Джиральди, Франко
- 1 year ago
- 0
- 0
Фра́нко Джира́льди ( итал. Franco Giraldi ; 11 июля 1931 , Комен — 2 декабря 2020 , Триест ) ─ итальянский кинорежиссёр, сценарист, кинокритик и актёр.
За свою творческую карьеру снял 36 кино- и телефильмов, 11 ─ в качестве второго режиссёра, написал сценарии к 21 фильму.
Родился 11 июля 1931 года в Комено (совр. город Комен в Словении ), входившем в то время в итальянскую провинцию Гориция, Королевства Италия . Его отец был итальянцем из Истрии , мать словенкой из Триеста. Отношения между различными этническими группами и культурами его родины и семьи, в дальнейшем, нашли отражение в творчестве Джиральди. Он провел своё детство и юность между Карстом , Триестом и Горицией. Во время Второй мировой войны он сражался в рядах итальянского движения Сопротивления .
Его первый профессиональный контакт с миром кино состоялся в качестве кинокритика на страницах газеты l'Unità , после того как он вместе с Туллио Кезичем и Каллисто Косуличем, стал одним из основателей Киноклуба в Триесте ( итал. Circolo del Cinema di Trieste ) после войны .
В начале 1950-х годов он переехал в Рим, где работал ассистентом таких режиссёров, как Джузеппе де Сантис , Леопольдо Савона, Джилло Понтекорво , Карло Лиццани и Джулиано Монтальдо .
Джиральди скончался 2 декабря 2020 года в возрасте 89 лет в медицинском учреждении в Триесте после госпитализации из-за COVID-19 .
Его дебют состоялся в жанре вестерн , сначала в качестве ассистента режиссёра Серджо Леоне в фильме « За пригоршню долларов » (1964) . Затем он снял собственные фильмы в стиле « спагетти-вестерн », в которых он приобрёл солидный профессионализм.
Позже Джиральди перешёл к постановке комедий в итальянском стиле, таких как «Большая кукла » (1968) и «Одинокие сердца» (1970), в которых он управлял актёрами с поразительной ловкостью.
Затем он посвятил себя кино, основанному на литературных произведениях, таких как как «Зеленый жакет » Марио Солдати , «Красная роза» Пьера Антонио Куарантотти Гамбини, «Учебный год » Джани Ступарича, «Граница » Франко Вельяни, с искусным портретом окружающей среды и центральноевропейской атмосферой.
Он работал с такими актёрами, как Уго Тоньяцци , Моника Витти , Сента Бергер , Джиджи Пройетти , Ренцо Монтаньяни, Омеро Антонутти, Лаура Моранте , Марианджела Мелато , Рауль Бова , Клаудия Пандольфи, Орнелла Мути , Мария Грация Кучинотта , Габриэлла Пессион, Оттавия Пикколо , Джованни Визентин.
В семидесятые годы он экспериментировал с телевизионной режиссурой, добившись большого успеха у публики и критиков с фильмами «Красная роза» (1973) и «Учебный год » (1977) (награда за лучший фильм и за режиссуру на Пражском телевизионном фестивале 1977 года). Фильм «Зеленый жакет» (1979) считается его лучшей работой.
В последующие годы он много работал для телевидения, для которого он снял сериал « Адвокат Порта » (1997) с Джиджи Пройетти и детективный сериал «Пепе Карвальо» (1999) по произведениям Мануэля Васкеса Монтальбана .
Тем не менее, он не забыл о кино, к которому он вернулся с фильмами «Граница» (1996) по роману Франко Вельяни , получившим Grolla d’oro за лучшую операторскую работу на Сент-Винсенте в 1996 году, и «Голоса» (2000), экранизацией одноименного романа Дачи Мараини .
В кинематографе того времени было принято приписывать режиссёрам и актёрам итальянских фильмов англоязычные псевдонимы. В 1964 году Франко Джиральди в качестве ассистента режиссёра Серджо Леоне участвовал в съёмках фильма « За пригоршню долларов », в титрах он указан под псевдонимом Фрэнк Престленд .
В своём дебютном фильме «7 пистолетов МакГрегоров » (1966) Джиральди также использовал псевдоним. Поэтому режиссёр фильма указан в титрах , плакатах и афишах как Фрэнк Грэйфилд . Джиральди выбрал для себя псевдоним Фрэнк Гарфилд, ставший, по простой опечатке, Фрэнком Грэйфилдом, как в фильме до сих пор указывается.
