Почётные граждане Варшавы
- 1 year ago
- 0
- 0
Осада Варшавы (19 августа — 8 сентября 1831) — решающее сражение польского восстания 1830—1831 годов . Закончилось взятием русскими войсками польской столицы Варшавы и капитуляцией повстанцев.
25 июня к русской армии прибыл новый командующий — граф Паскевич , который отдал приказ о переправе через Вислу в районе Осека . 1 июля началось строительство мостов, а с 4 по 8 произошла переправа главных сил русской армии (порядка 50 тысяч человек). Командующий польскими войсками Ян Скржинецкий не сумел организовать противодействия наступавшим на Варшаву с севера и востока русским войскам, и был заменён Дембинским , который оттянул войска к Варшаве, где к тому времени начались волнения.
19 августа началась блокада Варшавы. Главные силы русской армии расположились в районе Воли , а корпус Розена двинулся на Прагу . В польском лагере Дембинский был заменён на Малаховского . Раморино сумел оттеснить Розена к Бресту, но получил указание не удаляться от Варшавы, и вернулся. Тем временем действовавший на юге Ридигер 30 августа отправил на помощь главным русским силам 10-ю пехотную дивизию . В результате стоящие против Варшавы русские силы выросли до 86 тысяч человек, в польских войсках, оборонявших Варшаву, насчитывалось 35 тысяч человек.
С запада Варшава была защищена двумя линиями укреплений: первая представляла собой ряд редутов в 600 метрах от городского рва, тянувшихся от укрепленного предместья Чисте до деревни Мокотов; вторая, в километре от первой — опиралась на форт Воля и укрепленную деревню Раковец. Первую линию защищал Генрих Дембинский, вторую — Юзеф Бем . Граф Ян Круковецкий , видя опасность положения, вступил в переговоры с Паскевичем. Последний предложил некоторые гарантии и амнистию, которая не распространялась, однако, на поляков « ». Круковецкий, напротив, по-прежнему выставлял требование возвращения Литвы, заявив, что поляки «взялись за оружие для завоевания независимости в тех границах, которые некогда отделяли их от России».
На рассвете 6 сентября после ожесточенного артиллерийского обстрела русская пехота пошла в атаку и взяла в штыки редуты первой линии. Дольше всех сопротивлялась Воля, командир которой, генерал Совинский , на предложение сдаться ответил: «Одно из ваших ядер оторвало мне ногу под Бородиным, и я теперь не могу сделать ни шага назад». Он был убит в ожесточенном штурме; Высоцкий был ранен и попал в плен. Дембинский и Круковецкий предприняли вылазку, пытаясь вернуть первую линию, но были отбиты. Паскевич устроил свою ставку в Воле, и на протяжении ночи бомбардировал вторую линию; польская артиллерия отвечала слабо из-за нехватки зарядов.
7 сентября в 3 часа утра в Волю явился Прондзинский с письмом Круковецкого, в котором содержалось изъявление покорности «законному государю». Но когда Паскевич потребовал безусловного подчинения, Прондзинский заявил, что это слишком унизительно и он не имеет на то полномочий от сейма. В Варшаве собрался сейм, который, однако, обрушился на Круковецкого и правительство с обвинениями в измене. В половине второго Паскевич возобновил бомбардировку. Русская армия, построившись тремя колоннами, начала приступ. Штыковая контратака поляков была отбита картечью .
В 4 часа русские войска с музыкой атаковали укрепления и взяли их. Сам Паскевич был при этом ранен в руку. После этого вновь явился Прондзинский с письмом Круковецкого, заявившего, что получил полномочия на подписание капитуляции . Паскевич послал в Варшаву своего адъютанта Берга, который наконец и принял капитуляцию у Круковецкого. Однако сейм не утвердил её, предложив другие условия. Круковецкий вышел из членов правительства и, пользуясь тем, что капитуляция не была утверждена, вывел за Вислу 32 000 человек армии, сказав депутатам: «спасайте Варшаву — мое дело спасти армию». Утром 8 сентября войска Российской армии вступили в Варшаву через открытые ворота, и Паскевич написал царю: «Варшава у ног Вашего Величества».
Остатки армии Круковецкого отступили к Плоцку . Узнав, что польская армия отвергла капитуляцию, Паскевич выслал для переговоров в Модлин Берга, с тем чтобы дать время Розену и Ридигеру покончить с Раморино и Рожнецким.