Interested Article - Вебер, Карл Мария фон
- 2021-09-12
- 2
Барон Карл Мария Фридрих Август (Эрнст) фон Вебер ( нем. Carl Maria von Weber ; 18 или 19 ноября 1786 , Ойтин — 5 июня 1826 , Лондон ) — немецкий композитор , дирижёр , пианист , музыкальный писатель, вместе с Гофманом является основоположником немецкой романтической оперы , предшественник Вагнера .
Биография
Один из первых композиторов-романтиков, создатель немецкой романтической оперы , организатор национального музыкального театра. Музыкальные способности Вебер унаследовал от отца, оперного капельмейстера и антрепренёра , игравшего на многих инструментах . Детство и юность прошли в странствиях по городам Германии. Нельзя сказать, чтобы он в молодости прошёл систематическую и строгую музыкальную школу.
Первым учителем игры на фортепиано, у которого Вебер занимался достаточно продолжительное время, был Иоганн Петер Хойшкель , затем по теории — Михаэль Гайдн , брал он уроки и у Георга Фоглера (аббата Фоглера).
В 1798 году появились первые произведения Вебера — маленькие фуги . Затем Вебер был учеником органиста Кальхера в Мюнхене . Более основательно теорию композиции впоследствии прошёл с аббатом Фоглером, имея товарищами по занятиям Джакомо Мейербера и Готфрида Вебера; одновременно занимался на фортепиано у Франца Лауски . Первым сценическим опытом Вебера была опера « Die Macht der Liebe und des Weins » (Сила любви и вина), написанная им в 12 лет. Хотя он в ранней молодости и писал много, но первый успех выпал на его оперу о немой лесной девушке « Das Waldmädchen » (1800). Опера 14-летнего композитора была дана во многих городах Европы — Фрайберге , Вене , Праге , в России — в Петербурге . Впоследствии Вебер переработал эту оперу, которая, под названием «Сильвана», долго держалась на многих оперных германских сценах.
Написав оперу «Peter Schmoll und seine Nachbarn» (Петер Шмоль и его соседи, 1802), симфонии, фортепианные сонаты, кантату « Der erste Ton », оперу «Абу Гассан» (1811), он дирижировал оркестром в разных городах и концертировал.
1804 — работал как дирижёр оперных театров ( Бреслау , Бад Карлсруэ , Штутгарт , Мангейм , Дармштадт , Франкфурт , Мюнхен , Берлин ).
1805 — написал оперу « Рюбецаль » по сказке И. Музеуса .
1810 — опера «Сильвана».
1811 — опера «Абу-Гассан».
1813 — возглавил оперный театр в Праге.
1814 — становится популярным после сочинения воинственных песен на стихи Теодора Кёрнера : « Lützows wilde Jagd », « Schwertlied » и кантаты « Kampf und Sieg » («Битва и победа») (1815) на текст Вольбрука по случаю битвы при Ватерлоо . Написанные затем в Дрездене юбилейная увертюра, мессы в es и g, кантаты имели гораздо меньший успех.
1817 — возглавил немецкий музыкальный театр в Дрездене и до конца жизни руководил им.
1819 — ещё в 1810 году Вебер обратил внимание на сюжет «Фрейшютца» («Вольный стрелок»); но только в этом году он начал писать оперу на этот сюжет, обработанный Иоганном Фридрихом Киндом . «Фрейшютц», поставленный в 1821 г. в Берлине под управлением автора, вызвал фурор, и слава Вебера достигла своего апогея. «Наш стрелок попал прямо в цель» — писал Вебер либреттисту Кинду. Бетховен , удивлённый произведением Вебера, говорил, что он не ожидал этого от столь мягкого человека и что Веберу следует писать одну оперу за другой.
До «Фрейшютца» в том же году была поставлена «Прециоза» Вольфа, с музыкой Вебера.
В 1821 году давал уроки по теории композиции Юлиусу Бенедикту , которому королева Виктория , за его талант, позднее пожалует дворянский титул .
1822 — по предложению Венской оперы композитор написал «Эврианту» (в 18 месяцев). Но успех оперы был уже не столь блестящий, как «Фрейшютца».
Последним произведением Вебера была опера « », для представления которой он отправился в Лондон, уже будучи больным туберкулезом, и умер в доме дирижёра Джорджа Смарта вскоре после премьеры.
Вебер считается композитором, глубоко понимавшим склад немецкой национальной музыки и доведшим немецкую мелодию до высокого художественного совершенства. Он в течение всей своей деятельности оставался верен национальному направлению, и в его операх лежит тот фундамент, на котором Вагнер построил «Тангейзера» и «Лоэнгрина». В особенности в «Эврианте» охватывает слушателя именно та музыкальная атмосфера, которую он ощущает в произведениях Вагнера среднего периода. Вебер является представителем романтического оперного направления, которое в двадцатых годах XIX столетия было в такой силе и которое в позднейшее время нашло последователя в Вагнере.
