Евдокимов, Александр Яковлевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Александр Яковлевич Таиров (настоящая фамилия Корнблит , 24 июня ( 6 июля ) 1885 , Ромны — 25 сентября 1950 , Москва ) — советский театральный актёр и режиссёр. Создатель и художественный руководитель Камерного театра (1914—1949). Народный артист РСФСР (1935) .
Александр Таиров родился в Ромнах Полтавской губернии Российской империи (ныне Сумская область Украины) в еврейской семье. Мать, Мина Моисеевна, рожала первенца у родителей в Ромнах, нуждаясь в помощи из-за слабости здоровья. Отец, Яков Рувимович, руководил двухклассным мужским еврейским училищем в Бердичеве , где прошло детство Александра. Учился в Киевской гимназии, живя у сестры отца .
По настоянию родителей 10 лет учился в Киевском и Петербургском университетах на юриста, совмещая учёбу с театральной деятельностью. Решив связать себя с театром, взял псевдоним Таиров («таир» — по- арабски «орёл») и перешёл в лютеранство , чтобы не быть стеснённым чертой оседлости .
На сцене дебютировал летом 1904 года , будучи артистом Драматического товарищества под руководством , сыграл Петю Трофимова в «Вишнёвом саде» . В 1905 году играл в труппе Михаила Бородая в Киеве.
В сезон 1906—1907 годов был актёром театра Веры Комиссаржевской в Петербурге. До 1913 года играл в театрах Санкт-Петербурга, Риги , Симбирска , три года в Павла Гайдебурова , где начал режиссёрскую деятельность, поставив в 1908 году спектакли «Гамлет» и « Дядя Ваня ».
В 1913 году окончил юридический факультет Петербургского университета и поступил в московскую адвокатуру, которую в скором времени оставил ради Свободного театра Константина Марджанова . Здесь он поставил спектакль «Жёлтая кофта» Хезельтона-Фюрста и пантомиму «Покрывало Пьеретты» Шницлера .
В 1914 году Таиров вместе со своей второй женой Алисой Коонен и группой молодых актёров создал Камерный театр , с которым была связана вся его дальнейшая жизнь .
Спектакль «Сакунтала» (Шакунтала) Калидасы , поставленный Таировым и представленный 25 декабря 1914 года , в день открытия Камерного театра, определил его творческую платформу. Режиссёр стремился к созданию синтетического театра, уделяя большое внимание актёрскому движению и пластике. Своё детище он назвал «театр эмоционально-насыщенных форм» или «театр неореализма» .
«Мы хотели иметь небольшую камерную аудиторию своих зрителей… Ни к камерному репертуару, ни к камерным методам постановки и исполнения мы отнюдь не стремились — напротив, по самому своему существу они были чужды нашим замыслам и нашим исканиям», — писал Александр Таиров .
Репертуарными спектаклями Таирова были также « Женитьба Фигаро » Пьера Бомарше (1915); «Покрывало Пьеретты» Артура Шницлера (1916), «Фамира Кифаред» Иннокентия Анненского (1916) и « Саломея » Оскара Уайльда (1917). Премьера «Саломеи» состоялась за три недели до Октябрьской революции .
«Прочтите Тысячу и одну ночь и фантастические рассказы Гофмана , перелистайте страницы Жюля Верна , Майн Рида , Уэллса — и тогда, быть может, вы получите некоторое представление о том, как возник Камерный театр…» .
В 1929 году Таиров привез из Германии пьесу Бертольда Брехта « Трёхгрошовая опера », которую ему передал сам автор. Спектакль был поставлен к 15-летию театра — в конце января 1930 года. Также впервые познакомил советскую театральную общественность с пьесами американского драматурга Юджина О’Нила , поставив «Косматую обезьяну» (1926), «Любовь под вязами» (1926), «Всем детям божьим даны крылья» (1929, шла под названием «Негр»). Увидев таировские постановки своих пьес во время гастролей театра в Париже , О’Нил был в восторге и заявил: «Камерный театр воплотил мою мечту» . Крупной победой театра была признана и постановка « Оптимистической трагедии » Таировым в 1933 году .
В середине 1930-х годов Таиров оказался в центре крупного скандала. В 1936 году он поставил пародийный оперный спектакль-фарс на основе русских народных сказок по опере-буфф Александра Бородина . Автором либретто был известный в то время большевистский поэт Демьян Бедный , переработавший либретто Виктора Крылова в уничижительном, сатирическом духе: в характерном для него стиле высмеивались события древнерусской истории, главным образом Крещение Руси . Спектакль подвергся критике со стороны властей за искажение событий русской истории, постановка была оценена как «идеологически неграмотная», «Правда» откликнулась разгромной статьёй. Критику спектакля и театра в целом поддержали и многие коллеги Таирова, в том числе Константин Станиславский и Всеволод Мейерхольд .
Как неудачи были отмечены критикой и другие спектакли: «Не сдадимся!» по пьесе Сергея Семёнова (1935), «Дети солнца» Максима Горького (1937) и «Думы о Британке» по пьесе Юрия Яновского (1937). Единственной творческой удачей театра этого периода был признан спектакль «Мадам Бовари» по Гюставу Флоберу с Алисой Коонен в роли Эммы Бовари.
В 1937 году поступило указание объединить Камерный театр Александра Таирова и Реалистический театр Николая Охлопкова . Однако совместная работа двух разноплановых в творческом отношении коллективов не сложилась, и в 1939 году Охлопков со своей труппой покинул Камерный театр .
В годы Великой Отечественной войны Таиров и Коонен вместе с театром были эвакуированы в Балхаш Казахской ССР , а в апреле 1942 года — в Барнаул Алтайского края . В том же году Таиров вошёл в состав Еврейского антифашистского комитета .
26 августа 1946 года вышло постановление ЦК ВКП(б) , практически запрещающее зарубежную драматургию . 9 мая 1949 года , в ходе кампании по борьбе с космополитизмом , Таиров был уволен из Камерного театра, несмотря на то, что незадолго до этого в связи с 30-летним юбилеем театра был награждён орденом Ленина . В конце июня этого же года вместе с Алисой Коонен был переведён в Театр имени Вахтангова , но к работе не приступил. В августе 1950 года Камерный театр был переименован в Московский драматический театр имени А. С. Пушкина и тем самым прекратил своё существование.
Таиров скончался 25 сентября 1950 года в Москве после непродолжительной тяжёлой болезни. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (2 уч. 14 ряд) .
Архитектором надгробия был Евгений Рознеблюм . В 2019 году вандалы осквернили могилу Таирова, оторвав с надгробия барельеф с бронзовой фигурой Федры работы Давида Народницкого и выставив его на продажу в интернете, где её обнаружил музейный работник Александр Савинов; приобретя фигуру и убедившись в её подлинности, он сообщил об этом в правоохранительные органы .
Событиям, связанным с закрытием театра, посвящён фильм Бориса Бланка « Смерть Таирова » (2004), где режиссёра сыграл Михаил Козаков , а его музу — Алла Демидова .