Никифорова, Мария Григорьевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Княгиня Мари́я Григо́рьевна Щерба́това , урождённая графиня Стро́ганова (17 октября 1857, Санкт-Петербург — 20 января 1920, имение Немиров Брацлавский уезд Подольская губерния ) — фрейлина двора, благотворительница, предпринимательница, наследница части художественного собрания Строгановых и Потоцких .
Мария Григорьевна родилась в семье коллекционера графа Григория Сергеевича Строганова (1829—1910) и графини Марии Болеславовны Потоцкой (1839—1882), дочери Б. С. Потоцкого и М. А. Салтыковой . Была потомком двух знаменитых аристократок: Натальи Голицыной и Софии Потоцкой . Кроме дочери у Строгановых родился сын Сергей (1861—1877), рано скончавшийся.
В 1910 году после смерти отца Мария Григорьевна унаследовала дом на виа Грегориана в Риме , имевшем богатейшее собрание искусства и книг. Подробных распоряжений по поводу своей коллекции Григорий Сергеевич не оставил, и княгиня Щербатова передала всё оставленное состояние своим детям . Те в свою очередь передали ряд предметов в музеи.
княгиня подарила Императорскому Эрмитажу предметы сасанидского серебра, византийский реликварий и табернакль Беато Анжелико , а Национальной Галерее Рима — портрет Эразма Роттердамского кисти Квентина Метсиса
В 1912 году в Эрмитаж поступили также две картины: «Молящаяся святая» Якопо Селлайо и «Вознесение» сиенской школы . Однако большая часть коллекции оставалась в Риме и была распродана княгиней Еленой Петровной Щербатовой, которая, эмигрировав после революции, осталась без средств к существованию. В 1926 году Роберто Лонги писал в журнале «Dedalo»: «Распыление строгановской коллекции — уже свершившийся факт» .
Большую часть жизни Мария Григорьевна проводила в семейном имении Немиров. В 1872 году её отец открыл здесь винокуренный завод, и княгиня Щербатова продолжила его дело. К началу XX века винокурня производила уже более 5 тыс. полулитровых бутылок спирта в сутки. В отличие от своих конкурентов, изготавливавших спирт из дешёвого картофельного сырья, Мария Григорьевна выпускала более дорогой, но качественный зерновой спирт. В ноябре 1906 года был подписан контракт, позволявший осуществлять Немировскому спиртзаводу регулярные поставки спирта на казенные водочные заводы Москвы и Санкт-Петербурга .
Продолжая семейные традиции своего деда Болеслава Потоцкого, существенную долю средств княгиня Щербатова отдавала на благотворительные цели. В Немирове было осуществлено мощение улиц, вдоль которых поставили электрические фонари, построена бесплатная больница для бедных, содержались гимназия и монастырская школа для девочек. Княгиня финансировала строительство Киевского политехнического института , на её средства способные дети местных жителей обучались в Одессе, Киеве, Москве и Петербурге .
Мария Григорьевна выписала из Праги архитектора , по проектам которого в Немирове были возведены новый спиртзавод, электростанция, крытый рынок, Немировский дворец и дендропарк, занявший территорию в 85 га . Строительство продолжалось с 1885 по 1917 годы.
Своим спасением княгине Щербатовой обязано одно из самых больших городищ на территории Украины — Немировское . До 1908 года раскопки здесь велись жителями с целью поиска сокровищ. Мария Григорьевна пригласила профессиональных археологов. В 1909 году состоялась первая научная экспедиция под руководством профессора С. С. Гамченко , который обнаружил остатки трипольского поселения, а в 1910 году вторая — под руководством профессора А. А. Спицина .
С началом Первой мировой войны в замке располагался лазарет, где княгиня Щербатова работала в качестве сестры милосердия. С этой же целью в Немиров приехали Елена (1893—1985), Ольга (1897—1920) и Александра (1898—1987) Столыпины вместе с матерью Ольгой Борисовной и младшим братом Аркадием . Один из местных жителей вспоминал:
В 1914-м княгиня Щербатова отдала свой дворец под лазарет. И сама работала в нем сестрой милосердия вместе с тремя дочками Столыпина , приходившимися ей родней и специально приехавшими в Немиров помогать раненым .
После революции семья Щербатовых осталась в Немирове. Председатель Совнаркома Украины Христиан Раковский дал указание ревкому о неприкосновенности семьи, их дворца и парка . Но в начале января 1920 в имение вошёл отряд красноармейцев. 15 января погиб сын Марии Григорьевны, Владимир. По одной версии, он был избит тремя красноармейцами , по другой — расстрелян. 20 января Мария Григорьевна Щербатова с дочерью и подругой Марией Гудим-Левкович были расстреляны в своем имении. Местный житель вспоминал:
Они примчались ко мне: «Бежим! Там княгиню расстреляли!» Когда мы прибежали, трупы уже закопали, но не глубоко, а лишь присыпали землей. Из-под свежего холмика торчала одна нога в черной туфле. Мы кругом пошуровали, нашли куски черепов с длинными волосами, разлетевшимися в разные стороны от выстрелов в затылок» .
Вместе с Щербатовыми пострадала и Ольга Столыпина, скончавшаяся спустя несколько дней .
Имение Щербатовых было национализировано . Территорию дворца занял санаторий «Авангард». Спиртзавод продолжал производить продукцию. В 1985 году здесь также начали производить кальвадос , а в 1992 году на базе кальвадосного цеха открылось частное предприятие Nemiroff .
25 апреля 1879 году графиня Мария Григорьевна вышла замуж за своего четвероюродного брата князя (1848—1912), сына князя Григория Алексеевича Щербатова и графини Софьи Александровны Паниной. Венчание было в Петербурге в церкви Св. Великомученика Пантелеймона, поручителями по жениху были полковник В. Н. Васильчиков и князь С. И. Васильчиков , по невесте — граф С. А. Строганов и барон А. Е. Мейендорф . В браке родились: