Interested Article - Тасманийцы
- 2020-04-20
- 1
Тасманийцы , самоназвание палава ( англ. Palawa ) — аборигенное население о. Тасмания , Австралия .
C 1803 по 1833 год, в течение всего 30 лет, число тасманийских аборигенов сократилось c 5000 до 300, в основном из-за привезенных из Европы болезней и геноцида , развязанного британскими поселенцами при попустительстве властей . Одна из последних чистокровных тасманиек, Труганини , умерла в 1876 . В настоящее время живы многие люди, происходящие от тасманийских аборигенов в результате смешанных браков, и они сохраняют традиционную культуру палава.
Все тасманийские языки вымерли — сохранились лишь списки слов, а также аудиозаписи на восковых цилиндрах народных песен, которые напела в 1903 году тасманийка Фанни Кокрейн Смит . В настоящее время предпринимаются попытки реконструировать по крайней мере один из языков ( палава-кани , букв. «тасманийский язык») из сохранившихся слов и реанимировать аборигенную культуру по традициям, которые поддерживаются в некоторых семьях, чей род восходит к аборигенам.
История
Считается, что первые люди пришли в Тасманию около 40 тыс. лет назад во время последнего ледникового периода , когда Тасмания и Австралия являли собой единый континент. После того, как около 14 тыс. лет назад уровень моря поднялся и Тасмания была отделена от континентальной Австралии Бассовым проливом , тасманийцы оказались в фактической изоляции. Как показывают данные генетических исследований [ каких? ] , с тех пор они не имели контактов с внешним миром до самого прихода европейских колонизаторов. В результате такой изоляции, сделавшей невозможным культурный обмен с другими, более технологически развитыми племенами, и постепенного культурного регресса тасманийское общество стало одним из самых примитивных с точки зрения развития технологий: тасманийцы не знали рыболовных крючков и сетей, шипастых копий, любого рода изделий из кости, не владели навыками шитья и — как часто утверждается — добывания огня . Последнее утверждение, впрочем, оспаривается некоторыми историками и этнографами .
Существует мнение, что некоторые из этих искусств, в том числе изготовление костяных рыболовных крючков, ранее были им знакомы, но впоследствии утрачены. Высказывалось предположение, что, в отличие от засушливой Австралии, богатая природными ресурсами Тасмания с лёгкостью обеспечивала необходимым питанием всё немногочисленное население, так что тасманийцы постепенно отказались от рыбной ловли и охоты на крупную дичь, переключившись на более лёгкую добычу — небольших млекопитающих вроде опоссумов и валлаби , а также кенгуру .
Древнее население Тасмании делилось на племена, которые, в свою очередь, подразделялись на общины и семьи. Самым крупным из них считается племя паредарерме из Устричной бухты , включавшее в себя 10 групп-общин и насчитывавшее до 800 человек .
До указанных существующих представлений бытовала не подтвердившаяся гипотеза о том, что тасманийцы пришли на свой остров из Меланезии . Как отмечал советский этнограф Владимир Рафаилович Кабо , «Культура тасманийцев, их каменная индустрия, оставленные ими наскальные изображения — все это свидетельствует о принадлежности Австралии и Тасмании к единой культурно-исторической общности. Тасманийская культура восходит к наиболее древним пластам австралийской культуры и является как бы ее локальным вариантом. Вариантом, который на протяжении тысячелетий был обречен развиваться в изоляции, чем и объясняется его архаичность — даже в сравнении с культурой аборигенов Австралии. Но в этом и его значение, его ценность для истории первобытности» .
Пришествие европейцев
Первооткрыватель Тасмании Абель Тасман в середине XVII века не встретил на острове людей; первым европейцем, вступившим в контакт с тасманийскими аборигенами, стал Марк Жозеф Марион-Дюфрен . Поначалу тасманийцы были дружелюбны с пришельцами, но, заметив ещё одну лодку, приближающуюся к острову, испугались и взялись за свои каменные топоры; французы в ответ обстреляли их из мушкетов , убив, как минимум, одного аборигена и ранив ещё нескольких. Следующие французские экспедиции, под руководством Жозефа д’Антркасто и Николя Бодена , наладили с тасманийцами дружеский контакт, причём экспедиция д’Антркасто находилась на острове в течение довольно долгого времени. Позднее европейские охотники на тюленей , подолгу жившие на временных стоянках на небольших необитаемых островах близ Тасмании, установили с туземцами торговые отношения: последние покупали у них муку , чай и табак , а также собак , ставших для тасманийцев незаменимым подспорьем в охоте, обменивая их на кожу кенгуру, а также уступая в ответ своих женщин. Тасманийские женщины не только продавались европейцам в жёны, но и предоставляли за плату охотничьи услуги, оставаясь при этом с племенем: они отлично владели навыками охоты на тюленей, а также на другую местную дичь, незнакомую европейским морякам. Одной из самых известных тасманийских женщин, проданных в жёны европейцам, стала Таререноререр, известная также под именем Уэльер: она сбежала от европейцев и, обучив соплеменников обращению с огнестрельным оружием , стала во главе разбойничьей группировки. Торговля женщинами сыграла значительную роль в уменьшении аборигенной популяции тасманийцев: так, в 1830 году в одном из племён на 72 мужчины осталось всего 3 женщины .
