Interested Article - Энгельбрехт, Дезире-Эмиль

Дезире-Эмиль Энгельбрехт ( фр. Désiré-Émile Inghelbrecht ; 17 сентября 1880 , Париж 14 февраля 1965 , там же) — французский дирижёр и композитор. Дирижировал театральными и симфоническими оркестрами Парижа, выступал за рубежом, пропагандировал современную французскую музыку. Является одним из основателей Национального оркестра Французского радио и его первым дирижёром в 1934 1944 годах .

Биография и творчество

Родился в семье, имеющей франко-бельгийские и английские корни, а также музыкальные традиции. Так, его отец был альтистом в оркестре Парижской оперы . Музыкальное образование получил в Парижской консерватории , где учился по классу (фр.) ( гармония ), по окончании которой работал оркестровым музыкантом (скрипачом) в коллективах Парижа. В качестве дирижёра дебютировал в « Театре искусств » в 1908 году. Дирижировал как симфоническими, так и театральными оркестрами Парижа. Руководил оркестром Театра Елисейских Полей , основанного в 1913 году и получившего известность благодаря многим значительным музыкально-сценическим премьерам и артистическим дебютам. В 1913 году дирижировал премьерой на французском языке оперы М. П. Мусоргского « Борис Годунов » . А. В. Луначарский по поводу этого представления писал: « Энгельбрехт вёл оркестр поистине замечательно — тщательно в звуковом отношении и с огромным драматическим подъёмом. Это было отнюдь не хуже, чем у русских! » .

В 1920—1923 гг. дирижировал оркестром труппы «Шведского балета» в Париже. В 1924—1925 и 1932—1933 гг. работал музыкальным директором театра « Опера комик », в 1927 — театра «Гранд-Опера». В 1928—1932 гг. был дирижёром концертов (фр.) .

Мемориальная доска на доме, где музыкант проживал с 1936 года

Пропагандировал творчество современных французских композиторов ( Г. Форе , А. Русселя , Ф. Шмитта , М. Равеля ). В июне 1921 года дирижировал премьерой балета Дариюса Мийо « » и представлением коллективного сочинения французской « Шестерки » — эксцентричного балета « Новобрачные на Эйфелевой башне » . По воспоминаниям Мийо, дирижёр в целом неодобрительно относился к музыке «Шестёрки», которая среди прочих отвергала музыкальную эстетику и последователей Клода Дебюсси , почитателем которого был Энгельбрехт, и выделял среди этой группы композиторов только Артюра Онеггера :

Нельзя сказать, что и мой контакт с ним был очень тёплым. Однажды, когда я вежливо попросил его немного изменить нюансы, он мне весьма грубо ответил: „Не вам мне указывать“. Но несмотря на этот инцидент, я не испытывал особого беспокойства, зная его неподкупную артистическую честность, а также то, что он безукоризненно проведёт мой балет. И я не ошибся...

Наиболее известен как пропагандист и популяризатор творчества Клода Дебюсси, с которым поддерживал дружеские и творческие связи. Был хормейстером постановки его музыкальной мистерии « Мученичество святого Себастьяна » в 1911 году. В мае 1913 года Дебюсси в качестве музыкального критика писал про его оркестр в Театре Елисейских Полей :

С очаровательной смелостью г-н Д.-Е. Энгельбрехт окружил себя сотрудниками, проникнутыми чувством долга. В таком случае, поскольку всё налажено, хоры поют точно... Мы знаем, что дирижёр оркестра, полный энтузиазма, и хоры, умело тренированные, не должны были бы рассматриваться как такие уж чудеса!.. И тем не менее!.. Если так будет продолжаться — а нужно, чтобы продолжалось именно так,— многого можно ожидать от ансамбля, где основной кажется обязанность прежде всего любить музыку.

Могила композитора на парижском кладбище Сен-Венсан

В 1919 году осуществил посмертную премьеру балета Дебюсси « Ящик с игрушками », оркестрованного Андре Капле . После Второй мировой войны осуществил с Национальным оркестром Французского радио ставшие классическими ряд записей основных партитур Дебюсси .

В 1934 году основал Национальный оркестр Французского радио (совр. Национальный оркестр Франции), руководителем которого был до 1944 года. В 1945—1950 гг. был музыкальным руководителем «Гранд-Опера» .

