Катастрофа C-124 в Мозес-Лейке
- 1 year ago
- 0
- 0
Мо́зес Со́йер ( англ. Moses Soyer , Мо́исей Абра́мович Со́йер ; 25 декабря 1899 , Борисоглебск , Тамбовской губернии — 3 сентября 1974 , Нью-Йорк ), американский художник - реалист XX века российского происхождения, брат-близнец художника Рафаэля Сойера , старший брат ещё одного художника в семье Сойеров, Айзека , талантливого живописца и, подобно двум старшим братьям, приверженца реализма.
Мозес Сойер ( 1899 - 1987 ) родился, как и его брат-близнец Рафаэль ( 1899 - 1987 ), — 25 декабря 1899 года, в Борисоглебске . Отец, Авраам , преподаватель еврейского языка и литературы, прививавший с младенчества сыновьям вкус к высокой культуре, в 1912 году принуждён был покинуть Россию и переехать с семьёй в США .
Поселились Сойеры в Бронксе , на тогдашней окраине Нью-Йорка . Братья учились в (англ.) (с 1916 ) и в Лиге студентов-художников в Нью-Йорке (нужно было успевать при этом зарабатывать на жизнь разовыми подсобными работами). Первая персональная выставка Мозеса прошла в 1926 году , и стала ступенью к получению стипендии, на которую он смог отправиться в Европу, чтобы совершенствоваться в искусстве .
В годы катастрофического кризиса экономики Соединённых Штатов , Мозесу, как и его брату Рафаэлю Сойеру , очень помогла государственная программа Управление общественных работ , (англ.) . Вначале Мозес вёл классы рисунка в Новой школе социальных исследований , Нью-Йорк ; затем, к 1940 году , исполнил, совместно с братом Рафаэлем , серию настенных росписей, заказанных по проекту той же Works Progress Administration , в частности, роспись в вестибюле почтового отделения в Филадельфии .
Мозес Сойер выступал против набиравшего силу абстрактного искусства , постоянно показывая свои фигуративные работы на выставках, и даже обретя статус знаковой фигуры в среде социальных реалистов . Он был избран членом , 1966 , а перед тем — Национальной академии дизайна ( 1963 ). Иллюстрировал книгу о балете. В 1964 издал том руководства для художников — «Живопись человеческой фигуры» / «Painting the Human Figure» .
Умер Мозес Сойер, стоя за мольбертом, во время сеанса живописи с натуры. Это произошло 3 сентября 1974 года .
Архив Смитсоновского института содержит широкий спектр разнообразных документов Мозеса Сойера: наброски, свободные рисунки на полях, иллюстрации, письма, фотографии с выставок, из архива семьи .
Сквозная тема балета у Мозеса Сойера предполагает углублённое изучение наследия Дега ; а образы тонких, почти нематериальных девушек (балерин) в его живописи находят неожиданные переклички в Советской России, где в идеализирующем ключе писал своих девочек-подростков старший земляк М. Сойера по Тамбовской губернии , — Николай Чернышёв .
Мозес Сойер не был новатором. Он отстаивал принципы социального реализма, актуальность которого для живописи была исчерпана ещё в эпоху Золя (именно соученик Золя по лицею, постимпрессионист Поль Сезанн , уже в конце XIX века наметил в живописи пути к иным возможностям владения формой и цветом). И Мозес Сойер в работах, созданных после Второй мировой войны делает свою красочную палитру более светлой и звучной .