В 1803 британские колонисты основали в Тасмании первое постоянное поселение. После их прибытия торговля женщинами, а также насильственное похищение тасманиек, участились: среди поселенцев практически не было женщин. Кроме того, со временем образовалась практика похищения тасманийских детей с целью превращения их в прислугу — фактически в рабов. Несмотря на осуждение и даже официальный запрет со стороны колониальных властей, полностью «традиция» не исчезла. Наиболее же разрушительный эффект на коренное население Тасмании оказали принесённые европейцами болезни. Венерические заболевания привели многих женщин к бесплодию, а лёгочные болезни вроде пневмонии и туберкулёза , против которых у тасманийцев не было иммунитета, убили множество взрослых тасманийцев.
К 1820-м — 1830-м годам отношения между колонистами и коренным населением стали крайне напряжёнными. Тогда как первые колонисты обеспечивали местные племена провизией как бы в плату за использование их охотничьих земель, вновь прибывшие на остров европейцы часто рассматривали тасманийцев как «дикарей» и не желали выполнять эти обязательства. В ответ тасманийцы, которым стало сильно не хватать еды, начали совершать набеги на их дома в поисках пищи. Конфликты между белыми и аборигенами вылились в так называемую Чёрную войну , во время которой коренное население Тасмании было фактически истреблено. В период с 1831 по 1835 года большая часть выживших тасманийцев (около 200 человек) была переселена на остров Флиндерс в Бассовом проливе. Часть аборигенов ассимилировалась с европейскими колонистами в результате межнациональных браков.
Законодательное определение «аборигенов»
В июне 2005 года Законодательный совет штата Тасмания утвердил новое определение в Законе об аборигенных землях (Aboriginal Lands Act) . Закон был принят с тем, чтобы аборигены смогли избрать свой Совет аборигенных земель (а без определения понятия «абориген» было непонятно, кто вправе избирать этот совет).
Согласно закону, лицо имеет право называться «тасманийским аборигеном» в случае, если оно отвечает следующим критериям:
- происхождение (предки);
- самоидентификация;
- признание общиной.
Компенсации «украденному поколению»
13 августа 1997 года тасманийский парламент принял Заявление об извинении (имелась в виду прежде распространённая политика изъятия детей из аборигенных семей для помещения их «на перевоспитание» в детские дома). Заявление было принято единогласно.
В ноябре 2006 года Тасмания стала первым австралийским штатом, который предложил финансовую компенсацию «украденному поколению» — потомкам аборигенов, насильственно изъятых из своих семей правительственными органами в период 1900—1972. До 40 потомков аборигенов получили право на компенсацию общим объёмом в 5 млн австралийских долларов .
Известные тасманийцы
- Труганини — последняя чистокровная тасманийка.
- Фанни Кокрейн Смит , имевшая смешанное происхождение, со слов которой остались записи тасманийского языка .
- или «Король Билли».
Культура и искусство
Как уже упоминалось выше, быт тасманийцев был весьма прост. Тасманийцы не знали рыбной ловли и питались в основном растениями, моллюсками и мясом местных животных, которых убивали при помощи каменных орудий. Утверждается, что тасманийцы не умели добывать огонь и были способны только его поддерживать, а в случае, если костёр гас, им приходилось идти за огнём к соседней общине, что иногда выливалось в схватку ; сегодня, однако, некоторые учёные оспаривают это мнение . Свои немногочисленные пожитки они переносили в плетёных корзинах . Передвигались тасманийцы не только пешком, но и на каноэ из древесной коры .
Тасманийцы не знали шитья и одевались в грубо скреплённые шкуры животных. Они украшали себя ожерельями из раковин , перьями и цветами и расписывали лицо и тело углём и охрой , а также наносили себе декоративные шрамы — вероятно, в ходе какого-то ритуала . Охра, смешанная с жиром , использовалась также для фиксации волос .
Из свидетельств европейских колонистов известно, что тасманийцы умели рисовать, обычно с помощью всё той же охры. К сожалению, большинство их рисунков не сохранились из-за непрочности материалов: как правило, рисовали они по древесной коре, из которой строились каноэ и хижины. Изображали они как абстрактные узоры, так и относительно «реалистичные» сцены охоты или сражений . Тасманийцы любили петь и танцевать: несколько их народных песен дошло до нас в записи Фанни Кокрейн Смит .
