвиженского женского монастыря. Одновременно с 3 апреля 1893 года был заведующим и законоучителем второклассной женской монастырской школы. Одновременно с 1894 года был делопроизводителем и в 1903—1907 годах председателем правления эмеритальной и пожарной касс духовенства Тульской епархии. 28 июня 1897 года награждён набедренником . В январе 1900 года награждён бархатной фиолетовой скуфьёй .
15 января 1900 года назначен инспектором классов Белёвского епархиального женского училища. 24 апреля 1902 года награждён камилавкой. 1 августа 1902 года освобождёнием от должности инспектора училища и становится проподавателем в нём и с 1907 года председателем его совета.
1 августа 1903 года назначен законоучителем Белёвского реального училища, с причислением сверх штата к Рождество-Богородицкому собору города Белёва. Одновременно с 1905 года был законоучителем Белёвской женской гимназии. 29 марта 1908 года награждён наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым. 1 апреля 1913 года награждён саном протоиерея .
23 февраля 1915 года назначен благочинным белёвских городских церквей .
Овдовел. В 1915 года назначен епископом Аляскинским , однако от назначения отказался .
В 1917—1918 годах член Поместного Собора Православной Российской Церкви по избранию как клирик от Тульской епархии, участвовал в 1-2-й сессиях, член II, XV отделов .
27 мая 1918 года вошёл в состав Тульского епархиального совета, в том же году стал его председателем , награждён палицей.
18 августа 1919 года принял монашество и возведён в сан архимандрита . Служил в Белёвском Спасо-Преображенском монастыре .
Архиерейство. Участие в обновленческом движении
15 августа 1920 года хиротонисан во епископа Епифанского, викария Тульской епархии (кафедра — в Николаевском соборе города Епифань ).
В начале июня 1922 года стал председателем епархиального совета, созданного управляющим Тульской епархией епископом Белёвским Игнатием (Садковским) .
18 июня 1922 году в Тулу прибыл член обновленческого ВЦУ Владимир Красницкий , который, вынудив епископа Игнатия (Садковского) отказаться от управления епархией, убедил епископа Виталия присоединиться к обновленчеству и занять пост председателя обновленческого епархиального управления с титулом «епископ Тульский и Епифанский» . «Всякий, кто знал преосвященного Виталия в какой бы то ни было период его долгой жизни может засвидетельствовать, что он всю жизнь был крайним консерватором, который не только никогда не помышлял ни о каком обновлении церкви, но даже (по ограниченности своего кругозора) не мог понять, что подразумевается под этим термином. <…> Сразу после посещения Тулы В. Д. Красницким епископ Виталий становится ярым живоцерковником» . Там же отмечается: «Человек аккуратный, скрупулёзно пунктуальный в служебных делах, почтительный по отношению к начальству, митрополит Виталий <…> смахивал на провинциального бухгалтера средней руки. „Так и остался белёвским протоиереем“, — говаривал часто про него Александр Иванович . По своему кругозору и образованию владыка за всю жизнь так и не ушёл дальше Белёва: главным источником его познаний были „ “ Тульской епархии. На них он обычно ссылался как на высший авторитет, всякий раз когда речь заходила о философских и социальных проблемах… Трудно было себе представить больших антиподов, чем митрополит Виталий и его знаменитый собрат и однофамилец» .
В августе 1922 года был участником Всероссийского съезда «Живой Церкви», на котором 16 августа назначен епископом Тульским и Епифанским, с возведением в сан архиепископа (кафедра — в Успенском соборе Тульского кремля ).
В апреле-мае 1923 года был участником 2-го Всероссийского поместного собора (обновленческого) . Входил в состав делегации собора, посетившей Патриарха Тихона для вручения ему «соборного определения о лишении сана и монашества» .
8 августа 1923 года становится членом Всероссийского обновленческого Синода, заведующим ревизионной частью .
В 1924 году награждён правом ношения креста на клобуке . В июне 1924 года был участником Всероссийского предсоборного совещания .
10 апреля 1925 года «в воздаяние его выдающихся исключительных заслуг на благо Православной Церкви» возведён в сан митрополита . В октябре 1925 года был участником «Третьего всероссийского поместного собора» (второго обновленческого), на котором избран членом Всероссийского обновленческого Синода. В феврале 1927 года был участником Первого всесоюзного миссионерского совещания .
В 1929 года, во время болезни митрополита Вениамина (Муратовского) , исполнял обязанности председателя Священного синода Православных Церквей в СССР . 5 сентября 1929 года решением учебного комитета при обновленческом синоде за представленные печатные труды получил степень кандидата богословия .
10 мая 1930 года назначен митрополитом Московским и Тульским, управляющим Московской обновленческой митрополией и председателем Священного синода Православных Церквей в СССР. Одновременно награждён правом преднесения креста за богослужениями (кафедра располагалась в московском храме Христа Спасителя ). В книге «Очерки по истории Русской церковной смуты» о нём говорится: «Об этом избрании Александр Иванович , со свойственным ему юмором, рассказывал так: „Умер митрополит Вениамин, и мы не знаем, кого избрать вместо него. И вот, вспоминаю — в Туле есть архиерей, монах, борода длинная-длинная, седая, картинная… Подумали и решили — быть ему предом в Синоде…“» . 16 сентября 1930 года освобождён от управления Тульской обновленческой епархией, а 17 сентября 1930 года назначен председателем обновленческого Московского областного митрополитанского церковного управления .