Талант Вебера ярко проявляется в его трёх последних операх: « Вольном стрелке », «Эврианте» и «Обероне». Она чрезвычайно разнообразна. Драматические моменты, любовные, тонкие черты музыкального выражения, фантастический элемент — все было доступно широкому дарованию композитора. Самые различные образы очерчены этим музыкальным поэтом с большой чуткостью, редким выражением, с мелодичностью. Патриот в душе, он не только разрабатывал народные мелодии, но и создавал свои в чисто народном духе. Изредка его вокальная мелодия в скором темпе страдает некоторой инструментальностью: она как будто написана не для голоса, а для инструмента, которому технические трудности более доступны. Как симфонист, Вебер владел оркестровой палитрой в совершенстве. Его оркестровая живопись полна воображения и отличается своеобразным колоритом. Вебер — по преимуществу композитор оперный; симфонические произведения, писанные им для концертной эстрады, далеко уступают его оперным увертюрам. В области песни и инструментальной камерной музыки, а именно фортепианных сочинений, этот композитор оставил замечательные образцы.
Веберу также принадлежат неоконченная опера «Три Пинто» (1821, завершена Г. Малером в 1888).
1861 — Веберу воздвигнут памятник в Дрездене, работы Эрнста Ритшеля .
Макс Вебер , его сын, написал биографию своего знаменитого отца.
Сочинения
- « Hinterlassene Schriften », изд. Геллем (Дрезден, 1828);
- « Karl Maria von Weber Ein Lebensbild », Макса Марии фон В. (1864);
- « Webergedenkbuch » Кохута (1887);
- « Reisebriefe von Karl Maria von Weber an seine Gattin » (Лейпциг, 1886);
- « Chronol. thematischer Katalog der Werke von Karl Maria von Weber » (Берлин, 1871).
Концерты для фортепиано и оркестра, op. 11, op. 32; « Concert-stück », op. 79; струнный квартет, струнное трио, шесть сонат для фортепиано и скрипки, ор. 10; Большой концертный дуэт для кларнета и ф-но, ор. 48; сонаты ор. 24, 49, 70; полонезы, рондо, вариации для фортепиано, 2 концерта для кларнета с оркестром, Вариации для кларнета и фортепиано, Концертино для кларнета с оркестром; andante и rondo для фагота и оркестра, концерт для фагота, « Aufforderung zum Tanz » («Invitation à la danse») и др.
Фортепианные произведения
- Вариации «Шёне Mинка»( нем. Schöne Minka ), op. 40 J. 179 (1815) на тему украинской народной песни «Їхав козак за Дунай»
Оперы
- «Лесная девушка» ( нем. Das Waldmädchen ), 1800 — сохранились отдельные фрагменты
- «Петер Шмолль и его соседи» ( нем. Peter Schmoll und seine Nachbarn ), 1802
- «Рюбецаль» ( нем. Rübezahl ), 1805 — сохранились отдельные фрагменты
- «Сильвана» ( нем. Silvana ), 1810
- «Абу Гасан» ( нем. Abu Hassan ), 1811
- « Вольный стрелок » ( нем. Der Freischütz ) , 1821
- « » ( нем. Die drei Pintos ) — не закончена; завершена Густавом Малером в 1888 году.
- « » ( нем. Euryanthe ), 1823
- « » ( нем. Oberon ), 1826
В астрономии
- В честь главной героини оперы Карла Вебера «Эврианта» назван астероид (527) Эврианта , открытый в 1904 году.
- В честь героини оперы Карла Вебера «Оберон» назван астероид (528) Реция , открытый в 1904 году
- В честь героини оперы Карла Вебера «Прециоза» назван астероид (529) Прециоза , открытый в 1904 году.
- В честь героинь оперы Карла Вебера «Абу Гасан» названы астероиды (865) Зубаида и (866) Фатме , открытые в 1917 году.
Все вышеперечисленные астероиды открыты немецким астрономом Максом Вольфом .
- В честь самого Карла Вебера назван астероид , открытый в 1985 году Эдвардом Боуэллом .
Примечания
- (англ.) — 1990.
- Weber M. M. v. (англ.) : The Life of an Artist / J. Warrack — 1968. — P. 10.
- Weber M. M. v. (нем.) : Ein Lebensbild — 1864. — S. 19.
- — 2003.
- Carl Maria Weber // — 2005.
- Carl Maria Friedrich Ernst von Weber // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
- Deutsche Nationalbibliothek Record #118629662 // (нем.) — 2012—2016.
- Wurzbach D. C. v. (нем.) // Biographisches Lexikon des Kaiserthums Oesterreich : enthaltend die Lebensskizzen der denkwürdigen Personen, welche seit 1750 in den österreichischen Kronländern geboren wurden oder darin gelebt und gewirkt haben — Wien: 1856. — Vol. 53. — S. 197.
- — 1808.
- Вебер К. М. / А. К. Кенигсберг // Музыкальная энциклопедия / Главный редактор Ю. В. Келдыш. — М.: Сов. энциклопедия, Сов. композитор, 1973—1982 .
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Ферман В. Оперный театр. — М., 1961.
- Хохловкина А. Западноевропейская опера. — М., 1962.
- Кенигсберг А. Карл-Мария Вебер. — М.; Л., 1965.
- Бялик М. Г. Оперное творчество Вебера в России // Ф. Мендельсон-Бартольди и традиции музыкального профессионализма: Сборник научных трудов / Сост. Г. И. Ганзбург. — Харьков, 1995. — C. 90 — 103.
- Laux К. С. М. von Weber. — Leipzig, 1966.
- Moser H. J. С. М. von Weber: Leben und Werk. — 2. Aufl. — Leipzig, 1955.
Ссылки
- Бесплатная библиотека классической музыки на Classical Connect
- от 16 октября 2007 на Wayback Machine
- на International Music Score Library Project
- 2021-09-12
- 2