Белосток
- 1 year ago
- 0
- 0
Николаевский собор ( польск. Sobór św. Mikołaja , полное название — Свято-Николаевский кафедральный собор ) — кафедральный собор Белостокской и Гданьской епархии Польской православной церкви в городе Белостоке . Входит в белостокский приход Святого Николая .
Собор был возведён в 1843—1846 годах на месте старой униатской церкви, основанной, вероятно, в первой половине XVIII века. В 1846 году новый храм освятил митрополит Виленский и Литовский Иосиф . Между двумя мировыми войнами собор был одной из двух действующих православных церквей в городе. С 1951 года является кафедральным собором Белостокской и Гданьской епархии. С 1992 года в ней хранятся хранятся мощи святого Гавриила Заблудовского . Здание построено в стиле классицизма , типичного для архитектуры православных церквей Российской Империи второй половины XVIII и первых десятилетий XIX века.
Собор расположен в центре Белостока, на ул. Липовой, 15. Внесён в реестр памятников 24 января 1957 года под № А-200 .
Первая церковь Святого Николая в Белостоке, расположенная недалеко от нынешнего собора, была подворьем церкви в Долидах. По некоторым источникам, она существовала уже в XVI веке . По другим данным, супруги Ян Климент и Екатерина Варвара Браницкие основали униатскую церковь Святого Николая до 1727 — с этого года сохранился документ, в котором Браницкий предлагает 25 злотых для её настоятеля в интенции своих умерших родственников . Это старейшее упоминание о функционировании униатского храма в Белостоке. Однако, вероятным является также и то, что первую униатскую церковь построил Стефан Николай Браницкий в 1694—1696-х годах. За такую версию, представленную Пшемыславом Чижевским, свидетельствует надпись на церковном антиминсе , который был подписан епископом в 1708 году .
Здание находилось на тогдашней ул. Хороскей , у Хороских Ворот , было деревянным, окрашенным в жёлтый и серый цвет, с красными куполами . В 1773 здание описывается следующим образом:
drewniana, wapnem tynkowana, dachówką kryta, z trzema kopułami, z krzyżami żelaznymi, gałkami pozłacanymi
В том же описании, являющемся частью протокола осмотра долидского прихода, написано, что в храме находились три алтаря: главный, с иконой Пресвятой Девы Марии с двумя серебряными коронами, и два боковых, посвящённые, соответственно, Христу Спасителю и святому Николаю . Архитектурно церковь была очень близка к построенным в то время католическим церквам западного обряда: она имела квадратный притвор с западной стороны, прямоугольный неф и более узкий, по сравнению с нефом, алтарь. Церковь имела 14,2 метра в длину и 6,2 метра, в ширину .
Строительство нового храма было связано с увеличением числа жителей Белостока в результате развития местной промышленности, а также с увеличением числа православных, вследствие ликвидации униатской Церкви в Российской Империи (кроме Холмской епархии ) и притока российских чиновников . В октябре 1838 года выполнение проекта храма было поручено архитектору Михайловому, однако, нет убедительных доказательств, что именно он является автором плана здания . В 1840 году был утверждён проект нового храма . 21 марта 1843 года краеугольный камень новой церкви освятил настоятель Супрасльского монастыря , архимандрит Никодим . В 1843—1846 годах рядом со старой деревянной церковью, была построена новая, а после окончания работ ветхий храм разобрали . Также было ликвидировано кладбище, которое первоначально окружало Николаевскую церковь, а сохранившиеся надгробия перенесли на холм, где расположена каплица Святой Марии Магдалины . Общая стоимость строительства составила более 36 тысяч рублей серебром, из которых почти 3 тысячи было выделено из казны . Новый храм с самого начала своего существования был центром православного прихода, взяв на себя функции основанной в 1830 году часовни Святого Александра Невского во дворце Браницких .