В июне 1931 года в связи с закрытием Храма Христа Спасителя перенёс кафедру в храм Николая Чудотворца в Новой Слободе , получивший статус синодального собора . 29 августа 1931 года награждён правом ношения двух панагий .
5 мая 1933 года освобождён от управления Московской обновленческой митрополией; митрополитом Московским был назначен Михаил Князевский . Однако, поскольку Виталий (Введенский) остался в должности председателя обновленческого синода, он был наделён титулом « Первоиерарха православных церквей в СССР » .
В 1934 году в связи с закрытием Никольского синодального собора перенёс кафедру в Воскресенскую церковь в Сокольниках , которая получила статус синодального собора .
29 апреля 1935 года, в связи с «самороспуском» Священного синода Православных Церквей в СССР, освобождён от должности председателя Синода и объявлен единственным главой обновленческой Церкви . Как писал Анатолий Краснов-Левитин: «По инициативе проф. Зарина (своего секретаря), митрополит Виталий принимает пышный титул „Первоиерарха Московского и всех православных церквей в СССР“. Ему присваивается небывалый титул: „Ваше первосвятительство“, и к его имени прилагается эпитет: „первосвященнейший“. Однако вся эта внешняя помпа не может скрыть той парадоксальной ситуации, в которой очутилось обновленчество. Ярые противники единоличной власти и сторонники „соборного начала“ вынуждены отныне перейти сами к единоличному управлению» .
В апреле 1941 года в связи с отсутствием епархиальных структур организовал Высшее церковное управление с целью координации деятельности приходов. Новое ВЦУ состояло из двух человек: самого Виталия (Введенского), занявшего должность председателя, и его заместителя, которым стал митрополит Александр Введенский .
Митрополит Виталий, не способный из-за болезней, возраста и характера проявлять необходимую активность, постепенно отходил от дел. В сентябре 1941 года он отпраздновал 50-летие своего священнослужения, но это было последнее его служение в качестве первоиерарха. 6 октября митр. Виталий уш ел в отпуск и передал власть своему заместителю. 10 октября в новом заявлении он уточнил свой уход, охарактеризовав как бессрочный, и указал, что все свои полномочия и прерогативы передает Александру Введенскому, назвав его новым титулом — «Святейший и Блаженнейший Первоиерарх Московский и всех Православных Церквей в СССР». Титул был введен без санкции Собора, но все обновленческие иерархи одобрили его. 12 октября Александр Введенский в качестве первоиерарха написал свое первое патриотическое воззвание .
14 октября 1941 года по решению правительства СССР был эвакуирован в город Ульяновск .
Последние годы. Покаяние и кончина
23 января 1944 года вернулся в Москву, служил в Пименовской церкви . «Митрополит Виталий, фактически превратившийся в заштатного священника, так же исполнял обязанности псаломщика и тщательно делил кружку» .
2 марта 1944 года в зале заседаний Священного синода принёс покаяние патриарху Сергию и был принят в церковное общение в сане епископа, какой имел до ухода в обновленчество , с оставлением на покое в должности почётного настоятеля храма Воскресения Христова в Сокольниках . 5 мая 1944 года возведён в сан архиепископа . 13 июля 1944 года назначен архиепископом Тульским и Белёвским с оставлением в должности почётного настоятеля Воскресенского храма в Сокольниках . В конце октября 1944 года встречал в Туле патриаршего местоблюстителя митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского) , заверив его «в своей преданности и любви» .
Во время войны епископ Виталий писал патриотические стихи, которые печатались в « Журнале Московской Патриархии » (1944, № 5, № 6): «Станем на защиту Родины», «Молитва в дни брани», «У гроба Святейшего Патриарха Сергия», «Молитва Богоматери в дни Великой Отечественной войны».
Член Поместного собора 1945 года . В мае — июне 1945 года сопровождал патриарха Алексия I во время его поездки на Святую землю и в Египет .
19 июля 1946 года по собственному прошению освобождён от управления Тульской кафедрой и назначен председателем Миссионерского совета при Священном синоде с назначением архиепископом Дмитровским , викарием Московской епархии и с оставлением в должности почётного настоятеля Воскресенского храма в Сокольниках .
21 февраля 1949 года по прошению освобождён от должности председателя Миссионерского совета.
Скончался 25 марта 1950 года в своей «келье» при храме Воскресения в Сокольниках (последнюю службу совершал вечером 23 марта). В понедельник 27 марта 1950 года его отпевание возглавил патриарх Алексий I в Воскресенском храме в Сокольниках, после чего тело было оставлено в храме для «последнего целования» . Погребён 28 марта у Троицкой церкви на Пятницком кладбище в Москве .
