Interested Article - Атаганы
- 2020-12-31
- 1
Атага́ны ( бур. атаган ) — бурятское племя, проживающее на юге Бурятии на территории Селенгинского , Джидинского и Иволгинского районов. Атаганы, по одной из версий, переселились с территории Монголии . Имеется точка зрения, что они являются коренными жителями .
История
История селенгинских родов описана в хронике «Бичихан запискэ» и летописи Пахлашкин-ламы. Одним из тех, кто участвовал в написании «Бичихан запискэ» был представитель Атаганского рода Ниндак Вампилов .
Из летописи Пахлашкин-ламы и исторических записок о восьми селенгинских родах известно, что атаганы вышли из Монголии двумя разными группами: в 1631 году атаган-шарайты под предводительством Далай-Кулука, а в 1665 году сорок атаганцев и четыре хотоктинца под руководством братьев Чикир-барас-батора и Хангин-цолом-хошучи .
Согласно рукописи «История выхода в свое время из Монголии восьми родов Селенгинского ведомства для вхождения в государство российского богатырского белого царя», 40 атаганцев и 4 хотоктинца под предводительством братьев Чикир-батора и Хангин-хошучи вышли из подчинения монгольского Сайн-нойон-хана , будучи недовольными его правлением. Они жили сначала севернее, а потом южнее Байкала и приняли подданство белого царя, получив земли по Джиде и Ичетуе. Далее сказано о родовых ( Джидинском и Ацинском) дацанах .
По русским архивным документам, атаганы, как пишет Б. О. Долгих, впервые стали числиться в качестве русских подданных с 1675 г. По мнению Б. О. Долгих, атаганы, сартулы и хатагины в XVII в. кочевали по Селенге , и на севере их кочевья достигали байкальского побережья. Косвенным подтверждением этому может служить отдаленное нахождение II атаганова рода вокруг Гусиного озера и близость расселения с хатагинами в районе Темника , Иро и Гусиного озера .
В 1749 году атаганами был основан Атаган-Дырестуйский дацан , существующий и поныне .
В 1764 году были сформированы 4 бурятских казачьих полка , имевших по 6 сотен в каждом, и носивших наименования: « [полки] Атаганов, Ашибагатов , Сартулов , Цонголов ». Полки получили названия от имён бурятских родов, отправивших наибольшее количество воинов .
Происхождение
Широко распространено мнение, согласно которому атаганы являются выходцами из Монголии . Однако имеется точка зрения, что они являются коренными жителями .
Согласно Ц. Б. Цыдендамбаеву есть основание считать, что атаганы были связаны с бурятами с давних пор. Та их часть, которая называет себя атаган-шарайтами, вероятно, в свое время была связана с хори-бурятами . В бурятской легенде о шаманке Асуйхан нередко говорится, что она жила при атагатах и хотоготах, то есть при атаганах и хотогойтах , между тем Асуйхан представляет собой эпоним давно сложившегося народного сказания, в котором воплощен образ женщины-предводительницы племени бурят .
Согласно Б. З. Нанзатову, атаганы тесно связаны с бурятским этногоническим узлом. Упоминание атагатов и хотоготов в ранних бурятских преданиях, по крайней мере, свидетельствует о давнем соседстве бурятских племен и атаганов. Одним из крупных подразделений атаганов являются шарайт-атаганы, прибывшие на Селенгу из долины р. Уды , где в XVII—XVIII вв. шарайты, будучи относительно многочисленной группой, составляли собственный улус (административная единица) в Нижнеудинской землице (в русских документах Шараитский / Шеранский / Шураитский улус). Земли шарайтов располагались в долине р. Уды, южнее Нижнеудинска . По сведениям Б. О. Долгих, собранным в 1727 г., значительная часть шарайтов мигрировала в долину р. Джиды .
По мнению монгольского историка Цонгоол Б. Нацагдоржа, оток Атаган полностью составлен из выходцев из Шарайтского улуса в долине р. Уды на западе Бурятии. Им было приведено несколько аргументов, включая сопоставление имени одного из предводителей (Чакир в рус. документах) с именами бурятских беженцев в монгольских документах (Цахир барс баатар в монг. документах), упоминание о них в документах Тушету-хана как бывших подданых Цаган-хана. Кроме того, Ц. Б. Нацагдорж обратил внимание на факт обиды атаганов на Тушету-хана, отраженной в летописи. Обида подданных на своего сюзерена в принципе была невозможна в случае с коренным монгольским населением аймака, но вполне допустима, если речь шла о переселенцах, оказавшихся на его территории .
