Interested Article - Светоч мира

«Светоч мира» ( англ. The Light of the World ) — аллегорическое полотно художника- прерафаэлита Уильяма Холмана Ханта , представляющее фигуру Христа у массивной, заросшей бурьяном, давно запертой двери. Картина иллюстрирует Откровение Иоанна Богослова : «Се стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Откр. ). Название картины также взято из Евангелия : «Аз есмь свет миру» ( Ин. ) ( англ. I am the light of the world ).

Сюжет и символизм картины

Произведение наполнено образами, имеющими символистский смысл.

Над миром лежит ночь. Христос со светильником в руке идёт по миру среди мрака и стучится в дома. На картине Он изображён у одной из дверей. Светильник в левой руке Иисуса подчёркивает мрак, окружающий дом. Свет от светильника направленный, падает на дверь и немного освещает одежды Спасителя. Христос изображён в длинных светлых одеждах, на Нём красный плащ, на голове — корона и вокруг неё терновый венец , на ногах — сандалии . Лицо Христа обращено к зрителю. Ещё одно светлое пятно на картине — луна , образующая нимб вокруг головы Спасителя.

Дверь символизирует «закрытое сердце», она наглухо заперта, давно не отворялась, заросла бурьяном. На двери нет ручки, и открыть её можно только изнутри . Особое внимание художник уделил изображению светильника. Он довольно сложен и причудлив: семь его граней символизируют семь Церквей Апокалипсиса , а отверстия разной формы — многообразие форм религии, объединённых общим светом.

Вся сцена иллюстрирует фрагмент из Откровения Иоанна Богослова : «Се стою у двери и стучу. Если кто услышит Мой голос и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Откр. ).

Через 50 лет после создания картины Ханту пришлось разъяснять её символистский смысл .

История создания

Картина была задумана как парная к « Пробудившемуся стыду » ( The Awakening Conscience , 1853).

Оригинал картины был написан в 1853—1854 годах. Изначально Хант намеревался сделать сцену дневной. Но позже его захватила идея написать ночную сцену и продолжить эксперименты со световыми эффектами, начатые во время работы над картиной « Наши английские берега » (1852). До этого Хант ночных сцен не писал и, чтобы лучше освоить технику их создания, отправился на «натуру», в графство Суррей .

Хант ходил с фонарём в руках и в окрестностях станции Ивелл нашёл подходящую бедную хижину на одной из ферм (Worcester Park Farm). Он построил во дворе соломенный шалаш и прожил в нём несколько месяцев, во время лунных ночей изучая освещение и световые эффекты: преломление света, проходящего через ветви деревьев, рассеяние света от фонаря, тени и полутени. Работал он по ночам, с фонарём и этюдником, и местные жители в конце концов сочли его за сумасшедшего. На ферме с ним жил другой прерафаэлит, Джон Эверетт Милле , который впоследствии вспоминал:

Этим вечером я вышел в сад (прекрасная лунная ночь, но очень холодная) с фонариком для Ханта, чтоб увидеть эффект, которого он хочет достичь при помощи этого лунного света.

Фонарик, которым художник светил себе, не был похож на светильник, изображённый на картине в руке Христа. Но стремясь к правдоподобию и совершенству, Хант специально изготовил и макет светильника. Работу над картиной Хант заканчивал в своей лондонской мастерской. Уже имея большой опыт работы в полевых условиях, он изготовил специальное устройство, с помощью которого получал необходимые световые эффекты в своей мастерской в любое время суток.

Картина была представлена публике на выставке Королевской Академии 1854 года , но была встречена довольно холодно и не произвела того эффекта, на который рассчитывал Хант. Кроме того, некоторые усмотрели в его новой работе проповедь католицизма . Тогда в поддержку картины на страницах « Times » выступил знаменитый теоретик искусства Джон Рёскин со статьёй, разъясняющей её символистский смысл. В своем письме от 5 мая 1854 года Рёскин назвал «Светоч мира» одним из самых прекрасных произведений на религиозную тему, которые когда-либо были созданы.

В итоге картину купил Томас Комб, а его жена впоследствии передала её Кейбл-колледжу (Keble College), в Оксфорде , где она и экспонировалась в дальнейшем. В настоящее время это полотно находится в боковой комнате большой часовни в Кейбл-Колледже . По всей Англии распространялись гравюры и открытки с репродукциями картины, и с годами «Светоч Мира» был признан одним из знаковых и самых впечатляющих образов викторианской эпохи.

Однако Ханта не устраивали условия экспонирования картины в Кейбл-колледже, где её не могло увидеть значительное количество людей, и, ровно через 50 лет после создания картины, в 1904 году художник закончил другую её версию, изображающую фигуру Христа в полный рост. Это полотно приобрёл Чарльз Бут . Произведение «прогастролировало» по крупнейшим городам Великобритании , Америки , Канады , Новой Зеландии и Австралии , неизменно собирая толпы зрителей, а затем его повесили в Соборе Святого Павла , в Лондоне .

В письме к своему другу Уильяму Беллу Скотту Хант писал:

Эта картина — не просто удачная находка, я недостоин её, она как бы возникла во мне — меня вело Провидение .

Влияние

В викторианский период картина была очень популярна, и вдохновила нескольких композиторов на создание произведений, в частности, Артур Салливан в 1873 году написал ораторию «The Light of the World» .

Примечания

  1. Алёна Артёменко. (8 февраля 2015). Дата обращения: 10 января 2016.
  2. Hunt, W.H., Pre-Raphaelitism and the Pre-Raphaelite Brotherhood , London: Macmillan, 1905, vol. 1, p. 350
  3. . Дата обращения: 1 января 2010. 14 сентября 2020 года.
  4. Hunt, W.H., Pre-Raphaelitism and the Pre-Raphaelite Brotherhood , London: Macmillan, 1905, vol. 1, p. 299—300.
  5. Forbes, C (2001), от 24 сентября 2009 на Wayback Machine , Magazine Antiques, December 2001.

Литература

  • Мировое искусство. Прерафаэлитизм / Сост. И. Г. Мосин. СПб., ООО «СЗКЭО Кристалл», 2006
  • Maas, Jeremy. (неопр.) . — Ashgate , 1984. — ISBN 9780859676830 .

Ссылки

  • (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Светоч мира