Крусанов, Андрей Васильевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Па́вел Васи́льевич Круса́нов (род. 14 августа 1961 , Ленинград ) — современный русский писатель-прозаик, редактор, техник звукозаписи, инженер, садовник, печатник. Брат историка русского авангарда Андрея Крусанова .
Родился в семье служащих. Часть детства прожил в Египте . Окончил Педагогический институт им. А. И. Герцена (ЛГПИ) по специальности « география и биология ».
В первой половине 1980-х — активный представитель музыкального андеграунда, член Ленинградского рок-клуба , участник группы « ». В те же годы участвовал в выпуске литературного самиздатского журнала «Гастрономическая суббота». Работал осветителем в кукольном театре, садовником, техником звукозаписи, инженером по рекламе, печатником офсетной печати. С 1989 года начал работать в издательствах на редакторских должностях («Васильевский остров», «Тритон», «Северо-Запад», «Азбука», «Лимбус Пресс», « Амфора »).
С 1989 года публикуется в официальных изданиях (журналы: «Родник», «Звезда», «Русский разъезд», «Московский вестник», «Черновик», «Сумерки», «Соло», «Октябрь», «Комментарии»). С 1992 года — член Союза писателей Санкт-Петербурга . Лауреат премий: журнала « Октябрь » за роман «Укус ангела», «Созидающий мир» (2020). Финалист литературных премий: «Северная Пальмира» ( 1996 ), «АБС-премия» ( 2001 ), «Национальный бестселлер» ( 2003, 2006, 2010, 2015 ), «Большая книга» (2010). Коллекционирует жесткокрылых. Женат, имеет двух сыновей.
В 2022 году подписал письмо в поддержку российского военного вторжения на Украину .
В 1990 году вышла первая книга «Где венку не лечь» — роман-притча о братьях Зотовых, несущих в себе собственную гибель. В начальном периоде творчества отчасти заметно влияние Уильяма Фолкнера , признаваемое и самим автором. В первую очередь оно сказывается в использовании сквозных персонажей, мозаичном построении композиции, неразрывном переплетении и взаимопроникновении прошлого и настоящего. В дальнейшем Крусанов частично переработал роман и выпустил его в 2001 году под новым названием «Ночь внутри».
С начала 1990-х годов творческая манера Крусанова претерпела изменения — сперва в сторону изощрённых постмодернистских конструкций («Знаки отличия», 1995 ), а затем в направлении альтернативного реализма и освоения формы «имперского романа».
Увлекшись в 1996 — 1997 годах изучением карело-финского эпоса, Крусанов переложил в форме эпического романа корпус рун « Калевалы », собранный Элиасом Лённротом («Рунопевец»; повторно книга вышла в 2004 году под названием «Калевала»). Вплоть до настоящего времени это переложение является наиболее полным.
После выхода романа « Укус ангела » к Крусанову пришла всероссийская известность, и за автором закрепилась репутация «имперца». Книга вызвала шквал рецензий и отзывов, однако критики так и не смогли прийти к определенному мнению ни относительно жанра романа (его определяли то как «интеллектуальное фэнтези», то как «антиутопию», то как «альтернативную историю», то как «неомифологизм»), ни относительно его идейных и художественных достоинств. Характерная оппозиция оценок выглядела так: «Петербургский литератор Крусанов написал мощнейший роман XXI века » (Лев Данилкин, журнал «Афиша»); «Павел Крусанов и его книга „Укус ангела“ — первая проба ценителей имперских сапог в области изящной словесности» (Дмитрий Ольшанский, «Новая русская книга»). Промежуточный итог этого спора подвел журнал « Playboy »: «Павел Крусанов — писатель настолько хороший, что разные идиоты даже обвиняют его в фашизме. Что обычно происходит с людьми безупречно творческими». Несмотря на разброс мнений, а, возможно, и благодаря ему, за год книга выдержала четыре издания. Следующий роман «Бом-бом» ( 2002 ) вызвал аналогичную, хотя и более сдержанную, реакцию критики, что не помешало ему стать финалистом премии « Национальный бестселлер » ( 2003 ). Роман описывает историю старинного дворянского рода Норушкиных, который издавна самим провидением поставлен охранять подземную «чертову башню» с мистическим «гневизовом» — орудием пробуждения русского бунта. Метод, которым воспользовался Крусановым в романе, критики определили как ловушку: «Ловушка эта — неожиданное вплетение фантастической ниточки в серый холст повседневной жизни».
В 2005 году в издательстве « Амфора » вышел роман «Американская дырка», действие которого происходит в ближайшем будущем — 2010 — 2011 годах . Один из главных персонажей романа — Сергей Курёхин , который, оказывается, не умер в 1996 году , а просто, достигнув полного совершенства в профессии музыканта, решил начать свою карьеру с нуля и попробовать свои силы на новом поприще, — затевает авантюру-провокацию, с целью вовлечь в проект США , тем самым уничтожив «самый меркантильный человечник».
В разные годы Крусанов работал составителем сборников и альманахов «Семь вёрст до небес» ( 1990 ), «Русский разъезд» ( 1993 ), «Ё» ( 1996 ), « Митьки . Выбранное» ( 1999 ), «Синяя книга алкоголика» ( 2006 ).