Interested Article - Мимо окон идут поезда

« Мимо окон идут поезда » — советский фильм 1965 года о молодой учительнице литературы.

Автор сценария — Любовь Кабо , в 1940 году окончившая педагогический институт и на протяжении всей жизни работавшая учителем литературы.

Дебютная работа однокурсников-выпускников ВГИКовской мастерской Е. Дзигана режиссёров Эдуарда Гаврилова и Валерия Кремнёва . Финал фильма вызвал оживлённые дискуссии. Несмотря на ряд недостатков, дебютный фильм режиссёров вошёл в число лучших фильмов о школе.

Сюжет

В школу-интернат провинциального таёжного сибирского городка из Москвы приезжает работать учителем литературы молоденькая выпускница педагогического училища. Она такая молоденькая, что даже не может привыкнуть к собственному отчеству: «Лида»,— представляется она, и директору приходится её поправлять: «Лидия Сергеевна».

Молодая учительница смотрит на школьные события не из учительской, а как бы со школьной парты, изнутри класса.

И с самого появления в школе-интернате Лида не может понять порядков, заведенных здесь директором Фёдором Фёдоровичем, а когда понимает, что за внешне благополучной жизнью интерната скрывается равнодушное отношение преподавателей к детям — не хочет подчиниться тому, что порядок — единственная цель воспитательной работы, ведь в результате дети становятся двоедушными — слабые становятся лживыми, а то и подлыми, те, что сильнее и искреннее — замкнутыми.

Непосредственность, с которой героиня вторгается в жизнь школы, вызывает недовольство директора и завуча школы-интерната.

Но её 7 «Б» сложный класс — её ученик сирота Санька Зенков в игре «в раба» проиграл однокласснику Генке и теперь должен всё делать для него: застилать постель, чистить ботинки, и всячески подвергается издевательствам, или может откупиться от долга за десять рублей. Санька терпит и работает на распилке дров, пытаясь по копейкам собрать деньги на «долг чести».

В один день Генка с подручными впятером избивают Саньку за то что он гуляет с девочкой. Обидчики знают, что Санька не будет жаловаться, но девочка рассказывает о драке учительнице. Лида вызывает Саньку и по одному каждого из обидчиков и… даёт им возможность драться, но только теперь — один на один. Вскоре в школе происходит ЧП — на уроке 7 «Б» из сумочки учителя биологии украдены десять рублей…

На общешкольной линейке директор заставляет стоять всю школу до тех пор пока виновный из 7 «Б» не сознается. Лидия Сергеевна даёт честное комсомольское слово, что её ребята сами разберутся в этом деле. Она оставляет ребят в классе: «Я не могу быть следователем и не хочу. Решайте сами», и уходит. Лиде нужно чтобы виновник понял и сам сознался, для неё главное — научить, но директору нужен порядок и главное — наказать…

В ролях

Критика

Отмечено, что название фильма настраивает на лиричный лад и… «оно обманывает»:

То, о чём фильм, рассказано просто, жёстко и напряжённо, без режиссёрских трюков, без поразительных ракурсов. У оператора С. Зайцева скромная камера. Ей определена задача — точно и прямо передать смысл происходящего.

« Молодые режиссёры. Не обнаруживают своеобразия кинематографического видения. Они традиционно работают с актерами, дают традиционное задание оператору, у них и композитор выступает как-то незаметно. Для дебюта это неосторожно. Дебютируя, надо показать всё, на что способен. Надо, так сказать „показать товар лицом“. »

Этот брюзжащий монолог не сочинён. Он услышан после одного из показов картины. В противоположность ему, однако, можно смело утверждать, что в фильме «Мимо окон идут поезда» молодые режиссёры именно показали «товар лицом». И этот товар куда ценнее бойкого кинематографического сочинительства.

Журнал « Советский экран », 1966

При этом отсутствие каких-либо экранных изысков и предпочтение скупой манеры повествования было поставлено только в заслугу: именно так и надо было — по примеру «когда-то критик И. Соловьева написала о Розове , что драматургу было бы неловко, если бы его пьесы ставили на новаторский лад, это возможно, но это ни к чему» — так и тут — о таком случае в школе, по сценарию опытных литераторов, знающих о школе не понаслышке, в силу художественной необходимости странно было бы снимать «необъятно длинными планами, странным монтажом, диковинными запрокидываниями камеры… Всё это здесь ни к чему, здесь надо было снимать с обычной точки — с уровня человеческого глаза».