Имя «Фрэнк Гарфилд», в правильном написании, появится только в следующем фильме « 7 женщин МакГрегоров» и только для внешнего рынка: на самом деле имя Франко Джиральди уже фигурировало в итальянских копиях .
Кроме того, из-за использования псевдонима в различных биографиях, особенно в Интернете, он также упоминается как актёр в двух фильмах ужасов Бруно Маттеи : « Ад живых мертвецов » (1980) и « Другой ад » (1981). Эта ошибка возникла из-за псевдонима Фрэнк Гарфилд, который он использовал в начале своей карьеры режиссёра. Этот же псевдоним впоследствии использовал актёр Франко Гарофало , который является фактическим интерпретатором двух упомянутых фильмов.
Год | Русское название | Оригинальное название | Примечание | |
---|---|---|---|---|
1959 | ф | Ночи пижонов | Le notti dei Teddy Boys | сценарист |
1960 | ф | Холостяцкая квартира | La garçonnière | сценарист |
1962 | ф | Легенда о Фра Дьяволо | La leggenda di Fra Diavolo | сценарист |
1964 | ф | За пригоршню долларов | Per un pugno di dollari | ассистент режиссёра |
1966 | ф | 7 pistole per i MacGregor | режиссёр | |
1966 | ф | Sugar Colt | режиссёр, сценарист | |
1967 | ф | Семь женщин МакГрегоров | 7 donne per i MacGregor | режиссёр, сценарист |
1967 | ф | Un minuto per pregare, un istante per morire | режиссёр | |
1968 | ф | La bambolona | режиссёр, сценарист | |
1970 | ф | Одинокие сердца | Cuori solitari | режиссёр, сценарист |
1971 | ф | Суперсвидетель | La supertestimone | режиссёр |
1972 | ф | Порядок есть порядок | Gli ordini sono ordini | режиссёр |
1973 | ф | Красная роза | La rosa rossa | режиссёр |
1976 | ф | Пораженная неожиданным богатством | Colpita da improvviso benessere | режиссёр |
1977 | тф | Учебный год | Un anno di scuola | режиссёр, сценарист, актёр |
1979 | тф | Зелёная куртка | La giacca verde | режиссёр, сценарист |
1981 | тф | Иванов | Ivanov | режиссёр |
1984 | тф | Мой сын не умеет читать | Mio figlio non sa leggere | режиссёр, сценарист |
1984 | док | Прощание с Энрико Берлингуэром | L'addio a Enrico Berlinguer | режиссёр |
1985 | с | Корсар | Il corsaro | режиссёр |
1985 | с | Воровка Изабелла | Isabella la ladra | режиссёр, сценарист |
1989 | тф | Лгунья | La bugiarda | режиссёр, сценарист |
1995 | док | Рим двенадцатое ноября 1994 года | Roma dodici novembre 1994 | режиссёр |
1996 | ф | Граница | La frontiera | режиссёр, сценарист |
1997 | с | Avvocato Porta | режиссёр | |
2000 | ф | Голоса | Voci | режиссёр, сценарист |
2001 | док | Другой мир возможен | Un altro mondo è possibile | режиссёр |
2002 | док | Весна 2002 года ─ Италия протестует, Италия останавливается | La primavera del 2002 ─ L'Italia protesta, l'Italia si ferma | режиссёр |
2003 | док | Флоренция, наше будущее | Firenze, il nostro domani | режиссёр, сценарист |
Награда | Год | Категория | Фильм | Результат |
---|---|---|---|---|
Золотая Харибда
Международного кинофестиваля в Таормине |
1973 | Лучший фильм | Красная роза | Номинация |
Специальный приз жюри
Международного кинофестиваля в Таормине |
1973 | Лучший фильм | Красная роза | Победа |
Приз Международного кинофестиваля молодёжного кино в Турине | 1995 | Лучший итальянский короткометражный фильм года | Рим двенадцатого ноября 1994 года | Номинация |
Специальный приз жюри ─ Особое упоминание
Международного кинофестиваля молодёжного кино в Турине |
1995 | Лучший итальянский короткометражный фильм года | Рим двенадцатого ноября 1994 года | Победа |
Премия «Первый год» (
итал.
il Premio Anno uno
)
Международного фестиваля кино и искусств «Тысяча глаз» ( итал. I Mille Occhi ) в Триесте |
2018 | За личный вклад в развитие кинематографа | Победа |