Обрядовое чучело
- 1 year ago
- 0
- 0
Чучело обрядовое ( обрядовая кукла ) — сооружённая из подручного материала, значительная по размерам антропоморфная (реже зооморфная) фигура; ритуальный предмет, по символике и обрядовым функциям часто параллельный ряженому персонажу и обрядовому деревцу .
В ходе соответствующего обряда его обычно уничтожают: «хоронят» ( похороны кукушки ), сжигают или топят, разрывают на части и разбрасывают (ср. Масленица , Марена , Кострома , Ярила , Купала ) .
Обрядовые куклы в древности делали не только похожими на человеческое тело, но и обязательно подчёркивались признаки присущие к тому или иному полу. Женский персонаж был с большой грудью, а мужской — имел явные мужские особенности. Важнейшее обрядовое действие при создании таких персонажей было их «наряжение» в одежду. Костюмы, например, у чучела Масленицы должен был быть старыми, ветхими, рваными, а иногда на него надевали вывороченный мехом наружу тулуп. При всем этом, как солому для снопов (туловища и рук, или только для туловища) Масленицы, и одежду обязательно собирали в разных домах. Для чучела русалки резали ветки берёзы или клёна. Иногда даже покупали в складчину , считая чучело обрядовым символом всей деревни. В большинстве случаев, персонажу ещё и присваивали личное имя Капитолина Николаевна, Авдотья, Дуня, и т. д.
А население центральных губерний Москвы, Калуги, Владимира изготавливали кроме общедеревенского чучела, «семейные» небольшие куклы Масленицы. Домашние куклы, также подчеркивая признаки пола, обладали привлекательной внешностью. Брови, глаза, нос разрисовывали им углём, губы и щёки — свеклой. Обычно одевали в яркий нарядный костюм. Жители в Калужской губернии изготовляли на Масленицу до 7 различных фигур, соответствующих каждому дню Масленичной недели. Девицы, брали их с собой, собираясь на посиделки, гуляли с ними по селу, катаясь на санях, распевая страдальческие любовные песни. В основном такой персонаж создавали там, где была девушка на выданье. Часто такая кукла после празднования становилась простой игрушкой, и она была, как и кукла-мотанка, своеобразным оберегом .
У крестьян из Пермской губернии главным символом Масленицы была не соломенная кукла, а деревянная статуя. Они наряжали или деревянный толкач, или скатывали из снега снежную бабу, усаживали на санки катали её с горки и по улицам деревни.