Interested Article - Тер-Оганьян, Авдей Степанович

Авде́й Степа́нович Тер-Оганья́н ( 9 декабря 1961 , Ростов-на-Дону ) — советский и российский художник , основатель товарищества « Искусство или смерть », галереи в Трёхпрудном переулке , галереи «Вперед!» . Один из ярких представителей Московского акционизма . Первый художник-политэмигрант в постсоветской России .

Биография

Родился 9 декабря 1961 года в Ростове-на-Дону .

Учился в детской художественной школе, где познакомился со своим, как он считает, единственным настоящим учителем, скульптором Борисом Ивановичем Мыгасом . Был участником клуба «Это» . C 1978 по 1982 год учился в Ростовском художественном училище им. М. Б. Грекова , которое так и не окончил, поскольку дважды был из него исключён за эстетическую несовместимость . В 1988 году основал в Ростове-на-Дону товарищество « Искусство или смерть » . В 1988 году впервые в России организовал выставку товарищества в ростовском общественном кооперативном туалете .

В 1989 г. перебрался в Москву . Руководил галереей в Трёхпрудном переулке , галереей «Вперед!» .

В 1995 1998 руководил « Школой современного искусства », в которой обучал подростков (в том числе своего сына Давида ) теории и практике авангардного и поставангардного искусства, часть которых стали действовать как Общество Радек .

На выставке « Арт Манеж-98 » 4 декабря 1998 года Авдей Тер-Оганьян выступил с перформансом « Юный безбожник », где он публично рубил топором репродукции православных икон , после чего против него было открыто уголовное разбирательство по обвинению в разжигании религиозной вражды (статья УК РФ 282). Не дожидаясь суда, Авдей Тер-Оганьян эмигрировал и получил политическое убежище в Чехии . Жил и работал в Берлине , где возобновил работу Школы современного искусства и галереи «Вперед!». По утверждению журналиста издания Коммерсантъ Анны Толстовой, является «первым художником-политэмигрантом в истории пост-советской России» .

Творчеству и судьбе Тер-Оганьяна посвящена книга Мирослава Немирова «А. С. Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт» ( 1999 ) . Некоторые критики считают, что Авдей Тер-Оганьян и все художники «Трехпрудного» относились к категории художников, которые в Москве «определили дух девяностых» .

В рейтинге журнала « Артхроника » «50 самых влиятельных людей в российском искусстве 2010» Авдей Тер-Оганьян занял 23 место .

В 2016 году организовал в Праге международный «Союз советских художников», провозгласив основой движения традиции советской художественной школы: работа с натурой, пластические формы, плэнерная живопись . Учредительный съезд Союза состоялся в сентябре 2016 года в пражской галерее Tranzitdisplay .

Более 20 лет жил и работал в Праге и Берлине .

В июне 2019 года , после закрытия уголовного дела, Авдей Тер-Оганьян вернулся в Россию . На вопрос о ближайших планах после возвращения, Тер-Оганьян ответил: «Я — художник, продолжаю свою нехитрую деятельность. Планирую заниматься искусством, потому что ничего больше я делать не умею» .

В январе 2020 года при большом стечении народа выступил с лекцией «Как понимать современное искусство» в ростовской художественной галерее «Ростов» .

