Interested Article - Музыка и танцы Океании

Ансамбль с островов Уоллис и Футуна
Маркизская танцовщица

Музыка и танцы Океании — совокупность музыкальных и танцевальных традиций, распространённых в Океании . В океанийских культурах танец и музыка зачастую неразрывно связаны, в связи с чем рассматриваются в совокупности .

Музыкально-танцевальное искусство Меланезии имеет выраженное отличие от полинезийско-микронезийского: в Меланезии оно используется для сопровождения важных этапов жизни высокопоставленных людей и в тайных обществах, тогда как в Полинезии и Микронезии музыка и танцы представляют собой продолжение поэзии .

Океанийцы изобрели множество инструментов , которые используются как в музыке, так и для других целей. Почти во всех культурах встречаются конхи и щелевые барабаны . Обычно инструменты конструктивно просты: у океанийских флейт не бывает множества отверстий, в Меланезии преобладают флейты, на которых играют ртом, в Полинезии — , в Микронезии встречаются оба типа; струнные инструменты представлены простейшими цитрами и музыкальными луками , однако при этом некоторые инструменты обильно и искусно украшены резьбой и орнаментом .

Меланезия

Меланезийские музыка и танцы исполняются на празднествах, устраиваемых бигменами (наиболее богатыми и влиятельными членами общества) по случаю крупных приобретений и в религиозных церемониях . Различается два основных типа танца: имперсонирующий и массовый. В имперсонирующих танцах исполнитель играет роль предка или персонажа, при этом он носит громоздкий наряд, который поддерживает руками (либо руки заняты барабанами), что ограничивает движения ногами и торсом . Звучание инструментов в таком танце может символизировать голоса богов и других сверхъестественных существ . Массовые танцы несложны и не требуют особого инвентаря; они случаются после удачной охоты, победы в битве, на похоронах и для призыва плодородия. Слова в песнях для массовых танцев встречаются редко, они никогда не выполняют повествовательную функцию . В некоторых песнях слова исполняются на иностранных языках или крайне архаичных вариантах известных им языков, и исполнители не знают их смысла .

Движение мелодии обычно происходит либо по тройкам нот, разделённых терциями ( до ми соль ), либо в пентатонической шкале .

Папуа — Новая Гвинея

Музыка Новой Гвинеи малоизучена, относительно изученными являются традиции кате , , ватут , .

Музыка калули, несмотря на разнородность, подчиняется закону недопустимости унисона ; это касается даже церковной музыки .

Кате

Искусство кате подверглось сильному влиянию христианских миссионеров и соседних народов: до прибытия христиан танцы и музыка со словами на языке кате сопровождали все жизненные этапы — деторождение , детские игры, церемонии инициации , охоту, сельское хозяйство, войну и смерть, миссионеры же принесли народу кате христианские гимны со словами на кате, а также христианские адаптации традиционных музыкальных произведений. К 1910 году традиционные песни перемешались с христианскими и песнями других меланезийских народов, миссионеры запретили местные религиозные церемонии, в том числе тайные мероприятия, на которых кате, ябем , букава и тами обучали друг друга музыке и танцам .

Музыка кате строится либо по триадам (доконтактный пласт произведений, характеризуется также более короткими строфами ), либо в пентатонике (под европейским влиянием), пение одноголосное, техника композиции — изоритмическая , темп варьирует .

Соломоновы острова

Музыка Соломоновых Островов отличается использованием сложных флейт Пана , обычно сочетающих два типа трубок: с одной стороны находится ряд из 3—9 закрытых с одной стороны трубок, с другой — открытые трубки, которые звучат на октаву выше. Практикуется как оркестровая игра, не сопровождающаяся пением, так и аккомпанирование песням. Пение со сложной полифонией , видимо, имитирует игру на флейтах .

Полинезия

Полинезийские музыка и танец иллюстрируют поэзию, исполнение которой происходит речитативами ; целью исполнения поэтических произведений является похвала в адрес гостей или высокопоставленных сородичей .

Музыка и танцы отражают в себе социоэкономическое устройство полинезийских обществ, а исполнению предшествуют длительные тренировки . Движения исполняются в основном руками . Несмотря на то, что в музыкальных произведениях, сопровождающих танцы, обычно есть слова, исполнители не «проговаривают» их в танце, как это делают в Индонезии и Юго-Восточной Азии .

Тонга

Тонганские танцы хорошо изучены, это типичные полинезийские танцы, исполняющиеся под песни с мифологическими, генеалогическими, географическими и историческими мотивами в лирике . Характерная черта тонганского танца — вращение кистью руки, расположенной ниже, сгибание запястья, быстрые кивки в сторону; торс остаётся неподвижен, ноги исполнителя заняты почти только шаганием в стороны .

Один из сохранившихся доевропейских танцев — меэтуупаки ( тонг. me’etu’upaki ) , массовый мужской танец с вёслами, исполнявшийся под аккомпанемент щелевого барабана .

Другой популярный в Тонга танец — лакалака — происходит от традиционного группового танца меэлауфола ( тадж. me’elaufola ) .

Микронезия

Микронезия — наименее изученный музыковедами регион Океании . Самая распространённая разновидность музыкального представления — групповое пение с простейшим ударным аккомпанементом . Микронезийские танцы и музыка родственны полинезийским, хотя и не полностью тождественны . Единственным исключением с меланезийским и (возможно) индонезийским влиянием является музыка острова Трук .

Танец в сидячем или стоячем положении сопровождает почти все музыкальные произведения . Танцевальные движения в основном выполняются руками, хотя в япских и кирибатийских танцах танцор не иллюстрирует, а украшает историю, рассказывающуюся в песне .

В вокальной музыке часты бурдонное пение и многоголосная монодия .

Во многих частях региона музыка и танцы неразрывно связаны с традициями татуировки , и их популярность угасла вместе с исчезновением практики татуирования .

Примечания

  1. .
  2. , Musical instruments.
  3. , Melanesia.
  4. , Regional styles and traditions.
  5. , Musical style and cultural context.
  6. , The Solomon Islands.
  7. , Polynesia.
  8. , Micronesia.
  9. , Regiona l styles and traditions.

Литература

Источник —

Same as Музыка и танцы Океании