Лураги, Нино
- 1 year ago
- 0
- 0
Ни́но Марто́льо ( итал. Nino Martoglio ), или Ни́ну Марто́лью ( сиц. Ninu Martogliu ; 3 декабря 1870 года, Бельпассо , Итальянское королевство — 15 сентября 1921 года, Катания , Итальянское королевство) — итальянский и сицилийский поэт , драматург , журналист , сценарист и режиссёр театра и кино . Наряду с Луиджи Пиранделло является основателем сицилийского национального драматического театра . Характерной чертой всех работ Нино Мартольо является реализм в описании природы и контраста между богатством и бедностью в обществе конца XIX — начала XX века. Многие его произведения были экранизированы .
Имя Нино Мартольо носят улицы в Риме , Катании и во многих других городах Италии , школа в Сиракузе , школа и театр в Бельпассо , театральная культурная ассоциация и премия за поэзию на сицилийском языке .
Нино Мартольо родился в Бельпассо, в провинции Катания на Сицилии 3 декабря 1870 года . Отец его, Луиджи Мартольо, был журналистом и участником Рисорджименто . Мать, Винченца, урождённая Дзаппала-Арадас, была учительницей в начальной школе. Будущий поэт и драматург с самого детства отличался резвым и независимым характером. Закончив классическую техническую гимназию, в возрасте четырнадцати лет, он отправился в дальнее плавание юнгой на корабле под началом дяди-капитана. К девятнадцати годам, совершив четыре дальних плавания и получив патент капитана, оставил море .
Вернувшись в Катанию, некоторое время работал в редакции журнала «Катанская газета» ( итал. Gazzetta di Catania ), принадлежавшим его родителям. Затем продолжил издание сатирического и юмористического еженедельника на сицилийском языке « » ( итал. D’Artagnan ), основанном и заброшенном его братом, Джованни Мартольо. Первые два номера вышли 20 и 27 апреля 1889 года. Регулярные публикации возобновились с 3 сентября 1893 года и продолжались до 1 мая 1904 года. Главными читателями еженедельника были бедные горожане, чьи права отстаивались Нино Мартольо, высмеивавшим на страницах издания пороки современного общества, за что ему неоднократно угрожали и требовали сатисфакции .
В 1901 году он основал , целью которого было создание национального театра на сицилийском языке . В агентство вошли актёры , Вирджиния Балистрьери , и . В апреле 1903 года, собранная им, первая труппа с успехом дебютировала в Милане . Следом дебютировали труппы — вторая в апреле 1904 года в Палермо и третья в декабре 1907 года в Модене . Художественным руководителем последней был , с которым у Нино Мартольо установились плодотворные творческие отношения. Сицилийское драматическое агентство прекратило существование в марте 1908 года .
В 1902 году Нино Мартольо был избран советником администрации коммуны, но спустя два года, из-за разногласий с местными социалистами, подал в отставку. В 1904 году он покинул Катанию и переехал в Рим, где в октябре следующего года женился на Эльвире Скьявацци, сестре известного тенора Пьеро Скьявацци. В этом браке родились четверо детей — Луиджи-Марко, Бруно, Личия и Мария. В 1910 году в Риме Нино Мартольо основал театр Минимо, на сцене которого поставил несколько одноактных пьес итальянских и зарубежных драматургов. Здесь же им были поставлены ранние пьесы земляка Луиджи Пиранделло . В это время он активно сотрудничал с популярными итальянскими журналами и газетами, такими, как « » и « », для которых им было написано более двухсот статей .
В 1913 году написал несколько сценариев для студии « ». В том же году, вместе с Роберто Данези, основал в Риме студию « », в которой работал художественным руководителем, сценаристом и режиссёром. После смерти Роберто Данези, погибшего на фронте во время Первой мировой войны, оставил кино и вернулся в театр. В декабре 1918 года основал Средиземноморское театральное общество, просуществовавшее до 1920 года . Нино Мартольо трагически погиб 15 сентября 1921 года, упав в шахту лифта в больнице Виктора Эммануила в Катании, куда он пришёл навестить больного сына. По мнению некоторых исследователей его жизни и творчества, это было преднамеренное убийство за сатирические произведения поэта и драматурга .
Творческий путь Нино Мартольо начался со стихов, опубликованных в 1890 году в еженедельнике «Д’Артаньян», в котором были опубликованы все его поэтические произведения. На раннее творчество молодого поэта значительное влияние оказала поэзия и Франческо Риццотто. Впоследствии большая часть стихов Нино Мартольо вошла в сборник «Сотница» ( сиц. Centona ). Они получили высокую оценку его современника Джозуэ Кардуччи , который отметил их реализм в описании природы Сицилии .
Самыми известными из комедий писателя, написанных им во время работы в Сицилийском драматическом обществе, стали «Казнь святого Иоанна» ( итал. San Giovanni decollato ) и «Воздух континента» ( итал. L'aria del continente ) .
Им был снят фильм «Потерянный в темноте» ( итал. Sperduti nel buio ) по пьесе Роберто Бракко , ставший первой реалистичной картиной итальянского кинематографа . В отличие от большинства современников-интеллектуалов, Нино Мартольо рано понял потенциал нового вида искусства .
Мартольо для Сицилии, тоже, что Ди Джакомо и Руссо для Неаполя, Паскарелла и Трилусса для Рима, Фучини для Тосканы, Сельватико и Барбарини для Венето: родные голоса, говорящие о родной земле так, как сказала бы она сама и никак иначе, с ароматом и теплом, воздухом, дыханием и запахом, которыми по-настоящему живём и наслаждаемся, и освещаемся, и светим, и дышим, и пульсируем только на ней и нигде больше.
Оригинальный текст (итал.)Martoglio è per la Sicilia quello che Di Giacomo e il Russo per Napoli, il Pascarella e il Trilussa per Roma, il Fucini per la Toscana, il Selvatico e il Barbarini per il Veneto: voci native che dicono cose della loro terra, come la loro terra vuole che siano dette per essere quelle e non altri, con il sapore e il calore, l'aria, l'alito e l'odore con cui viviamo veramente e si gustano e si illuminano e respirano e palpitano lì soltanto e non altrove.— Итальянский писатель и драматург Луиджи Пиранделло