Работы Тер-Оганьяна на выставке «Русский контрапункт» в Лувре

В сентябре 2010 года работы Авдея Тер-Оганьяна из серии печатных работ « Радикальный абстракционизм » (2004) были исключены из программы выставки «Русский контрапункт»/«Le contrepoint Russe» в Лувре , готовящейся в рамках Года России во Франции . Со слов представителя ГЦСИ работы Тер-Оганьяна решили не отправлять за рубеж, так как они «содержат призыв к насильственному изменению конституционного строя РФ, а также призыв, направленный на разжигание межрелигиозной ненависти и вражды» . «Эти работы из серии „Радикальный абстракционизм“ не получили разрешение от Росохранкультуры на вывоз, поэтому остались в Москве» . 26 сентября 2010 года Тер-Оганьян выступил с открытым письмом, в котором отказался принимать участие в выставке, если не будут выполнены два условия: 1. Его работы для выставки должны быть официально выпущены из Москвы; 2. Должен быть продлён российский паспорт художнику Олегу Мавроматти , преследуемому по ст. УК РФ 282, и которому грозит экстрадиция в Россию . После ряда протестных мероприятий со стороны художников и общественности, Минкульт РФ разрешил вывоз работ из России . Поскольку не был выполнен пункт 2 ультиматума (касательно Олега Мавроматти ), Тер-Оганьян объявил выставке бойкот и призвал остальных участников выставки к нему присоединиться. Однако организаторы выставки, несмотря на официальный отказ Авдея Тер-Оганьяна от участия в выставке, разместили в экспозиции все четыре его работы, заявленные ранее . Сам Тер-Оганьян даже не получил приглашения на открытие выставки , но прибыл на неё с целью дальнейшего бойкотирования и выступления в поддержку Мавроматти — за свой счёт .

Работы находятся в собраниях

Цитаты

  • «Оказалось, что самым страстным любителем живописи, тончайшим и колористом, и эстетом был Авдей Тер-Оганьян, разворошивший гадюшник общественного мнения своей акцией „ Юный безбожник “. В его ранних наглых, неоэкспрессионистских ремейках такие импрессионисты и кубисты, Джорджоне и Энгры , Малевичи , Клее и Уорхолы , такой умопомрачительный Матисс , что даже неловко как-то становится, что человек вот так во всю глотку орет о своей любви. Когда видишь портрет Делекторской , понимаешь, как любил Матисс свою секретаршу, но когда видишь матиссовскую Делекторскую, переписанную Тер-Оганьяном, понимаешь, что этот выгнанный из худучилища хам любил её ещё больше» А. Толстова, «Коммерсантъ», 2009 .
  • «… логика бунта против любых институций привела Тер-Оганьяна к созданию собственной, вызывающей и издевательской „школы молодых авангардистов“, а ещё позже — к вынужденной эмиграции из России, после православной травли, устроенной против художника церковными общественниками, сочувствующими им чиновниками и прочими защитниками икон, которые Авдей публично рубил топором в московском Манеже» — Михаил Подзорный, Rabkor.Ru .
  • «Я очень горжусь одним из первых проектов Авдея, который был реализован в 1992 году „Натюрморт с подсвечником“. Это был первый концептуальный проект в моей галерее. Авдей считал, что, приходя на выставку, люди смотрят картины — и не видят их, отвлекаясь на сюжет. Тем самым единственная возможность сделать выставку живописи — это написать одинаковый сюжет несколько раз, чтобы можно было смотреть и сравнивать, как это написано. Выставка эта в своё время прошла почти незамеченной, хотя, по-моему, это — один из самых тонких проектов Авдея. Если Бренер же по отношению к чужим произведениям был очень критичен и все время искал объяснений, почему это хуже, чем его творчество, то для Авдея искусство было изначально „ничье“, он его очень любил и доброжелательно анализировал других художников. Он с самого начала воплощал в себе фигуру патриарха, хотя был совсем ещё молодым парнем. Мы все время спорили — мне казалось, что он занимается коллективными выставками в ущерб своему личному творчеству. Он все время предлагал какие-то кураторские проекты, а я говорил ему: „Да оставь это, ты же художник, давай сделаем твою выставку!“. Авдею же всегда хотелось выйти за рамки профессии, и это стремление он реализовал в своем проекте „Школы современного искусства“ , которая, хотя имела вид кураторского проекта, являлась его произведением. Тогда наш спор как бы закончился, но возобновился вновь, когда Авдей придумал акцию с рубкой икон на ярмарке в Манеже . Я был категорически против, не хотел его в этом поддерживать, и Авдей сделал перформанс, не ставя меня в известность» Марат Гельман , 2012 .
  • «За эти годы я окончательно понял, что я художник русский и что локальная среда для художника моего типа очень важна. Когда я жил в Москве, то считал себя интернациональным художником (в каком-то смысле я им и остаюсь), потому что современное искусство — штука интернациональная. Она абсолютно одинаковая во всех странах, сама логика — авангардистская, модернистская — в общем-то, едина, и все мы занимаемся одними и теми же вещами. Но прожив довольно долго в Чехии, немного в Берлине и поездив по Европе, я понимаю, что эта интернациональность общая только в модели. На самом деле, художник может быть эффективен только в своей локальной среде, потому что наполненность деталями в каждом городе очень специфическая. К примеру, чехи со своими чешскими документами имеют возможность жить в Европе где угодно, но они не едут в Лондон, Париж, Берлин, Дюссельдорф, Кёльн.… Это потому, что дома работать гораздо интереснее — решать задачи, исходя из общих позиций современного искусства, решать их на локальном материале» Авдей Тер-Оганьян, 2013 .

