Дон Паскуале
- 1 year ago
- 0
- 0
Паскуа́ле Галу́ппи ( итал. Pasquale Galluppi ; 2 апреля 1770 , Тропея , Италия — 13 декабря 1846 , Неаполь , Италия ) — итальянский философ -идеалист, профессор Неполитанского университета.
Паскале Галуппи был сыном Винченцо и Лукреции Галуппи, происходивших из древнего дворянского рода Галуппи из калабрийского города Тропеа . Изучив по традиции латинский язык , он начал обучение в школе Джузеппе Антонио Руффа, прослушал начальный курс философии и математики в католической семинарии в Санта-Лючия-дель-Мела , а затем поступил в Неаполитанский университет , где слушал лекции по теологии Франческо Конфорти. В 1794 году женился на Барбаре д'Аквино, от которой имел четырнадцать детей.
В 1807 году вышла его работа «Об анализе и синтезе», а в 1819 - 1832 годах — шесть томов «Философского очерка по критике познания». В 1831 году Галуппи возглавил кафедру логики и метафизики в Неаполитанском университете, которую занимал до своей смерти. Результатом его преподавания стали «Лекции по логике и метафизике», опубликованные в 1832- 1836 годах , а также «Письма о событиях в философии от Картезия до Канта» ( 1827 ), познакомившие итальянцев с новейшей европейской философией. Галуппи был членом нескольких научных академий, в том числе иностранных. Скончался в Неаполе в 1846 году .
Философские взгляды Галуппи сформировались под влиянием идей Р. Декарта , Г. В. Лейбница , Х. Вольфа и шотландской школы здравого смысла . Главным объектом его критики было учение французских сенсуалистов во главе с Э. Б. Кондильяком и априорная философия И. Канта . Сочинения Галуппи содержат тончайший анализ проблем реальности человеческого «я», существования внешнего мира, бытия Бога и морального закона . Немецкий историк философии В. Виндельбанд указывает на сходство его идей с учением французских спиритуалистов — Мен де Бирана , В. Кузена , Т. С. Жуффруа и Ф. Равессона .
Основным убеждением итальянского философа была самодостоверность фактов сознания . Во внутреннем опыте мы непосредственно познаём как существование, так и деятельность своего «я» . Между восприятием нашего «я» и самим «я», полагал философ, нет никакого интервала, мы познаём его не через образы или представления, а прямо и интуитивно . Поэтому существование нашего мыслящего «я» есть первый и несомненный факт нашего сознания . Но если внутренний опыт открывает нам наше «я», то внешний опыт доказывает реальность внешнего мира. По мнению Галуппи, всякое ощущение неразрывно связано со своим объектом . Во всяком восприятии мы находим две стороны: чувство восприятия и воспринимаемый объект, который следует отличать от чувства восприятия. Таким образом, внешний опыт сообщает нам не только о наших внутренних состояниях, но и о реальном существовании внешних вещей. К числу непосредственных фактов сознания философ относил и свободу воли , которая обнаруживается в том, что мы можем желать вещей, которых не желают другие, и не желать вещей, которых желают другие . В области нравственной философии Галуппи приближался к Канту, выводя всякую мораль из присущего человеку чувства долга .
Сочинения Галуппи пользовались популярностью при его жизни, но затем были вытеснены проникшим в Италию гегельянством Неаполитанской школы и начавшей зарождаться неосхоластикой .