О верованиях тасманийских аборигенов известно немногое. По свидетельству миссионера Джорджа Августа Робинсона, опекавшего последнюю тасманийскую общину на острове Флиндерс, тасманийцы верили, что огонь им принесли «два человека с неба» . Европейские колонизаторы и миссионеры сообщали, что тасманийцы верят в двух духов, доброго и злого: один управляет днём, другой — ночью . Помимо этих двух главных духов, были и другие, добрые и злые: провожая близкого в далёкий путь, тасманийцы пели песни, чтобы задобрить духов и уговорить их ниспослать путнику защиту . Тасманийцы верили в бессмертие души; по сообщению всё того же Робинсона, потусторонний мир в их сознании смешался с Англией, которую они называли «далёкой землёй», и на вопрос, куда уходят мёртвые после смерти, отвечали: «В Англию, где много родных» . Тела покойников они сжигали . Другие аборигены верили, что после смерти они снова родятся на родном острове . Кости умерших близких они носили с собой в качестве амулетов , приписывая им способность исцелять болезни .
См. также
В кино
- «Соловей» — режиссёр Дженнифер Кент (Австралия, 2018)
- Сериал « Элен и ребята » — в одной серии есть эпизодический персонаж — тасманиец Камю́.
Примечания
- Павел Жуков. . Дилетант (исторический журнал) . diletant.media. Дата обращения: 25 февраля 2019. 30 марта 2019 года.
- William Dalrymple (HTML). The Sunday Times (14 октября 2007). Дата обращения: 14 марта 2008. 25 сентября 2019 года.
- Jared Diamond . Guns, Germs, and Steel (1999 ed.). Norton. p. 492. ISBN 0-393-06131-0 .
- ↑ Taylor, Rebe от 22 сентября 2014 на Wayback Machine Aboriginal History Journal, Vol 32, 2008, at ANU E Press
- Manne, Robert (2003). Whitewash . 317—318: Schwartz Publishing. ISBN 0-9750769-0-6 .
- ↑ Ryan, Lyndall : The Aboriginal Tasmanians , Second Edition, Allen & Unwin, 1996, ISBN 1-86373-965-3
- . Дата обращения: 16 июля 2022. 30 июля 2021 года.
- Flood, Josephine: The Original Australians: Story of the Aboriginal People , Allen & Unwin, 2006 ISBN 978-1741148725 .
- . Дата обращения: 14 ноября 2008. 6 октября 2008 года.
- STOLEN GENERATIONS PUBLIC RELEASE, Premier Paul Lennon . Дата обращения: 13 августа 2007. 13 августа 2007 года.
- (недоступная ссылка)
- . Дата обращения: 4 ноября 2014. Архивировано из 4 ноября 2014 года.
- . Дата обращения: 4 ноября 2014. Архивировано из 4 ноября 2014 года.
- ↑ . Дата обращения: 4 ноября 2014. Архивировано из 11 октября 2014 года.
- ↑ Friedrich Max Müller Anthropological Religion . Asian Educational Services, 1986
Литература
- Кабо В. Р. Тасманийцы и тасманийская проблема. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1975. — 200 с.: ил.
- Меч С. Австралия и Тасмания. — М.: Тип. И. Н. Кушнерева, 1898. — 3-е изд. — 150 с.
- Alexander, Alison (editor) (2005) The Companion to Tasmanian History Centre for Tasmanian Historical Studies, University of Tasmania, Hobart. ISBN 1-86295-223-X .
- Robson, L.L. (1983) A history of Tasmania. Volume 1. Van Diemen’s Land from the earliest times to 1855 Melbourne, Oxford University Press. ISBN 0-19-554364-5 .
- Robson, L.L. (1991) A history of Tasmania. Volume II. Colony and state from 1856 to the 1980s Melbourne, Oxford University Press. ISBN 0-19-553031-4 .
Ссылки
- // Некультурная антропология
- // Антропогенез.ру
- from the «Brief Guide No. 18»
- (from the Australian Bureau of Statistics )
- (contains edited transcript of 2002 ABC radio interviews by Peter McCutcheon with historian and author and historian and author )
- a sympathetic review of Keith Windschuttle’s book casting doubt on a supposed Tasmanian genocide.
- ( )
- of Tom Haydon’s documentary «The Last Tasmanian» (1978)
- Article from The Sydney Morning Herald newspaper by
- from the Australian .
- Sunday with Keith Windschuttle, Prof. Henry Reynolds, Prof. Cassandra Pybus, Prof. Lyndall Ryan, and others
- 2020-04-20
- 1