Персональные выставки

  • 2006 — «Школа Авангардизма». Галерея М. Гельмана, Москва.
  • 2006 — «Telefonrechnung». Галерея «Вперед!», Берлин .
  • 2006 — «Rot» (совместно с Е. Колбасиной). Галерея «Вперед!», Берлин.
  • 2006 — «After Kitup». Галерея «Вперед!», Берлин.
  • 2006 — «Голоса» (аудио реди-мейд, совм. с Алексеем Булдаковым ). Галерея «Вперед!», Берлин.
  • 2006 — «Avdey Ter-Oganian. Retrospective» / Авдей Тер-Оганьян. Ретроспектива. Ставангер , Норвегия .
А. Тер-Оганьян, (совм. с Ильёй Китупом ), «Карлики», 1992
  • 2005 — «Luftfolie». Галерея «Вперед!», Берлин.
  • 2005 — «Левый Марш». Перформанс-Интервенция на вернисаже 2-й Пражской биеналле. Display — Space for Contemporary Art, Прага .
  • 2005 — «Школа Авангардизма». Галерея «Вперед!», Берлин.
  • 2005 — «Project of the assertion of the new. Avdey Ter-Oganian 1982—2005. Retrospective» / «Авдей Тер-Оганьян. Ретроспектива». Kulturhus Stavanger, Норвегия.
  • 2004 — «Ready-made now». Галерея «Вперед!», Берлин.
  • 2004 — «Хорст Ебауер — чемпион мира» (совм. с Ильёй Китупом ), Галерея «Вперед!», Берлин.
  • 2004 — «Полосочки». Галерея М. Гельмана, Москва.
  • 2003 — «Ненормативная живопись». Галерея М. Гельмана, Москва.
  • 2003 — «Yves Klein, Exercise». Display — Space for Contemporary Art, Прага.
  • 2000 — Галерея «Вперед!». Галерея NoD, Прага.
  • 1999 — «Работы Авдея Тер-Оганьяна из коллекции галереи М. Гельмана». Галерея М. Гельмана, Москва.
  • 1999 — «10 лет в искусстве». Центр современного искусства, Москва.
  • 1998 — «Вон из искусства!». Галерея М. Гельмана, Москва.
  • 1996 — «Солнце в бокале». Галерея М. Гельмана, Москва.
  • 1993 — «Некоторые проблемы реставрации произведений современного искусства». Галерея в Трёхпрудном переулке , Москва .
  • 1992 — «Натюрморт с подсвечником». Галерея М. Гельмана, Москва.
  • 1992 — «L.H.O.O.Q.» — Галерея в Трёхпрудном переулке, Москва.
  • 1992 — «Из нового». — Галерея в Трёхпрудном переулке, Москва.
  • 1992 — «В сторону объекта». — Галерея в Трёхпрудном переулке, Москва.
  • 1992 — «Вперед». — Галерея в Трёхпрудном переулке, Москва.
  • 1992 — «Карлики». (совм. с Ильёй Китупом ) — Галерея в Трёхпрудном переулке, Москва.
  • 1991 — «Плохая живопись» (Совместно с В. Ситниковым). Галерея М. Гельмана, Москва.
  • 1981 — «Авдей Тер-Оганьян». Городской психиатрический диспансер, Ростов-на-Дону .
  • 1980 — «Авдей Тер-Оганьян». Молодёжный центр «ЭТО» , Ростов-на-Дону .

