Interested Article - Бава, Марио
- 2021-07-20
- 1
Ма́рио Ба́ва ( англ. Mario Bava ; 1914 — 1980 ) — итальянский кинорежиссёр , сценарист, оператор, мастер спецэффектов, а также продюсер и актёр. Признанный мастер фильма ужасов , один из основателей жанра джалло . Отец режиссёра Ламберто Бавы .
Биография
Отец Марио — Эудженио Бава, скульптор по образованию, работал в немом кино сначала создателем спецэффектов, затем оператором. Некоторое время Марио работал ассистентом у отца и других итальянских кинематографистов.
Впервые в качестве оператора Бава выступил в 1939 г., сняв два короткометражных фильма совместно с Роберто Росселлини ; всего до начала режиссёрской деятельности снял около 45 фильмов.
В 1957 г. Бава работал оператором на фильме « Вампиры ». На 12-й день съёмок режиссёр Риккардо Фреда покинул площадку, и Бава закончил фильм за несколько дней, внеся множество изменений в сценарий и придумав оригинальные спецэффекты. Со следующим фильмом Фреда « Калтики, бессмертный монстр » (1959) произошла та же история. После того как Бава спас таким образом несколько проектов студии Galatea Film (при этом он не упоминался в титрах в качестве режиссёра), глава студии Нелло Санти предложил ему режиссёрский дебют на любом материале. Первым фильмом Бавы стал готический хоррор « Маска Сатаны ». Фильмы « Девушка, которая слишком много знала » и « Шесть женщин для убийцы » заложили основу жанра, ныне известного как джалло , а « Кровавый залив » — один из первых слэшеров .
В 1972 году Бава снял картину « », не имевшую успеха в Италии, а в США вышедшую лишь в ограниченный прокат. Поскольку в том же году вышел снискавший необычайный успех фильм « Изгоняющий дьявола », продюсер Альфредо Леоне уговорил Баву переделать ленту, чтобы придать ей сходный с успешным конкурентом вид. В процессе переделок Бава разругался с Леоне и покинул съёмочную площадку. Переделанный вариант под названием «Дом изгнания дьявола» (1975) провалился в прокате.
Снятые в 1974 году « » не вышли на экран из-за банкротства продюсера, в результате которого всё имущество последнего, включая фильм, было разделено между кредиторами; картина была выпущена только 20 лет спустя, после того как её завершили сын режиссёра Ламберто и актриса . Снова оказавшийся не у дел Бава старался, несмотря на финансовые проблемы, держаться бодро и отклонил предложение Де Лаурентиса занять режиссёрское кресло ремейка « Кинг-Конга ».
В 1977 году вышел фильм « », отдельные сцены в котором снял Ламберто. Также совместно с сыном Бава поставил телефильм « » по мотивам рассказа Мериме . В фильме Дарио Ардженто « Инферно » работал над некоторыми спецэффектами.
Умер от сердечного приступа в апреле 1980 года. Похоронен в Риме на кладбище .
Эстетика и стиль
Марио Бава известен прежде всего своим экспрессивным использованием цвета. В его фильмах «Шесть женщин для убийства» и «Планета вампиров» используются интенсивные цвета, которые как бы завлекают и практически гипнотизируют зрителя.
Также декорации являются важной частью его работы. Особенно в его готических хоррорах, таких как «Операция страх», «Три лика страха», «Маска дьявола».
Его самым известным приёмом был зум, трюк широко используемый в 1960—1970-х годах. Бава был одним из первых итальянских режиссёров, который стал его использовать в своих фильмах. Многие критики отмечали, что он даже делал это слишком часто, например, в «Пяти куклах для августовской луны» и «Планете вампиров».
Благодаря своей изобретательности и использованию данных трюков, он сумел замаскировать сцены, которые на самом деле были сняты на очень малые средства.
Признание
Некоторые визуальные решения и режиссёрские ходы Бавы впечатлили профессиональных кинематографистов, аллюзии на его фильмы заметны в картинах прежде всего итальянских и итало-американских режиссёров — Феллини , Кубрика , Скорсезе , Маргерити , Ардженто , Линча , Де Пальмы , Карпентера , Бёртона, Джо Данте, Джона Лэндиса, Квентино Тарантино, а также Тарковского .