Сочинения
- [40 статей] // Кормчий. 1899—1902.
- Слово; Протоиерей Михаил Феодорович Бурцев; Речь // Тульские епархиальные ведомости. 1900. № 4. С. 203—206; № 16-17, 21.
- Поучение у плащаницы; 14 мая; Рождество Христово [Стихи]; Рождественская ночь // Тульские епархиальные ведомости. 1901. № 5/6, 11/12, 20.
- Не плачи!; Покаянный вопль грешника [Стихи]; Слезы Христовы; Памяти родного поэта [Стихи] // Тульские епархиальные ведомости. 1902. № 3/4, 7/8, 16.
- 25-летие игуменства настоятельницы Белёвского монастыря Магдалины; Первый выпуск воспитанниц Белёвского епархиального женского училища; Стихотворение // Тульские епархиальные ведомости. 1903. № 1/2, 11-12.
- Речь при погребении игум. Магдалины // Тульские епархиальные ведомости. 1904. № 22.
- Люди, веселитеся!; Об освящении храма; Мой крест [Стихи] // Кормчий. 1905. № 16, 37; 1906. № 34.
- [Статья] // Тульские епархиальные ведомости. 1907. № 23.
- Доклад; Памяти святителя Димитрия, Ростовского чудотворца [Стихи] // Тульские епархиальные ведомости. 1909. № 21, 43.
- У гроба ученицы [Н. П. Новиковой]. — Белёв, 1912
- Прощальная речь воспитанницам белёвской женской гимназии, окончившим курс в 1912 г. — Белёв, 1912
- Испытания в жизни и отношение к ним по соч. о. Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе». — Белёв, 1913
- Православные церковные братства (1864—1914). — СПб., 1914
- В часы душевного томленья; О всепетая Мати! [Стихи]; Думы законоучителя; У иконы Богоматери [Стихи] // Тульские епархиальные ведомости. 1914. № 9, 12, 23-24, 36.
- Объяснения // Тульские епархиальные ведомости. 1915. № 29.
- Анна Александровна Шредер; Протоиерей Александр Иванович Филомафитский (Некрологи); О родина святая! [Стихи]; На современные мотивы // Тульские епархиальные ведомости. 1917. № 3, 7/10, 21/22, 29/30.
- Законоучительский кабинет на Священном Соборе // Религия и школа. 1918. № 4.
- Станем на защиту Родины: [Стихи] // ЖМП. 1944. № 5. С. 27
- Молитва в дни брани: [Стихи] // Там же. С. 28
- У гроба Святейшего Патриарха Сергия: [Стихи] // Там же. № 6. С. 37-38
- Молитва Богоматери в дни Великой Отечественной войны: [Стихи] // Там же. № 10. С. 30
Примечания
- ↑ , с. 172.
- ↑ А. А. Б. // Православная энциклопедия . — М. , 2004. — Т. VIII : « Вероучение — Владимиро-Волынская епархия ». — С. 559-560. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-014-5 .
- , с. 79—80.
- ↑ , с. 634.
- , с. 172—173.
- ↑ , с. 173.
- Движение и перемены по службе // Вестник Священного Синода Православной Российской церкви. 1925, № 2. С. 4.
- ↑ , с. 173, 670.
- , с. 619.
- , с. 30, 173.
- , с. 184.
- , с. 650—651.
- от 7 августа 2018 на Wayback Machine // Журнал Московской патриархии. — № 4. — 1944. — С. 9.
- Шаповалова А. Поездка Патриаршего местоблюстителя в Тулу // Журнал Московской патриархии. — 1944. — № 12. — С. 62—64.
- от 22 октября 2019 на Wayback Machine / Публ. П. А. Овсянникова // Вестник ПСТГУ. Серия II. История. История РПЦ. — 2009. — Вып. 2. — С. 126.
- Иеремия, архим-т . Кончина и погребение иерарха // Журнал Московской патриархии. — 1950. — № 4. — С. 6—7
Литература
- Иеремия, архимандрит. Кончина и погребение иерарха // Журнал Московской Патриархии. 1950. — № 4. — С. 6-7.
- Краснов-Левитин А. Э. , . — М. : Крутицкое Патриаршее подворье, 1996. — 672 с. — (Материалы по истории Церкви. Книга 9).
- Шкаровский М. В. . — М. : Изд-во Крутицкого подворья : О-во любителей церковной истории, 1999. — 423 с. — (Материалы по истории церкви; Кн. 24).
- Шкаровский М. В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви XX века. — СПб. : Нестор, 1999. — 99 с.
- А. А. Б. // Православная энциклопедия . — М. , 2004. — Т. VIII : « Вероучение — Владимиро-Волынская епархия ». — С. 559-560. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-014-5 .
- Лавринов В. В. , прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. — М. : Общество любителей церковной истории, 2016. — 736 с. — (Материалы по истории Церкви. Книга 54). — ISBN 978-5-9906510-7-4 .
Ссылки
- на сайте Русское Православие
- 2020-12-10
- 1