Галерея

Некоторые групповые выставки

Акции и перформансы

  • 1998 «Юный безбожник» . Манеж, Москва.
  • 1998 — Акция на ул. Грановского, Москва.
  • 1997 — «Школа современного искусства» (в рамках Фестиваля «Золотая маска»). ВТО, Москва.
  • 1996 — «Галерея „Вперед“ представляет перформансы московских художников» (в рамках Восточноевропейского Фестиваля перформансов). Тимишоара, Румыния; Берлин, Германия.
  • 1992 — «Футуристы выходят на Кузнецкий» (акция). Кузнецкий мост, Москва.

Кураторские проекты

Фильмография

  • 2020 — «Профессионал Авдей Тер-Оганьян» (Чехия, Россия). Реж. Мария Соловьёва. Д/ф, 52 мин.
  • 2006 — «Кошляков, Шабельников, Тер-Оганьян, Сигутин». Д/ф, «Art via Video».

Семья

Ссылки

  • (недоступная ссылка)

Источники

  1. Товарищество «Искусство или смерть» / Под ред. О. Головановой. — М.: ГМСИ, 2009. — 304 с. — ISBN 978-5-91611-006-7 .
  2. Ерофеев А. Авдей Тер-Оганьян // Сегодня. — 1993. — 11 сент.
  3. Ковалёв А. Российский акционизм 1990—2000. «World Art Музей» № 28/29. — М.: Книги WAM, 2007. — 416 с.
  4. Бредихина Л. от 3 декабря 2020 на Wayback Machine // Ведомости. — 2019. — 12 сент.
  5. Диченко А. от 9 октября 2016 на Wayback Machine // Большой. — 2011. — 25 июля.
  6. Товарищество «Искусство или смерть» / Под ред. О. Головановой. — М.: ГМСИ, 2009. — С. 75. — ISBN 978-5-91611-006-7 .
  7. Ковалёв А. Именной указатель. — М.: НЛО, 2005. — 400 с. — ISBN 5-86793-356-3 .
  8. Белозор М. Волшебная страна. — С.-Пб: Красный матрос, 1999. — 158 с. — ISBN 5-7187-0358-2 .
  9. Тер-Оганьян А. 18 сентября 2009 года. // АртХроника. — 2009. — № 9.
  10. Немиров М. М. от 6 января 2006 на Wayback Machine — М.: GIF, 1999. — 96 с. — ISBN 5-9237-0002-6 .
  11. К 15-летию Галереи М. Гельмана : Каталог. — М.: GIF, 2007. — 560 с. — ISBN 5-9237-0026-3 .
  12. Герасимов А. // Коммерсантъ. — 1999. — 4 марта.
  13. Толстова А. // Коммерсантъ. — 2009. — 29 сент.
  14. Дёготь Е. от 2 января 2014 на Wayback Machine // OpenSpace.Ru. — 2010. — 8 окт.
  15. Собств. корр. 30 января 2011 года. // Артхроника. — 2011. — № 1.
  16. Колесников А. // Colta.ru. — 2016. — 29 июля.
  17. Колесников А. от 14 июня 2019 на Wayback Machine // news.ru. — 2019. — 14 июня.
  18. Аскарян А. от 30 октября 2020 на Wayback Machine // knife.media. — 2019. — 14 июня.
  19. Алленова Е. от 26 июня 2019 на Wayback Machine // artguide.com. — 2019. — 26 июня.
  20. Собств. инф. от 21 января 2022 на Wayback Machine // www.1rnd.ru. — 2020. — 5 янв.
  21. Собств. инф. от 4 августа 2021 на Wayback Machine // Кто главный. — 2020. — 2 янв.
  22. Рифф Д. от 4 марта 2016 на Wayback Machine // OpenSpace.Ru. — 2010. — 28 сент.
  23. Собств. корр. от 6 марта 2016 на Wayback Machine // Lenta.Ru. — 2010. — 24 сент.