- Тим Бёртон в своей «Тайне сонной лощины» явно цитирует «Маску Сатаны» Марио Бавы. Он также был очень удивлён, когда во время презентации своего фильма в Риме некоторые итальянские журналисты признались, что не знают Марио Баву. Квентин Тарантино заявлял, что за каждым его кадром стоит мастерство Бавы. Заявления этих режиссёров содержатся в документальном фильме, транслируемом Sky в 2004 году. «Марио Бава — операция страх» — это ещё один документальный фильм о творчестве Бавы. Его режиссёрами были Габриэле Ачербо и Роберто Пизони. В нём содержатся интервью и высказывания Дарио Ардженто, Дарии Николоди, Дино де Лаурентис, Эннио Морриконе, Роджера Кормана, Марио Моничелли, Джона Филиппа Лоу и Альфреда Леоне.
- Федерико Феллини также вдохновлялся работами Марио Бавы. В его «Тоби Даммит» одной из частей коллективно созданного фильма «Три шага в бреду» снята маленькая девочка, которая очень похожа на ту, которая снималась в «Операции страх». На самом деле это больше похоже на плагиат, так как сам Феллини никогда не упоминал об этом, а Бава заметил это, посмотрев фильм в кинотеатре.
- Завершая свой телесериал «Твин Пикс», Дэвид Линч, вдохновлённый творчеством Бавы, при создании последнего эпизода ссылается на его работу «Операция страх», где похожим образом главный герой преследует своего злодея-двойника.
- Другие режиссёры также цитируют Баву. Например, в фильме «Прощай любимая» (2006), снятом Микеле Соави, повторяется сцена из фильма Бавы «Шок». Дария Николоди лежит на кровати, и камера показывает странное движение её волос, которое как бы нарушает все законы гравитации.
- Также Марио Бава был процитирован Стивеном Кингом в его романе «Ловец снов».
Несмотря на уважение и высокую оценку интеллектуалов и режиссёров во всём мире, сам Бава был скромен и самокритично относился к своей работе как кинорежиссёра, предпочитая называть себя «не мастером, но ремесленником». В последнем интервью, данном незадолго до смерти газете L’Espresso, Бава на вопрос корреспондента, что он может сказать о своих фильмах, с убийственной самоиронией ответил: «Все мои фильмы — полное дерьмо , можете не сомневаться».
Рауль Уолш , с которым Марио Бава успел поработать в качестве оператора на фильме « » (1960), так отзывался о нём: «Если бы все режиссеры походили на Баву, в кино никогда не было бы кризисов. Гении вроде него, знающие всё о кинематографической технике, способны переизобретать язык кино снова и снова» .
Критика
Итальянские критики всегда относили работы Бавы к работам второго сорта, считали его режиссёром B-movie. Единственным, что всегда оценивали по достоинству, были спецэффекты в его фильмах. И только лишь после его смерти начался процесс переоценки его творчества. Однако, в США и Франции он был признан маэстро ужасов ещё при жизни.
Документальные фильмы о его работе
- «Марио Бава — маэстро ужаса», созданный Чарльзом Прече и Гарри Сан-Грантом (2000)
- «Марио Бава — операция страх», созданный Габриэле Ачербо и Роберто Пизони (2004)
- «Бава говорит», созданный Патриком О’Брайаном (2006)
Фильмография
Год | Русское название | Оригинальное название фильма | Кто |
---|---|---|---|
1939 | La Vispa Teresa | Оператор | |
1939 | Il Tacchino prepotente | Оператор | |
1943 | L’Avventura di Annabella | Оператор | |
1943 | Sant’Elena, piccola isola | Оператор | |
1946 | Рыбный суп | L’Orecchio | Режиссёр, оператор |
1946 | L’Elisir d’amore | Оператор | |
1947 | Uomini e cieli | Оператор | |
1947 | Святая ночь | Santa notte | Режиссёр, оператор |
1947 | Легендарная симфония | Legenda Sinfonica | Режиссёр, оператор |
1947 | Флавиев амфитеатр | Anfiteatro Flavio | Режиссёр, оператор |
1948 | Pagliacci | Оператор | |
1948 | Natale al campo 119 | Оператор | |
1949 | Follie per l’opera | Оператор | |
1949 | Симфонические вариации | Variazioni sinfoniche | Режиссёр, оператор |
1949 | Antonio di Padova | Оператор | |
1950 | Собачья жизнь | Vita da cani | Оператор |
1950 | Quel bandito sono io | Оператор | |
1950 | L’Ospedale del delitto | Оператор | |
