Interested Article - Беседа Моноса и Уны

«Бесе́да Мо́носа и У́ны» ( англ. The Colloquy of Monos and Una ) — философско-фантастический рассказ Эдгара Аллана По , опубликованный в Graham's Magazine в августе 1841 года . Вместе с рассказами « Разговор Эйроса и Хармионы » и «Могущество слов» составляет трилогию произведений По о метафизических диалогах бесплотных существ, которые до своей смерти были людьми, а после неё обрели вечное существование во Вселенной .

Сюжет

Рассказ целиком состоит из диалога Моноса и Уны, двух влюблённых «духов», которые в прошлой жизни были людьми. Они умерли несколько веков назад и снова воссоединились в другом мире. Основной темой их диалога является природа смерти, при этом Уна, по большей части, задаёт вопросы, а Монос даёт на них исчерпывающие ответы. Помимо рассуждений на тему смерти и саморазрушающей природы человечества, их беседа принимает форму воспоминаний. Монос в болезненных подробностях описывает момент своей гибели, похоронную церемонию и горе людей, которым он был дорог. Завершается рассказ описанием того, как спустя десятки лет после его смерти «чувство бытия совершенно исчезло и, заменяя его, воцарились господствующие и беспрерывные самодержцы — Место и Время».

«Метафизические фантазии»

В конце 30-х — начале 40-х годов По предпринял первые попытки дать художественное воплощение некоторым философским идеям, которые позднее сформируют полную картину мироздания, разработанную писателем. В результате родилась трилогия «метафизических фантазий», состоящая из рассказов « Разговор Эйроса и Хармионы », «Беседа Моноса и Уны» и «Могущество слов». То были наброски, зарисовки, подготовка к более крупному и значимому произведению, которым для По стала « ». В этих рассказах он также отрабатывает и формирует свой главный метод постижения мира — художественную интуицию, подкреплённую научными знаниями .

Данным рассказам Ю. В. Ковалёв дал название «потусторонних диалогов». Они представляют собой разговоры существ, которые в прошлой жизни были людьми, а затем обрели бессмертие во вселенной, где «неведомое стало ведомым», а «Грядущее слилось с царственным и определённым Настоящим» . По не даёт подробного описания этих созданий. Известно лишь, что они наделены интеллектом, эмоциями и речью. Однако По делает это сознательно, поскольку читателю не важно знать, кто они. Это условные персонажи, главное в них — это их речи, исполненные «высшей мудрости», недоступной для понимания рядовому человеку, в отличие от обладающего поэтическим прозрением художника слова. В этом основной посыл автора .

Анализ

По сути, «Беседа Моноса и Уны» представляет собой краткое изложение основных идей, наблюдений, выводов об истории и судьбы человечества, которые ранее более подробно освещались в других произведениях и статьях По. Рассказ — это диалог, большую часть которого занимает речь Моноса. Его достаточно чётко можно разделить на две части: в первой описывается судьба человечества в целом, во второй — судьба конкретного человека, того, кем был Монос в прошлой жизни. История человечества, полная преступлений, ошибок и фатальных заблуждений, изложена до конца света — «огненной катастрофы», в ходе которой совершилось «великое очищение». О том, что произойдёт, когда Земля, пройдя «пурификацию», станет «достойным обиталищем — человеку, очищенному Смертью, — человеку, для чьего возвышенного ума познание тогда не будет ядом , — искупленному, возрождённому, блаженному и тогда уже бессмертному, но все же материальному человеку», писатель умолчал .

История конкретного человека (ставшего Моносом) начинается с индивидуального «очищения смертью», так как оно пришлось на время, когда «люди жили и умирали каждый сам по себе». Писатель предпринял попытку в подробностях изобразить ощущения человека и процесс изменения сознания в момент перед смертью, в момент смерти и после неё. Спустя много лет, когда «прах вернулся в прах. Не стало пищи у червей. Чувство того, что я есмь, наконец ушло, и взамен ему — взамен всему воцарились властные и вечные самодержцы Место и Время. И для того, что не было, — для того, что не имело формы, для того, что не имело мысли, — для того, что не имело ощущений, — для того, что было бездушно... для всего этого Ничто, всё же бессмертного, могила ещё оставалась обиталищем, а часы распада — братьями», По прерывает повествование. Как и в случае с историей человечества, он не представил конечный результат изменения, вероятно, полагая, такое не доступно даже поэтическому воображению .

В «Беседе Моноса и Уны» По подчёркивает свои взгляды на идею Прогресса, в стремлении к которому он не видел идеала . Его привлекал « Золотой век » — время, когда люди жили в единении и гармонии с природой, идеи всеобщего равноправия и демократии им отвергались, рост индустриализации городов, уродовавший их облик, вызывал страх и неприятие. По многократно обращался к подобной проблеме и помещал свои идеи в произведения, среди которых стоит особо выделить «Сонет к науке», «Остров Феи», «Разговор с мумией» и «Mellonta Tauta». В одной из заметок в номере газеты «Columbia Spy» за 18 мая 1844 года он писал: «Старые особняки обречены… Дух прогресса испепелил их своим кислотным дыханием» .

Прижизненные публикации

Рассказ «Беседа Моноса и Уны» был впервые опубликован в августовском номере Graham's Magazine за 1841 год . Позже он вместе с 11 другими произведениями По вошёл в сборник «Рассказы», напечатанный в издательстве Wiley & Putnam в 1845 году .

Примечания

  1. Thomas, Dwight & David K. Jackson. . — Boston: G. K. Hall & Co, 1987. — P. 337. — ISBN 0-8161-8734-7 .
  2. Poe, Edgar Allan. / Mabbott, Thomas Olive. — Cambridge: The Belknap Press of Harvard University Press, 1978. — P. 607. — 700 p. 11 мая 2015 года.
  3. Ковалёв Ю. В. Эдгар По. Новеллист и поэт. — Л. : Художественная литература, 1984. — С. 269.
  4. Ковалёв Ю. В. Эдгар По. Новеллист и поэт. — Л. : Художественная литература, 1984. — С. 271.
  5. Sova, Dawn B. Edgar Allan Poe: A to Z. — New York City: Checkmark Books, 2001. — P. 49. — ISBN 0-8160-4161-X .

Ссылки

  • (англ.) . — история публикаций рассказа на сайте «Общества Эдгара По в Балтиморе».
Источник —

Same as Беседа Моноса и Уны