Как композитор работал в различных жанрах академической музыки. В своём симфоническом творчестве находился в основном под влиянием Дебюсси и Равеля. Автор музыки к нескольким кинофильмам. Автор ряда музыковедческих книг и статей (в том числе несколько в соавторстве со своей женой Жерменой Перрен), в которых нашли отражение его многочисленные музыкальные впечатления, воспоминания и многолетняя дирижёрская практика.

Был женат несколько раз, в том числе на известной шведской танцовщице Карине Ари . Умер в Париже 14 февраля 1965 года, похоронен на кладбище Сен-Венсан .

Музыкальные сочинения (выборка)

Опера

  • «Венецианская ночь» (фр. La Nuit vénitienne, 1908) — опера в трёх актах на сюжет пьесы Альфреда де Мюссе
  • «Путешествие в мечту» ( Voyage dans le bleu , 1947) — оперетта

Балеты

  • «Эль Греко» ( El Greco , 1920)
  • «Дьявол на колокольне» ( Le Diable dans le beffroi , 1927) — по одноимённой новелле Эдгара По
  • «Игра красок» ( Jeux de couleurs , 1933)
  • «Превращение Евы» ( Le metamorphose d’Eve , 1937)
  • «Дуб и Липа» ( Le Chêne et le Tilleul , 1960—1961) — опера-балет на сюжет басни Жана де Лафонтена . Либретто Жермены Энгельбрехт (Перрен).

Оркестровые сочинения

  • Симфонический эскиз «Осень» ( L’automne , 1905)
  • Короткая симфония ( Symphonie breve , 1930)
  • Симфоническая поэма «Ко дню первого снега в старой Японии» ( Pour le jour de la première neige au vieux Japon , 1908)
  • Три танцевальные поэмы ( 3 Poèmes dansés , 1923)

Камерные сочинения

  • Квинтет для струнных и арфы (1918)
  • Малороссийская сюита ( Suite petite-russienne , 1908)
  • Сонатина для флейты и арфы (1919)
  • Экспромт для альта и фортепиано (1920)
  • Скрипичная соната (1950)

Хоровые сочинения

  • Реквием (1941)
  • «Маугли» (1946) — для чтеца, солистов, хора и оркестра по рассказам Редьярда Киплинга .

Библиография

  • Как не следует исполнять « Кармен », « Фауста », « Пеллеаса » (фр . Comment on ne doit pas interpréter Carmen, Faust, Pelléas ), Paris, 1932.
  • Дьявол в музыке ( Diabolus in musica ), Paris, 1933.
  • Обратное движение. Воспоминания музыканта ( Mouvement contraire. Souvenirs d’un musicien ), Paris, Daumat, 1947.
  • Дирижёр и его команда ( Le Chef d’orchestre et son équipe ), Paris, Julliard, 1949.
  • Дебюсси ( Debussy , совместно со своей женой Жерменой), Paris, Édition Costard, 1953.
  • Дирижёр говорит с публикой ( Le chef d’orchestre parle au public ), Paris, 1957.

Примечания

  1. Акопян Л. О. Энгельбрект (Энгельбрехт. Inghelbrecht). Дезире-Эмиль // Музыка XX века. Энциклопедический словарь. — М. : Практика, 2010. — С. 701—702. — 856 с. — ISBN 978-5-89816-092-0 .
  2. (англ.) . AllMusic. Дата обращения: 1 марта 2019. 2 марта 2019 года.
  3. Луначарский А. В. . Луначарский А. В.. Дата обращения: 4 марта 2019.
  4. Келдыш Ю. В. Энгельбрехт (Inghelbrecht) Дезире Эмиль // Хейнце — Яшугин. Дополнения А — Я. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор , 1982. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 6).
  5. Мийо Д. Моя счастливая жизнь. — М. : Композитор, 1998. — С. 142—143.
  6. Дебюсси К. Концерты // Статьи. Рецензии. Беседы. — М.; Л.: Музыка, 1964. — С. 220—222.
  7. . carinaari.se. Дата обращения: 1 марта 2019. 1 марта 2019 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Энгельбрехт, Дезире-Эмиль