Гопко, Анна Николаевна
- 1 year ago
- 0
- 0
А́нна Никола́евна Е́сипова ( 31 января [ 12 февраля ] 1851 , Санкт-Петербург — 5 [18] августа 1914 , там же) — российская пианистка и музыкальный педагог.
B 1871 — 1892 годах жила за границей, часто выступала c концертами в России. C триумфом гастролировала во многих странах Европы и в США.
В 13 лет была принята в Петербургскую консерваторию в класс А. И. Виллуана ; весной 1865 года была переведена в класс к К. К. Фан-Арку , а с 1866 года в класс Ф. О. Лешетицкого , второй женой которого она стала в 1880 году.
Успешно дебютировала в 1868 году в Зальцбурге .
2 ноября 1869 года состоялось первое выступление Есиповой в Петербурге: она исполнила 4-й концерт Бетховена для фортепиано с оркестром под управлением Э. Ф. Направника .
23 мая 1871 года Анна Есипова окончила с золотой медалью полный курс, как по специальному, так и по обязательным предметам.
С 1871 года жила, преимущественно, за границей, — объехала почти все страны мира. Критики отмечали лёгкость и изящность исполнения, певучее звучание инструмента. В её репертуаре — сочинения Ф. Шопена , Ф. Шуберта , Ф. Мендельсона , В. Моцарта , Л. Бетховена , а также пьесы салонно-виртуозного характера. В 1875 году А. С. Фамицын отметил:
При всей ровности, при всей изящности и законченности исполнения артисткою сочинений всех школ мы полагаем, что к главной специальности её принадлежат именно сочинения Шопена
— О концерте г-жи А. Н. Есиповой // Музыкальный листок. — 1875. — № 15.
Постоянными творческими спутниками Есиповой, в ансамбле, были К. Давыдов , Л. Ауэр и А. Вержбилович . Играла, в частности, в четыре руки с Антоном Рубинштейном .
Как отмечал впоследствии Г. М. Коган :
Есипова — пианистическое явление, выходящее за пределы своего времени и своей страны. [Она] в течение двадцати с лишним лет изъездила с концертами весь мир. Успех её был огромен. Париж и Лондон, немецкие и американские города восторженно рукоплескали русской пианистке. Это не был только личный триумф Есиповой: это была важная веха в росте мирового значения русского пианистического искусства. До Есиповой только один русский пианист широко прославился за границей — Антон Рубинштейн. Но Рубинштейна ещё можно было рассматривать как одиночку, как блестящее исключение, как гениального самородка. Игра Есиповой засвидетельствовала перед всем светом наличие в России родника пианистических талантов, замечательной школы, высокой пианистической культуры .
После развода с Лешетицким в 1892 году Есипова вернулась в Россию, заняв место профессора фортепиано в Санкт-Петербургской консерватории. Сторонница активной пальцевой техники .
В начале преподавания в классе Есиповой было двенадцать учеников, а через несколько лет в него входило уже 42 студента. Среди её учеников в разное время были: Ольга Калантарова , Гавриил Романовский , Томас де Гартман , Альфред Мерович, Владимир Дроздов , Сергей Тарновский , Леонид Крейцер , Юзеф Турчинский , Наталья Позняковская , Анастасия Абдушели-Вирсаладзе , Александр Боровский , Борис Захаров , , Сергей Прокофьев ; также у неё обучались: , Симон Барер , Мария Юдина ; брал уроки Борис Фомин .
По мнению Г. М. Когана :
Есипова буквально царила в Петербургской консерватории… Попасть в класс Есиповой сделалось заветной мечтой каждого молодого пианиста в Киеве и Саратове, Ростове и Екатеринбурге. Двадцать лет работы Есиповой в Петербургской консерватории — золотая пора в истории русского пианистического образования, оказавшая заметное воздействие на мировое пианистическое искусство.
Сын (1877—1915) — пианист; был женат на ученице матери — Ольге Калантаровой.
Мать и сын были похоронены на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В 1948 году перезахоронены в «Некрополе мастеров искусств» ; тогда же на могиле была установлена скульптурная композиция А. Аргенти, выполненная в 1900 году (с утраченными крыльями ангела и крестом).
Младший брат — Владимир Николаевич Есипов