Улица Фридриха Энгельса (Москва)
- 1 year ago
- 0
- 0
Влияние и восприятие философии Фридриха Ницше широко варьировались, и их можно условно разделить на различные хронологические периоды. Реакция была далеко не единообразной, и сторонники различных идеологий довольно рано попытались присвоить его работу.
Начиная с того времени, когда Ницше был ещё жив, хотя и был недееспособен из-за психического заболевания, многие немцы открыли для себя его призывы к большему героическому индивидуализму и развитию личности в « Так говорил Заратустра », но ответили на эти призывы по-разному. В 1890-х у него были сторонники среди немецких левых. Анархическое влияние Ницше было особенно сильным во Франции и США .
К началу Первой мировой войны немецкие солдаты даже получали в подарок экземпляры «Так говорил Заратустра» . Дело Дрейфуса является ещё одним примером его восприятия: французские антисемитские правые заклеймили еврейских и левых интеллектуалов, защищавших Альфреда Дрейфуса , «ницшеанцами» . Такое, казалось бы, парадоксальное принятие диаметрально противоположными лагерями типично для истории восприятия мысли Ницше. В контексте подъёма французского фашизма один исследователь отмечает: "Хотя, как подчеркивается во многих недавних работах, Ницше оказал важное влияние на «левую» французскую идеологию и теорию, это не должно заслонять тот факт, что его работа также имела решающее значение для правых и ни правых, ни левых слияний развивающегося французского фашизма .
В самом деле, как предложил Эрнст Нольте , моррасианская идеология «аристократического восстания против эгалитарно-утопической трансцендентности » (трансценденция — это термин Нольте для обозначения онтологического отсутствия теодического центра, оправдывающего современную «культуру эмансипации ») и взаимосвязь между идеологией Ницше и протофашизмом предлагают обширное пространство для критики, а атмосфера Ницше, пронизывающая французское идеологическое брожение экстремизма во время рождения формального фашизма, неизбежна.
Многие политические лидеры 20 века были, по крайней мере, поверхностно знакомы с идеями Ницше. Однако не всегда можно определить, действительно ли они читали его работы. По поводу Гитлера , например, идет спор. Некоторые авторы утверждают, что он, вероятно, никогда не читал Ницше, а если и читал, то читал мало . Гитлер, скорее всего, познакомился с цитатами Ницше во время своего пребывания в Вене , когда цитаты Ницше часто публиковались в пангерманских газетах . Тем не менее, другие указывают на цитату из « Застольной беседы Гитлера », где диктатор упоминал Ницше, когда говорил о тех, кого он называл «великими людьми», как указание на то, что Гитлер, возможно, был знаком с работами Ницше . Другие авторы, такие как Мелендес (Melendez, 2001), указывают на параллели между титаническим анти- эгалитаризмом Гитлера и Ницше и идеей « сверхчеловека » , термином, который часто использовался Гитлером и Муссолини для обозначения так называемой « арийской расы» , или, скорее, её прогнозируемого будущего после фашистской инженерии. Альфред Розенберг , влиятельный нацистский идеолог, также выступил с речью, в которой сравнил национал-социализм с идеологией Ницше . Вообще говоря, несмотря на враждебное отношение Ницше к антисемитизму и национализму , нацисты очень избирательно использовали философию Ницше, и в конечном счете эта ассоциация привела к тому, что репутация Ницше пострадала после Второй мировой войны .
С другой стороны, известно, что Муссолини рано услышал лекции о Ницше, Вильфредо Парето и других в идеологическом формировании фашизма. Подруга Муссолини, Маргерита Сарфатти , еврейка, рассказывает, что Ницше фактически был трансформирующим фактором в «переходе» Муссолини от жесткого социализма к спиритуалистическому, аскетическому фашизму: «В 1908 году он представил свою концепцию роли сверхчеловека в современном обществе в сочинении о Ницше под названием „Философия силы“».
Влияние Ницше на континентальную философию резко возросло после Второй мировой войны.