Interested Article - Грамоты и рисунки Онфима

Автопортрет Онфима в образе трехпалого всадника, поражающего такого же врага. Берестяная грамота № 200. Выписана также половина азбуки от А до К

Онфим (народная версия греческого имени Анфим ) — новгородский мальчик XIII века , автор берестяных грамот и рисунков. Всего почерком Онфима написано 12 грамот: № 199—210 и 331, а кроме того, ему принадлежат несколько берестяных рисунков, не пронумерованных как грамоты, так как они не содержат текста. Основная масса его грамот и рисунков найдена 13—14 июля 1956 года.

Хронология

Грамота № 206, содержащая склады, фрагмент из тропаря : «Иже в шестый час…», а также семерых забавных человечков, число пальцев которых сильно варьируется.

В издании «Новгородские грамоты на бересте» грамоты Онфима № 199—210 и рисунки без текста получили стратиграфическую датировку примерно 1224 1234 гг. Однако в 1996 году было установлено, что найденная позже грамота № 331, такого же учебного характера, также написана весьма характерным почерком Онфима, между тем она датирована по слоям 1268 1299 гг. Проверка археологической документации позволила установить, что все грамоты и рисунки можно отнести к промежуточному ярусу: 1234 1268 гг. Судя по рисункам, Онфиму было 6—7 лет.

По-видимому, Онфим все свои грамоты и рисунки (кроме, возможно, № 331) одновременно потерял, благодаря чему они были найдены вместе .

Онфим-ученик

Донце туеска (берестяная грамота № 199), активно исписанное и изрисованное Онфимом. На двух перекрещивающихся полосках бересты (слева) — полная азбука и склады. На другой стороне донца — формула «Поклон от Онфима к Даниле», рисунок зверя и подпись «Я — зверь»

Основная масса грамот Онфима — учебные записи. Буквы в исполнении Онфима выглядят достаточно чётко, не похоже, что он осваивает их впервые. В. Л. Янин предполагал, что его упражнения — закрепляющие при переходе с церы (восковой таблички) на бересту, писание на которой требовало специальных навыков. Одна из грамот Онфима представляет собой донце берестяного туеса , которое нередко давали детям для упражнений (найдены подобные грамоты других безымянных учеников). Три раза он выписывает полную азбуку , затем после неё идут склады : ба ва га да жа за ка… бе ве ге де же зе ке… би ви ги ди жи зи ки… Это классическая форма обучения грамоте («буки-аз — ба»), известная ещё в Древней Греции и просуществовавшая до XIX века .

Онфима также учили различным стандартным текстам. Например, грамота № 199 содержит традиционную формулу начала письма: «Поклоно ѿ Онѳима ко Данилѣ» (Данила — это, возможно, другой мальчик, учившийся вместе с Онфимом; А. В. Арциховский предполагал, что грамота № 201, почерк которой очень похож, но имеет не очень чёткие различия в некоторых буквах, написана не Онфимом, а Данилой). В грамоте № 203 Онфим записывает молитвенную формулу, которая могла служить и подписью: «Г(оспод)и помози рабу своѥму Онѳиму». Грамота № 202 содержит, вероятно, учебный образец деловой записки: «На Домитрѣ возѧти доложзикѣ», то есть «Взыскать с Дмитра должки». Наконец, в ряде грамот (206, 207, 331, возможно, 208) Онфим выписывает различные короткие фрагменты из Следованной Псалтири , тут же их бросая или «переходя» в другой текст.

Записи Онфима — ценное свидетельство начального образования в Новгородской республике. С лингвистической точки зрения интересно, что в текстах Онфим не использует букв Ъ и Ь (заменяя их на О и Е), хотя в выписанных им азбуках они есть; таким образом, при обучении так называемой «бытовой системе» письма ученик осваивал и полный инвентарь алфавита, чтобы быстрее научиться читать книжные тексты.

Онфим-художник

Рисунки Онфима

В минуту отдыха от занятий Онфим обращается к рисункам. На неумелых, но по-своему выразительных картинках мы видим лошадей, воинов в шлемах и плащах, сцены боя, летящие стрелы, всадника, поражающего врага. Под этим всадником Онфим (возможно, мечтавший сам стать воином), подписал своё имя: «Онѳиме». Под другим человечком он подписывает: «Павле», а под сказочным зверем — «Ѧ звѣре».

Это одни из самых древних известных нам детских рисунков.

Память

Памятник Онфиму работы Сергея Гаева

В сентябре 2015 года в Великом Новгороде появилось сразу два памятника Онфиму и его рисункам.

Первым подобным памятником стало изображение в металле двух рисунков Онфима рядом со зданием Детского музейного центра. Автором скульптуры стал известный новгородский скульптор Вячеслав Смирнов. .

Неделей позже входа культурного центра «Диалог» в Новгороде был поставлен второй памятник Онфиму работы скульптора Михаила Ющенко. Его особенностью является то, что он подвижный: если тронуть его за нависшую в воздухе ногу (скульптура стоит на одной ноге), то лицо начинает корчить гримасы, и при этом зазвенит специально добавленный бубенчик на подвесе, изображающий сердце .

23 августа 2019 года в Великом Новгороде на месте находки первой берестяной грамоты был установлен бронзовый памятник Онфиму работы художника Сергея Гаева. Мальчик изображён в процессе работы над грамотой № 206.

Примечания

  1. А. В. Арциховский, В. И. Борковский . Новгородские грамоты на бересте из раскопок 1956—1957 гг. М., 1963
  2. Лекция Андрея Зализняка « от 31 декабря 2013 на Wayback Machine ».
  3. // Ваши новости, 5 сентября 2015.
  4. от 15 декабря 2019 на Wayback Machine // REGNUM, 11 сентября 2015.
  5. от 26 февраля 2021 на Wayback Machine // foma.ru, 2 сентября 2019.

Литература

  • Стаменова А., Данилевский И. Нарисовал на бересте и подписал в уголке... // Казус: Индивидуальное и уникальное в истории. — М. : Индрик, 2018. — Вып. 13 . — С. 247—256 .
  • Янин В. Л. Устами младенца // Я послал тебе бересту. — М. : Языки русской культуры, 1998. — С. 50—70.
Источник —

Same as Грамоты и рисунки Онфима