Новый храм был возведён в стиле классицизма , с элементами, характерными для архитектуры античности и византийских крестово-купольных храмов . Строительными работами руководил Давид Заблудовский . В 1846 году храм был сдан в эксплуатацию и освящён митрополитом Виленским и Литовским Иосифом . Церковь стала вторым кафедральным собором Виленской и Литовской епархии . В 1850 храм получил комплект необходимой увари . Согласно инвентаризации 1859 года, на колокольне было пять колоколов; в храме находилась Белостокская Икона Божией Матери, почитавшаяся как православными, так и католиками . Первый ремонт был сделан в 1868—1872 годах.
25 августа 1897 года церковь посетили император Николай II и его супруга Александра Фёдоровна . На память об их посещении собор получил от частных лиц пожертвования на покупку Евангелия в серебряной оправе . Интерьер собора с самого начала его работы украшали фрески , но изначальная композиция была уничтожена ещё до 1910 года . В упомянутом году группа русских художников под руководством Михаила Авилова заново расписала храм, опираясь на работы Виктора Васнецова во Владимирском соборе в Киеве . В 1910 году был проведён также капитальный ремонт храмовой крыши .
В 1900 году, в связи с изменением границ епархий, церковь в Белостоке оказалась в Гродненской епархии и стала её вторым кафедральным собором . 24 октября 1910 года, после окончания ремонта, храм был вновь освящён епископом Гродненского и Брестским Михаилом .
После обретения независимости большинство православных храмов в Белостоке было признано символом политики русификации и передана католической церкви , но Николаевский собор остался православным .
11 июля 1936 года в Белосток привезли Почаевскую икону Божией Матери . В отправленном перед ней молебне в Николаевской церкви принимали участие полторы тысячи человек. Два года спустя в храме проходило празднование 950-летия крещения Руси .
До 1951 года Николаевская церковь была простым приходским храмом. 7 сентября 1951 года, когда Собор Епископов Польской православной церкви образовал Белостокскую и Гданьскую епархию, храм получил статус кафедрального собора . В 1955—1958 годы церковь была отремонтирована. Обновлены внешние стены и алтарь , а в подвале собора устроили церковь Святого Серафима Саровского . В первые годы после Второй мировой войны Министерство общественной безопасности вело наблюдение за духовенством собора в рамках дела под кодовым названием Николай . С 1975 по 1976 обновлены внутренние стены церкви. Реставрация и консервация фресок Авилова оказалась невозможной, поэтому было решено устранить их и заново расписать собор. Только в алтаре сохранилась фреска Авилова с образом Воскресшего Христа. Новые росписи выполнил Йозеф Лотовский .
В 1987 году собор посетил патриарх Константинопольский Димитрий , а год спустя в нём состоялись празднования тысячелетия крещения Руси под председательством митрополита Варшавского и всей Польши Василия . В июне 1991 года церковь посетил папа Иоанн Павел II .
В 1988—1990 годах в соборе проводились очередные ремонтные работы. Во время этой реставрации заменена наружная штукатурка здания, обновлены и позолочены киоты и иконостас, покрыты медной жестью крыша и купола . С 1991 по 1995 годы проводились работы по обустройству окружающей территории .
21-22 сентября 1992 года в соборе проходили торжества перенесения мощей святого Гавриила Заблудовского , ранее хранившихся в Гродно и переданных Польской православной церкви епископом Гродненским и Волковысским Валентином . В процессии от границ города до собора приняло участие более 70 тысяч верующих и девять православных епископов от Польской православной церкви и Белорусского экзархата , а также католический архиепископ Белостокский Эдвард Кисель и воевода Белостокский .
В июне 2010 года собор посетил патриарх Иерусалимский Феофил III , 18 августа 2012 года — предстоятель Русской Православной Церкви , патриарх Московский и всея Руси Кирилл , а 21 августа 2016 — патриарх Антиохийский Иоанн X .
Собор был построен в стиле классицизма, в плане имеет форму греческого креста и является типичным для православной храмовой архитектуры Российской Империи середины XVIII — середины XIX веков. Ежи Усьцинович сравнивает его с Яблочинским монастырём и церковью Успения Божией Матери в Заблудове и называет в качестве образцов, послужившим вдохновением для всех трёх храмов Спасо-Преображенский собор в Днепропетровске, собор Святых Петра и Павла в Гомеле, а также главную церковь Спасо-Преображенского монастыря в Новгород-Северском (все были созданы в конце XVIII или в начале XIX века) .
