Interested Article - Как футбол объясняет мир. Невероятная теория глобализации

«Как футбол объясняет мир. Невероятная теория глобализации» ( англ. How Soccer Explains the World: An Unlikely Theory of Globalization ) — книга американского журналиста , представляющая собой исследование взаимосвязи между футболом и глобализацией . На основе своего журналистского опыта автор пытается понять, каким образом футбол оказывает влияние на социальные и политические процессы по всему миру.

Книга предназначена для широкого круга читателей.

Содержание

Как футбол объясняет бандитский рай

В первой главе через движение болельщиков «Ultra Bad Boys» и фигуру Желько Ражнатовича Франклин Фоер изучает роль клуба « Црвена Звезда » в Югославских войнах 1990-х годов . Автор выдвигает следующие тезисы:

1) «Црвена Звезда» — инструмент сербского национализма;

2) Насилие как составная часть футбольной культуры получило свое развитие в Югославии в 1980-х годах на фоне процесса распространения бандитизма через музыку, кино и моду;

3) Болельщики «Црвены Звезды» подражали западноевропейским футбольным хулиганам;

4) Из болельщиков «Црвены Звезды» создавались карательные отряды Слободана Милошевича , которые принимали активное участие в этнических чистках и актах геноцида; одним из печально известных военизированных формирований стала Сербская добровольческая гвардия под руководством Желько Ражнатовича.

Как футбол объясняет порнографию религиозных распрей

Действие второй главы происходит в Шотландии, где дерби команд из Глазго « Селтик » и « Рейнджерс » носит религиозный подтекст: за «Селтик» болеют католики, в то время как «Рейнджерс» поддерживают протестанты. Автор, ссылаясь на теорию модернизации, приходит к выводу, что, несмотря на развитие Глазго как в экономическом, так и в политическом плане, и «Селтик», и «Рейнджерс» заинтересованы в извлечении выгоды из взаимной вражды на религиозной основе, как будто они получают удовольствие, которое можно сравнить с просмотром порнографии.

Как футбол объясняет еврейский вопрос

В третьей главе Фоер пытается раскрыть сущность еврейского вопроса через фактор футбола. Сначала автор рассказывает историю клуба « Хакоах » из Вены, который был создан в рамках доктрины « » для противоборства антисемитизму . Затем он в качестве примеров положительного отношения к евреям приводит английский клуб « Тоттенхэм » и нидерландский клуб « Аякс »: если в первом случае хорошее отношение к евреям связано с тем, что в районе, где находится стадион «Тоттенхэма», проживают евреи-хасиды , то в случае с «Аяксом» речь идет об исторической памяти и покаянии, поскольку в результате Холокоста погибла значительная доля еврейского населения Нидерландов . В конце главы автор разбирает ситуацию, возникшую вокруг венгерского клуба « МТК », у которого мало болельщиков и много недоброжелателей именно из-за принадлежности еврейству.

Как футбол объясняет сентиментального хулигана

Четвёртая глава посвящена болельщику лондонского клуба « Челси » Алану Гаррисону, который был лидером одной из первых группировок британских футбольных хулиганов. Автор отмечает, что «Челси», будучи самым хулиганским клубом в 1980-х годах, под воздействием глобализации в 1990-х годах стал самым космополитическим клубом Англии. Кроме того, «Челси» стал первым клубом в Английской Премьер-Лиге , в основном составе которого могло не оказаться ни одного англичанина. Также важно отметить, что в 2003 году Роман Абрамович , еврей по национальности, стал владельцем контрольного пакета акций «Челси». Изменения вокруг клуба Алан Гаррисон никак не может принять, считая, что клуб предает интересы самых верных болельщиков команды. Алан с ностальгией вспоминает о хулиганских похождениях прошлого, и тем самым автор показывает нам его как хулигана с ореолом романтизма.

Как футбол объясняет живучесть «цилиндров»

В пятой главе речь идет о функционерах бразильского футбола. Рассказывая о них, Фоер использует слово «картолаш», которое с португальского можно перевести как «шляпы-цилиндры». Автор считает, что бразильский футбол находится в состоянии глубокого кризиса как раз из-за деятельности футбольных чиновников, которые погрязли в коррупции. Несмотря на удручающее состояние футбола в Бразилии, «цилиндры» популярны на родине за счет поддержки крупных общественных проектов и использования антиглобалистской риторики. Кроме того, автор с сожалением отмечает, что даже Пеле , легенда мирового футбола, несколько раз в жизни попадал под обаяние недобросовестных футбольных функционеров.

Как футбол объясняет чернокожих украинцев

В шестой главе Фоер рассказывает о нигерийском футболисте Эдварде Аньямке , который оказался в украинском клубе « Карпаты ». Появление африканских футболистов в украинском чемпионате автор связывает с подражанием западноевропейским футбольным клубам. Считалось, что нигерийцы — самое выгодное приобретение, которое могут себе позволить украинские клубы. Изначально Фоер придерживается мнения, что трансфер Аньямке в «Карпаты» идеально вписывается в концепцию глобализации: клуб нашел игрока на международном рынке труда и заключил с ним сделку, а для его скорейшей адаптации пригласили тренера, говорящего по-английски. Однако при ближайшем рассмотрении можно увидеть, с какими трудностями сталкивается нигерийский игрок в «Карпатах». Во-первых, бытовая ксенофобия как в рамках клуба, так и в рамках города Львова. Во-вторых, Аньямке сложно адаптироваться к украинскому футболу, который делает больше упор на физику, в то время как нигериец привык играть в футбол, где больше акцент делается на технику. Кроме того, до перехода в «Карпаты» Аньямке играл за молдавский « Шериф », и у него было выгодное предложение с финансовой точки зрения из Объединенных Арабских Эмиратов, однако руководители молдавского клуба заставили отказаться от перехода в клуб из ОАЭ и в итоге продали в украинский клуб.