По Б. З. Нанзатову, миграция шарайтов в 1727 г. в долину Джиды не была случайной. Это было очередное воссоединение бурят Шарайтского улуса, покинувших земли вблизи Нижнеудинского острога .
В начале XX в. Ц. Ж. Жамцарано было записано предание, согласно которому пять сыновей Атагана образовали роды: хори , хонгодор , шошолок, сойот и бурут .
Атаганские роды
Атаганы относят себя к кости суусагай, предки которых вышли из Монголии . В составе племени, кроме самих собственно атаганов, имеются, с одной стороны, монгольские этнические группы: урянхай , кхухыт , хотогту (хутагт) , хиргит, чжунчен (жунжэн , джунджэн ), дамарин, бани, алатай , харчит , чонот , а с другой — выходцы из числа западных бурятских родов: шарайд, хэнгэлдэр (хэнгэлдыр, сэнгэлдыр), олзон (ользон), шоно (чонад), абаганад, буин . Атаганы Иволгинского аймака представлены ветвью тубшэнтэн . Среди сонголов Монголии упоминается род атаган сонгоол .
Атаганы ранее подразделялись на два административных рода: I и II атаганов . I атаганов административный род включал пять десятков: дабхурский, тасурхаевский, ходагинский, дырестуйский, джидинский ; II атаганов род включал ацайский десяток .
В летописи Пахлашкин-ламы сообщается, что по материнской линии атаганы подразделяются на три группы, одна из которых произошла от Хобадо, другая — от Ататы и третья — от Зук-угэя .
В Монголии проживают носители родовых фамилий атаган, атаган сонгоол, атаган цонгоол .
Жунжены в составе атаганов, предположительно, являются осколком древних жужаней . Согласно альтернативному мнению, они восходят к чжурчжэням .
См. также
Примечания
- ↑ Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Историко-лингвистическое исследование. — Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1972. — 664 с.
- ↑ Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. — М.: Изд-во АН СССР, 1960. — 621 с.
- Абаева Л. Л. . — Наука, 1992. — 139 с. — ISBN 9785020101043 . 10 августа 2020 года.
- История Бурятии в 3 т. Т II. XVII — начало XX в.. — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2009. — С. 71. — 624 с. — ISBN 9785792503250 .
- ↑ Нанзатов Б. З., Содномпилова М. М. // Вестник БНЦ СО РАН. — 2019. — № 1 (33) . — С. 126—134 . 28 октября 2021 года.
- Жамцарано Ц. Ж. . — Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. — С. 49. — 380 с.
- Абаева Л. Л. . — Наука, 1992. — 139 с. — ISBN 9785020101043 . 10 августа 2020 года.
- Нанзатов Б. З. // Народы и культуры Сибири. Взаимодействие как фактор формирования и модернизации. — 2003. — С. 15—27 . 16 ноября 2021 года.
- Доржиев Б. Ц., Эрдынеев В. Л., Будаева Н. П., Цыдыпова Т. П. Ивалга голдо hуудалтай зоной угай бэшэг (Родословная иволгинских бурят) / Бимба лама Доржиев, гэбшэ-лама Иволгинского дацана "Хамбын хурэ". — Улан-Удэ, 2012. — 424 с.
- Нанзатов Б. З. // Вестник БНЦ СО РАН. 3 ноября 2021 года.
- Нанзатов Б. З. // Вестник БНЦ СО РАН. — С. 79—95 . 9 октября 2019 года.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 15 июля 2019. 12 декабря 2020 года.
- . — Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1965. — С. 106, 117. 14 ноября 2020 года.
- Абаева Л. Л. Республика Бурятия: модель этнологического мониторинга. — Российская академия наук, Ин-т этнологии и антропологии, 1999. — С. 70. — 95 с. — ISBN 978-5-201-14653-5 .
Литература
- Бурятские летописи. Улан-Удэ, 1995.
- Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Историко-лингвистическое исследование. — Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1972. — 664 с.
- Нанзатов Б. З. Племенной состав бурят в XIX веке // Народы и культуры Сибири. Взаимодействие как фактор формирования и модернизации: Сборник статей. — Иркутск, 2003. — С. 15—27.
- Нимаев Д. Д., Нанзатов Б. З. Родоплеменные и этнотерриториальные группы бурят в XVII—XIX вв. // Буряты. М., Наука, 2004.
- 2020-12-31
- 1