На внешних стенах церкви находятся пилястры с дорическими капителями, украшенные растительными мотивами . Храм имеет один центральный полусферический купол на высоком постаменте . Над притвором возвышается колокольня . Купол церкви изначально был покрашен в синий цвет, а крыша была красной . Храм имеет четыре входа: главный с западной стороны, два боковые с севера и с юга, и вход в ризнице . Главный вход украшает монументальный портик .
Общая высота здания составляет 40 метров .
Иконостас Николаевского собора датируется 1846 годом и является работой виленской школы. Справа от Царских врат размещён образ Христа, слева — Божией Матери. На двух диаконских дверях расположены иконы архангелов Михаила и Гавриила . Царские врата украшены четырьмя круглыми иконами с образами евангелистов и двумя овальными со сценой Благовещения . Два верхних ряда содержат по четыре иконки из цикла двунадесятых праздников . Над царскими вратами в розетке расположено аллегорическое изображение Святого Духа в виде голубя, а над ним, сделанный в 1900 году, список Почаевской иконы Божией Матери . Всё это венчает икона, изображающая Тайную Вечерю .
Помимо икон, размещённых в иконостасе, в соборе есть и другие, происходящие из разных периодов. Среди них особое значение имеют иконы Покрова Божией Матери, в северном нефе, Христа Вседержителя в южном нефе, икона святого Николая (время создания неизвестно) и копия иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» . Начиная с XVIII века особо почитаема была Белостокская икона Божией Матери, вариант Смоленской иконы Божией Матери . Она была вывезена в Россию священнослужителями в 1915 году; её дальнейшая судьба неизвестна. По состоянию на 2017 год этот образ заменяет его точная копия, которая была создана после 1945 года . Иконы, созданные для нужд церкви в период её строительства, написал московский иконописец Адриан Малахов .
Интерьер собора украшен фресками авторства Йозефа Лотовского, выполненными в 1975—1976 годах. Они представляют, соответственно: Христа, искушаемого в пустыне (на южной стене), Христа, молящегося в Гефсимании (на северной стене), Рождество Господне и Распятие (над окнами). На южных дверях видны образы святого Пантелеимона и Георгия Победоносца , а на северных — святых Екатерины и Варвары . В западной части центрального нефа, над окнами, расположены изображения Виленских мучеников , Иова Почаевского , Серафима Саровского и Сергия Радонежского . На северной стене, над окнами, видны образы святой Софии с дочерьми Верой, Надеждой и Любовью, святого Онуфрия , святой Анны и святой Марии Магдалины . На стенах притвора представлены сцены из жизни святого покровителя собора — святого Николая Мирликийского . Над хором, находится фреска, изображающая Страшный Суд , ниже балкона — образ святых Кирилла и Мефодия . В куполе расположен Деисус — Христос Вседержитель в окружении Богоматери и Иоанна Крестителя . На двенадцати колоннах между окнами в барабане находится изображения апостолов. На парусах представлены фигуры четырёх евангелистов, а под ними, в углах стен, — святых равноапостольных Константина , Елену , Ольгу и Владимира .
С самого начала функционирования церкви в ней находятся три кафельные печи, а в 1880 году были установлены ещё пять железных .
В подвале церкви находится храм Серафима Саровского . В нём размещён иконостас начала XX века, состоящий из четырёх икон: Христа, Богоматери, Серафима Саровского и Александра Невского . Он первоначально находился в церкви Святого Серафима Саровского, действовавшей в 1902—1918 годах, затем превращённой в костёл . Стены украшены изображениями больших православных праздников .
Адаптация подвала собора (бывшего подсобного помещения под алтарём ) для богослужений была проведена 1955—1958 годах . Автором проекта устройства нижней церкви был Михаил Балаш . С 2005 года в нижней церкви в воскресенье служится Святая Литургия на польском языке , а 15 января и 1 августа также молебень святому покровителю . С 2008 году в храме находится икона Серафима Саровского с частицой его мощей .
Недалеко от собора, на улице св. Николая 3, находится дом епископа, в котором находится часовня в честь Святых Кирилла и Мефодия .