Как футбол объясняет новых олигархов

В седьмой главе речь идет о владельцах « Ювентуса » и « Милана », которые пытаются использовать свое влияние с целью улучшения спортивных результатов своих клубов. «Ювентусом» владеет семья Аньелли , которой принадлежит концерн Fiat . По словам автора, они тихо контролируют политиков, но при этом не стремятся быть на виду. Владельцем «Милана» является Сильвио Берлускони , деятельного которого распространяется на такие сферы, как СМИ, реклама и телевидение. В 1994 году он достиг пика своего влияния, став премьер-министром Италии . Фоер отмечает, что Берлускони любит выставлять напоказ свое богатство, и хотя его обвиняют в злоупотреблении полномочиями, благодаря прозрачности новой олигархии у демократии есть преимущество перед старыми режимами.

Как футбол объясняет скромное обаяние буржуазного национализма

В восьмой главе Фоер рассказывает о футбольном клубе « Барселона ». Автор считает, что болельщики «Барселоны» придерживаются концепции космополитического национализма, который является формой либерального национализма. Клуб был основан в 1899 году швейцарским бизнесменом Жоаном Гампером , и этот факт повлиял на развитие клуба в русле сочетания патриотизма и космополитизма. Соперничество «Барселоны» и « Реала » Фоер рассматривает как противостояние идей каталонского и кастильского национализма . Несмотря на то, что на сегодня нет объективных причин для протестов, болельщики «Барселоны» продолжают испытывать ненависть по отношению к «Реалу», к Мадриду во многом из-за того, что их отцы и деды сильно пострадали во времена Гражданской войны и диктатуры Франко .

Как футбол объясняет надежду ислама

В девятой главе автор проводит параллели между историей современного Ирана и историей иранского футбола. Он выделяет следующие особенности иранского футбола.

1) Во времена правления династии Пехлеви футболу в Иране придавалось особое значение. Он был символом модернизации страны.

2) Когда в 1979 году произошла Исламская революция в Иране , революционеры-исламисты пытались ограничить развитие футбола в стране, что встретило ярое народное сопротивление.

3) После Исламской революции женщинам было запрещено ходить на стадионы. Путем всевозможных хитростей женщины попадали на стадион. Когда в ноябре 1997 года сборная Ирана обеспечила себе выход на Чемпионат мира по футболу 1998 года во Франции, власти организовали встречу с командой на стадионе « Азади » в Тегеране. Женщины тоже хотели принять участие в торжествах, несмотря на запрет. Испытывая страх перед огромной толпой, полиция пропустила на стадион три тысячи женщин. Однако ещё две тысячи женщин находились за пределами стадиона, и они приняли решение силовым путем попасть на стадион. Данные события Фоер характеризует «футбольной революцией». «Футбольную революцию» он рассматривает в качестве способа противостояния исламскому фундаментализму .

Как футбол объясняет американские культурные войны

В десятой главе Фоер рассказывает, как начал играть в футбол. Его родители решили, что футбол — лучший способ избавления сына от застенчивости. Автор рассматривает вопрос американских культурных войн через призму развития футбола в США. Под культурными войнами в США он понимает противостояния между приверженцами консервативных традиций и либеральными сторонниками прогресса. Футбол в США стал элитарным видом спорта, что встретило неприятие у тех людей, которым нравились традиционные американские виды спорта ( американский футбол , баскетбол , бейсбол ). Кроме того, Фоер отмечает, что футбол в США недостаточно быстро прогрессирует из-за неразвитой культуры боления, и в качестве примера приводит матч США — Гондурас в 2001 году, когда большинство американских болельщиков вместо футболок национальной сборной надели футболки европейских клубов.

Рецензии

The New York Times : «Оригинальное, увлекательное разоблачение представления о мире, о котором большинство из нас ничего не знает».

The Wall Street Journal : «Глубокое, интересное, умное путешествие по миру спорта».

The Boston Globe : «Навыки Фоера как рассказчика впечатляют. Его характеристики можно сравнить с характеристиками Нормана Мейлера в журналистике».

Sports Illustrated : «Одна из пяти самых важных книг о спорте за десятилетие».

Спортивный директор сети футбольных школ «Юниор» Илья Штеблов отметил, что «… в книге есть и прекрасные детали, и удивительная фактура, в меру исторических отсылок и просто вагон интересных и колоритных персонажей. Книгу небезосновательно критикуют за её поверхностность, якобы каждая из глав не позволяет до конца раскрыть обозначаемую в них проблему, но даже с учетом этого она легко может считаться обязательной к прочтению всем, кто увлекается спортом и футболом в частности».

Примечания

  1. Queenan, Joe. (англ.) . из оригинала 20 октября 2018 . Дата обращения: 20 октября 2018 .
  2. (англ.) . www.prhspeakers.com. Дата обращения: 20 октября 2018. 20 октября 2018 года.
  3. (англ.) . Rakuten Kobo. Дата обращения: 20 октября 2018.
  4. . The New Republic (англ.) . из оригинала 20 октября 2018 . Дата обращения: 20 октября 2018 .
  5. . Sports.ru . из оригинала 20 октября 2018 . Дата обращения: 20 октября 2018 .

Ссылки

Источник —

Same as Как футбол объясняет мир. Невероятная теория глобализации