  24. Собств. корр. от 19 декабря 2013 на Wayback Machine // OpenSpace.Ru. — 2010. — 24 сент.
  25. Собств. корр. от 4 октября 2010 на Wayback Machine // РИА Новости. — 2010. — 24 сент.
  26. Тер-Оганьян А. от 29 сентября 2010 на Wayback Machine // teroganian.livejournal.com. — 2010. — 26 сент.
  27. Собств. корр. от 29 сентября 2010 на Wayback Machine // Grani.Ru. — 2010. — 26 сент.
  28. Собств. корр. от 19 декабря 2013 на Wayback Machine // OpenSpace.Ru. — 2010. — 8 окт.
  29. Романцова О. от 6 марта 2016 на Wayback Machine // Gzt.Ru. — 2010. — 14 окт.
  30. Григорян М. от 21 января 2022 на Wayback Machine // Сноб. — 2010. — 14 окт.
  31. Добровольский В. от 14 ноября 2010 на Wayback Machine // РИА «Новости». — 2010. — 13 окт.
  32. Орлова М. от 9 декабря 2007 на Wayback Machine // Коммерсантъ. — 2007. — 20 окт.
  33. Подзорный М. от 8 февраля 2012 на Wayback Machine // Rabkor.Ru. — 2009. — 25 сент.
  34. Гельман М. от 25 октября 2020 на Wayback Machine // maratguelman.livejournal.com. — 2012. — 25 окт.
  35. Серенко Д. от 18 ноября 2013 на Wayback Machine // politpropaganda.com. — 2013. — 2 февр.
  36. Анисимова Н. от 13 августа 2020 на Wayback Machine // www.elledecoration.ru. — 2019. — 3 сент.
  37. Gravlejs I. от 29 апреля 2014 на Wayback Machine // artycok.tv. — 2014. — 11 марта.
  38. Будрайтскис И. от 25 февраля 2020 на Wayback Machine // Художественный журнал. — 2008. — № 70.
  39. Брэндон Тейлор. Актуальное искусство. 1970—2005. — М.: Слово, 2006. — С. 120. — ISBN 5-85050-884-8 .
  40. Лунина Л. от 28 октября 2023 на Wayback Machine // www.theartnewspaper.ru. — 2023. — 25 окт.
  41. . «Дом Н. В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека» . Дата обращения: 8 апреля 2023. 2 апреля 2023 года.
  42. . Винзавод . Дата обращения: 8 апреля 2023. 12 апреля 2023 года.
  43. Собств. инф. // Даниловский вестник. — 2022. — 16 мая.
  44. Котов В. от 2 июня 2021 на Wayback Machine // piterets.ru. — 2021. — 26 мая.
  45. Синяков А. от 18 мая 2021 на Wayback Machine // snob.ru. — 2021. — 21 апр.
  46. Алешковский А. от 20 марта 2021 на Wayback Machine // vz.ru. — 2021. — 18 марта.
  47. Собств. корр. от 16 ноября 2014 на Wayback Machine // lenta.ru. — 2014. — 16 ноября.
  48. Боде М. от 21 января 2022 на Wayback Machine // Коммерсантъ. — 1994. — 28 мая. — № 97.
  49. Орлова М. от 12 апреля 2020 на Wayback Machine // Гуманитарный фонд. — 1990. — № 14.
  50. Афанасьева Е. Штрихи к портрету выставки // Комсомолец. — 1988. — 29 марта.
  51. Шаврина А. от 26 мая 2022 на Wayback Machine // www.theartnewspaper.ru. — 2022. — 4 мая.
  52. Поплавская А. от 21 января 2022 на Wayback Machine от 23 августа 2020 на Wayback Machine . — 2020. — 19 авг.
Источник —

Same as Тер-Оганьян, Авдей Степанович