Interested Article - Береника (фильм, 1954)

«Береника» ( фр. Bérénice ) — короткометражный фильм режиссёра Эрика Ромера , снятый в 1954.

О фильме

Экранизация одноимённой новеллы Эдгара По , выполненная в экспериментальной манере. Фильм почти в точности следует сюжету новеллы. Актёры не произносят ни слова, используя только мимику и жесты, сопровождаемые закадровым голосом, читающим текст новеллы в переводе Шарля Бодлера , сокращённом и слегка модернизированном. Действие сопровождается музыкой и звуковыми эффектами.

Роковая сцена с улыбкой Береники, положившей начало безумию Эгея, в фильме происходит ночью, а не после полудня, как у По. Чередование дня и ночи, по мнению критиков, символизирует бинарную оппозицию реальности и воображаемого, одну из основ позднейшего ромеровского стиля .

Резкие движения камеры, увеличение до очень крупных планов, панорамические рапиды справа-налево и слева-направо, чередование дня и ночи, вспышки света, религиозная музыка и жестокие удары топора изображают безумие, в котором пребывает дух Эгея, неотступно преследуемый зубами кузины, которые он наделяет самостоятельным сознанием, которое хотел бы заполучить, чтобы избежать крушения среди гложущих его пустых и неотвязных мечтаний.

Lacuve J.-L.

Съёмки проводились в загородном доме Андре Базена , оператором был Жак Риветт , который затем вместе с Ромером монтировал фильм. Роли исполняют непрофессиональные актёры: Эгея играет сам Ромер, Беренику — Тереза Гратия — это её единственная роль в кино. В 1961 году Франсуа Трюффо , отмечая, что многие представители « новой волны » в условиях хронического недофинансирования вынуждены были снимать короткометражные картины и на 16-миллиметровой киноплёнке писал: «Однако королём 16-миллиметров оставался вне конкуренции Эрик Ромер; оба фильма Ромера, „Береника“ по Эдгару По и „Крейцерова соната“, снятые на 16-миллиметровой плёнке и озвученные с помощью магнитофона, были великолепны. Я их смотрел часто и достаточно недавно, чтобы иметь право утверждать: они вполне выдерживают сравнение с лучшими профессиональными (35 мм) картинами последних пяти лет» .

При жизни режиссёра, оценивавшего свой эксперимент невысоко, картина не демонстрировалась. Фрагменты из неё вошли в состав учебного документального фильма «Необыкновенные истории Эдгара По» (1965), но полностью её мало кто видел . Хронометраж оценивался примерно в 15 минут . Плёнка была обнаружена в начале 2010-х годов на одном из стеллажей в бюро Ромера, картина отреставрирована и выпущена в 2013 году на DVD компанией Potemkine .

Примечания

  1. Lacuve J.-L. (фр.) . Ciné-club de Caen (18 декабря 2013). Дата обращения: 10 апреля 2016. 26 марта 2014 года.
  2. Трюффо, Ф. Жак Ривет. "Париж принадлежит нам" // Трюффо о Трюффо. — М. : Радуга, 1987. — С. 175—178. — 456 с.
  3. Couston J. (фр.) . (25 ноября 2013). Дата обращения: 10 апреля 2016. 14 февраля 2014 года.
  4. .

Литература

  • Filmographie: Bérénice (1954) // Rohmer et les Autres. — Presses universitaires de Rennes, 2007. — ISBN 978-2-7535-0409-7 .

Ссылки

  • Lacuve J.-L. (фр.) . Ciné-club de Caen (18 декабря 2013). Дата обращения: 10 апреля 2016.
  • (фр.) . Ciné-ressources. Дата обращения: 10 апреля 2016.
  • (фр.) . Unifrance. Дата обращения: 10 апреля 2016.
Источник —

Same as Береника (фильм, 1954)