1950 | Canzone di primavera | Оператор | |
1950 | È arrivato il cavaliere! | Оператор | |
1950 | Miss Italia | Оператор | |
1951 | Полицейские и воры | Guardie e ladri | Оператор |
1951 | La Famiglia Passaguai fa fortuna | Оператор | |
1951 | Goya | Оператор | |
1951 | Amor non ho… però… però | Оператор | |
1951 | La Famiglia Passaguai | Оператор | |
1952 | Papà diventa mamma | Оператор | |
1953 | Perdonami! | Оператор | |
1953 | Il Viale della speranza | Оператор | |
1953 | Villa Borghese | Оператор | |
1953 | Cose da pazzi | Оператор | |
1953 | Il Bacio dell’Aurora | Оператор | |
1953 | Balocchi e profumi | Оператор | |
1953 | Gli Eroi della domenica | Оператор | |
1954 | Terza liceo | Оператор | |
1954 | Graziella | Оператор | |
1954 | Hanno rubato un tram | Оператор | |
1954 | Странствия Одиссея | Ulisse | Сорежиссёр |
1955 | Buonanotte… avvocato! | Оператор | |
1955 | Le Avventure di Giacomo Casanova | Оператор | |
1956 | Красива, но опасна | La Donna più bella del mondo | Оператор |
1956 | Mio figlio Nerone | Оператор | |
1956 | Orlando e i Paladini di Francia | Оператор | |
1956 | Città di notte | Оператор | |
1957 | Вампиры | I Vampiri | Сорежиссёр (в титрах не указан), оператор |
1958 | Подвиги Геракла | Le Fatiche di Ercole | Оператор |
1958 | La Morte viene dallo spazio | Оператор | |
1959 | Подвиги Геракла: Геракл и царица Лидии | Ercole e la regina di Lidia | Оператор |
1959 | Калтики, бессмертный монстр | Caltiki — il mostro immortale | Сорежиссёр (в титрах не указан), оператор |
1959 | La Battaglia di Maratona | Режиссёр, оператор | |
1959 | Хаджи-Мурат — Белый Дьявол | Agi Murad il diavolo bianco | Оператор |
1960 | Seddok, l’erede di Satana | Продюсер | |
1960 | Маска Сатаны | La maschera del demonio | Режиссёр, сценарист, оператор |
1960 | Esther and the King | Сорежиссёр, оператор | |
1961 | Le meraviglie di Aladino | Сорежиссёр (снял лишь несколько сцен) | |
1961 | Геракл в царстве теней | Ercole al centro della terra | Режиссёр, сценарист, оператор |
1961 | Gli invasori | Режиссёр, сценарист, оператор | |
1963 | Девушка, которая слишком много знала | La Ragazza che sapeva troppo | Режиссёр, сценарист, оператор |
1963 | Плеть и тело | La Frusta e il corpo | Режиссёр, оператор |
1963 | Три лика страха | I Tre volti della paura | Режиссёр, сценарист, оператор |
1964 | La Strada per Fort Alamo | Режиссёр, оператор | |
1964 | Шесть женщин для убийцы | Sei donne per l’assassino | Режиссёр, сценарист, оператор |
1965 | Планета вампиров (Страх в космосе) | Terrore nello spazio | Режиссёр, сценарист, оператор |
1966 | (Шпионы, пришедшие с полухолода) | Spie vengono dal semifreddo | Режиссёр, актёр, оператор |
1966 | I Coltelli del vendicatore | Режиссёр, сценарист, оператор | |
1966 | Операция «Страх» | Operazione paura | Режиссёр, сценарист, оператор |
1968 | Дьяволик | Diabolik | Режиссёр, сценарист, оператор |
1968 | Nude… si muore | Сценарист | |
1970 | 5 bambole per la luna d’agosto | Режиссёр, оператор | |
1970 | Roy Colt & Winchester Jack | Режиссёр, оператор | |
1970 | Топор для новобрачной (Алый знак безумия) | Il Rosso segno della follia | Режиссёр, оператор |
1971 | Кровавый залив (Цепная реакция) | Reazione a catena | Режиссёр, сценарист, оператор |
1972 | Камера пыток (Ужасы замка Норимберга) | Gli Orrori del castello di Norimberga | Режиссёр, оператор |
1972 | Quante volte… quella notte | Режиссёр, оператор | |
1973 | (Дом дьявола) | Lisa e il diavolo | Режиссёр, сценарист |
1974 | (Похищение) | Cani arrabbiati (Semafo) | Режиссёр, актёр, оператор |
1977 | Beyond the Door II | Режиссёр, оператор | |
1979 | La Venere d’Ille | Сорежиссёр |
Примечания
- Mario Bava // — 2005.
- ↑ Mario Bava // (хорв.) — 2009.
- Deutsche Nationalbibliothek Record #119326337 // (нем.) — 2012—2016.
- . Дата обращения: 16 октября 2007. 27 октября 2016 года.
- ↑ Комм Д.Е. . readli.net. Дата обращения: 2 августа 2017. Архивировано из 3 августа 2017 года.
Ссылки
- 2021-07-20
- 1