Кинокритик Нина Игнатьева (которая через несколько лет станет заместителем главного редактора журнала « Искусство кино »), хоть и заметила недостатки фильма, но не придала им значения:

Первая работа молодых режиссёров — Э. Гаврилова и В. Кремнёва. Нет смысла преувеличивать художественные достоинства этого фильма и не замечать профессиональных просчетов дебютантов. Далеко не все сцены равно удались, порой хочется видеть более яркое и образное их раскрытие и не сталкиваться с повторами и несамостоятельными решениями, что обнаруживаешь в этой работе. И всё-таки появление картины «Мимо окон идут поезда» следует расценивать как скромное, но событие, радующее нас тем самым «вторжением в жизнь», которого не хватает очень многим нашим кинолентам, претендующим на значительность и масштабность.

кинокритик Нина Игнатьева , ежегодник « », 1967

В рецензии на фильма в журнале « Советский экран » кинокритик Ирина Рубанова отметила игру Льва Круглого и детей-актёров:

Директора играет артист Лев Круглый. Играет точно и резко, но без заострений, без открытого публицистического негодования. Его Фёдор Фёдорович — человек, которого вы можете встретить на улице, услышать с трибуны уважаемого собрания или оказаться директором школы, в которую вы отдали своего ребёнка. Размеренному миру директора противостоит вихрастая ребячья республика. Справедливость требует сказать, что Э. Гаврилову и В. Кремнёву ещё трудно работать с детьми-актерами. Местами, особенно в первых эпизодах фильма, детские лица ненатуральны, местами фальшивят детские голоса. Но и задачи у маленьких артистов в этой картине сложнее, чем во многих других.

Но основная критика и дискуссии вокруг фильма касались не кинематографической его стороны, а его не характерного для детского кино драматизма и не оптимистичного финала . Даже спустя 40 лет киновед Любовь Аркус назвала фильм «жёсткой социальной драмой» и «детским фильмом для взрослых». А в 1960—1970-е годы такая оценка фильма была распространена. Так, А. Эрштрем, возглавлявший пресс-службу Госкино СССР, в журнале « Огонёк » рассматривая подростковые фильмы о школе, писал о финале фильма:

В картине «Мимо окон идут поезда» молодая учительница, человек инициативный, ищущий, понимающий высокую меру ответственности своего труда. И вдруг она почему-то спасовала перед трудностями! Вовсе не оправданно, вопреки логике характера отказалась от возможной победы над консерваторами, которые тянут назад педагогический коллектив…

Главный редактор журнала « Огонёк » Анатолий Софронов в статье в журнале « Коммунист » — органе ЦК КПСС , упомянул о фильме в критическом ключе, как о пессимистичном, отметив, что, конечно, не следует повторять за американцами, которые пытаются высветить «ярмарочно сверкающий фасад и задрапировать, скрыть всё неприглядное, неправильно показывающее американский образ жизни» запрещая для демонстрации за рубежом фильм « Вестсайдская история », но всё же «нашим мастерам искусства важно обладать обостренным чувством ответственности за то, что мы создаём» — ему, при коллективном просмотре этого фильма в Болгарии, было неловко перед иностранцами: :

Я присутствовал на просмотре кинофильма «Мимо окон идут поезда». В нём молодая учительница, едва переступив порог, начинает бороться с рутинерами, бездушными ретроградами, давящими все живое в детях. Преднамеренность, негативная заданность этого фильма были очевидны с первых кадров. Ничего светлого, ничего обнадеживающего во всей ленте не было. Зло торжествует над добром. Добро подавлено, растоптано, и молодой учительнице ничего другого не остается, как только собрать чемоданчик и тем же поездом, проходящим мимо окон интерната, уехать. Смотревшие этот фильм зрители состояли из наших друзей — поляков, венгров, немцев из ГДР и ФРГ. Когда в зале зажегся свет, все молча поднялись со своих мест. Мы, советские люди, испытывали чувство неловкости.

