Юлия Вертела
(настоящие имя
Власова Юлия Юрьевна
; род.
15 февраля
1967
,
Ленинград
) —
российская
писательница и
поэтесса
,
редактор
.
Кандидат биологических наук
, член
Союза писателей России
.
Биография
Юлия Юрьевна Власова (Юлия Вертела) родилась в семье учёных. Отец —
доктор биологических наук
,
профессор
Юрий Ильич Власов
. Мать —
доктор сельскохозяйственных наук
,
профессор
Элеонора Алексеевна Власова.
В 1989 году окончила
биолого-почвенный факультет
ЛГУ имени А. А. Жданова
(ныне
Санкт-Петербургский государственный университет
.
Работала в научно-исследовательских институтах биологического профиля —
Всероссийском институте растениеводства (ВИР) имени Н. И. Вавилова
,
Всероссийском научно-исследовательском институте защиты растений
и др.
Кандидат биологических наук
.
Творчество
Публиковаться как поэт и прозаик начала в 2002 году под псевдонимом Юлия Вертела (Вертела — девичья фамилия бабушки по материнской линии). Член
Союза писателей России
с 2007 года.
Излюбленный жанр — минипроза
. Наиболее известные произведения — повесть
и роман
. В 2011 году вместе с группой прозаиков и поэтов присоединилась к движению художников «
Полиреализм
. XXI век» и провозгласила «Манифест
полиреализма
: От литераторов до бесконечности»
.
Редактор
журнала «Полиреализм».
Живёт в городе
Пушкине
(Царском Селе).
Книги
-
«Бери и рисуй», рассказы и микропроза (СПб.: Вести, 2008)
-
«Не глядя на звёзды», стихи (СПб.: Бип, 2002)
-
«Интенсивная терапия», проза (М.:
АСТ
, 2011, 2012)
-
«Профессор Юрий Ильич Власов. 1929—2000: Научная, педагогическая и общественная деятельность», биографический очерк (СПб.: Знание, 2011) (В соавторстве с Л. Н. Самсоновой.)
-
«Дереализация», повесть, пьеса, рассказы, микропроза (Franc-Tireur USA, 2018)
Публикации в журналах
«Литературная газета»
,
«Нева»
,
«Урал»
, «Новый берег»,
»
,
«Юность»
,
«Топос»
, «Зарубежные задворки» (Германия), «Чайка» (США), «Городской калейдоскоп», «Твоя история», «Петербургская свадьба», «Полиреализм» и др.
Публикации в альманахах и сборниках
-
«Молодой Петербург»
(СПб., 2006, 2007, 2008, 2010)
-
«Мариенталь» (СПб., 2002, 2004, 2006, 2007).
-
«Царскосельский альманах» (СПб., 2006, 2007, 2009, 2010, 2014).
-
«Туманный альбиСон Петербурга» (СПб., 2004)
-
«Эрогенные пения. Стих сквозь прозы» (СПб., 2005)
-
«С новым годом! Санкт-Петербург 2006» (СПб., 2005)
Награды и премии
-
Премия журнала
«Нева»
за лучшее произведение 2010 года в номинации
.
-
Шот-лист питчинга сценарных проектов Teamwriting Insight за 2016 год (приключенческий сериал «Тайна орла и пеликана»).
Критики о Юлии Вертеле
-
Лев Пирогов
(из предисловия к книге «Интенсивная терапия»): «Книга Юлии Вертелы — это не женская литература. Это жизнь глазами женщины, которая не пытается подражать мужчинам, сыпля прибаутками и расследуя загадочные убийства, и не дурачит их, изображая щебечущую о нарядах дурочку, а честно, не дожидаясь ничьей помощи, тащит на себе груз бытия. Сперва я читал и думал: «Это будет как про войну в Чечне, только ещё страшнее, ещё больше крови». Потом и думать забыл об этих глупостях, так горло перехватило... Чтение причиняет боль, но потом, как после скальпеля хирурга, становится легче...».
-
Владимир Васильев
(о книге «Интенсивная терапия»,
«Литературный Санкт-Петербург»
): «Юлия Вертела не только писатель — она ещё и учёный-биолог. Ей самой пришлось бороться с тяжёлой болезнью. Поэтому все её истории правдоподобны и профессионально безукоризненны. Читаешь и чувствуешь боль от укола, пореза кожи, перелома кости, ощущаешь больничные запахи, видишь ангелов в белых халатах, жёстких, неразговорчивых, но знающих своё место в конвейере от приёмного покоя до операционной, а иногда и до морга»
.
-
Сергей Выжевский
(о романе «Чёрный шар»,
«Литературная газета»
): «Созданный по свежим следам роман анализирует переломный период современной российской истории — начало 90-х. Сочно, красочно, иронично представлен перестроечный Петербург. На страницах «Чёрного шара» отражается жизнь обитателей одной коммунальной квартиры, но коммуналка — не самоцель, а скорее, средство дать максимальный срез действительности и поставить ей правильный диагноз. Эта широта взгляда, широта охвата — ещё один фирменный приём Вертелы, используемый ею во всех крупных произведениях. Другой приём — фрагментарность, клиповость, точнее, кинематографичность эпизодов. Юлия выписывает своих персонажей, как живописец фигуры на полотне, каждая из них помимо участия в композиции имеет отдельное художественное значение. Но самое главное и пронзительное в «Чёрном шаре» — это судьба больного ребёнка и сопутствующий ей нравственный выбор окружающих...»
.
Примечания
-
Литературный Санкт-Петербург: XX век. Энциклопедический словарь. В 3-х тт. СПб.: 2015.
-
(неопр.)
.
Дата обращения: 1 июля 2015.
4 октября 2011 года.
-
В. Васильев. Чёрный шар в чёрном квадрате // Литературный Санкт-Петербург. - 2013.
от 5 марта 2016 на
Wayback Machine
-
(неопр.)
.
Дата обращения: 1 июля 2015.
5 апреля 2015 года.
Ссылки