Режиссёр же фильма так отвечал на подобную критику:

Помню дискуссии о картине «Мимо окон идут поезда». Споры эти касались одного из постоянно дебатируемых вопросов детского кино — о допустимом уровне драматизма в фильме. И когда говорилось, что раз героиня уезжает из города и оставляет свой педагогический и детский коллектив, то, значит, она побеждена, а следовательно, урок картины пессимистический, — брали верх привычные штампы мышления. Один из прочных стереотипов в детском кино — стремление оградить молодого зрителя от всего печального, драматического, чтобы не разочаровать его в жизни, не сделать его слабым. Но ведь именно серьезность испытаний учит серьезности борьбы, а крах посеянных экраном иллюзий может обернуться личной трагедией, крахом судьбы. К тому же юный зритель вовсе не так уж прямолинеен в своих отношениях с искусством экрана. Он понимает, что печальный финал фильма — неравнозначен печальному финалу жизни. Если фильм — урок мужества, урок оптимизма.

режиссёр фильма Эдуард Гаврилов , статья в журнале « Искусство кино », 1982 год

Журнал « Искусство кино » отнёс фильм к лучшим фильмам для подростков:

Художественные ответы на «проблемы интересов в переходном возрасте», о которых писал Лев Выготский , — вот что сделало незабываемыми фильмы «Мимо окон идут поезда», « Не болит голова у дятла », « Ключ без права передачи », « Розыгрыш ». Такие фильмы живут в памяти юных зрителей даже тогда, когда ребята становятся взрослыми.

В 2014 году главный искусствовед Госфильмофонда России киновед Евгений Марголит один из выпусков своей передачи на канале « Культура », названной на фестивале архивного кино «Белые столбы» лучшей телепрограммой о кино, посвятил фильму «Мимо окон идут поезда», где отметил, что признаваемая в 1960-е одним из главных достижений студии картина — забыта даже специалистами:

Героев уносят не поезда, их уносит время, и они вместе со своим временем исчезают. Исчезает героиня Марии Стерниковой , с её очаровательным и потому особенно живым лицом. Исчезнут эти мальчишки с их вопрошающим взглядом. Умчалась и исчезла из памяти зрителей, да и специалистов и сама картина. Почему? Быть может, потому что времена у нас не столько сменяют, сколько отменяют друг друга, а проблемы так и остаются нерешёнными… хотя дело может быть и не в проблемах, а в том, что человек по сути своей не меняется.

Призы и награды

  • «Золотая роза» и спец. приз Издательства педагогической литературы ЧССР на МКФ детских и юношеских фильмов в Готвальдове-67.

Интересный факт

  • В ключевой сцене школьной линейки по поводу кражи денег в 7 «Б» классе директор интерната в своей речи произносит: «На весь наш интернат легло грязное пятно позора». Стоит отметить, что фильм — дебютная работа режиссёров Эдуарда Гаврилова и Валерия Кремнёва — будущих авторов первого эпизода первого выпуска киножурнала « Ералаш » в 1974 году: в этом эпизоде, по стихотворению Агнии Барто «Позорное пятно», сатирически изображено пионерское собрание по поводу «пятна на весь класс».

Примечания

  1. Журнал «Советский экран», 1966
  2. Игнатьева Н. Продолжение разговора // Ежегодник "Экран-1967" - М.: Искусство, 1967 - стр. 28
  3. И. Рубанова — Отрицание двоедушия // «Советский экран» № 22 за 1966 год
  4. Любовь Аркус — Новейшая история отечественного кино: 1989—1991 — СЕАНС, 2001—754 с. — стр. 68
  5. Журнал «Огонёк», 14 сентября 1968 — стр. 23
  6. Коммунист, 1970, Выпуски 1-9 — стр. 94
  7. А. В. Софронов — Собрание сочинений: Путевые очерки. Публицистика. Литературные портреты — М.: Художественная литература, 1971 — стр. 430
  8. Эдуард Гаврилов - Искусство надежды // Искусство кино, 1982, Выпуски 1-6 - стр. 13
  9. Искусство кино, № 11, 1982 год — стр. 47

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Мимо окон идут поезда