Весельчак (фильм, 1995)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Преднамеренное убийство» ( серб. Убиство с предумишљајем, Ubistvo s predumišljajem ) — сербский художественный фильм 1995 года, снятый режиссёром Горчином Стояновичем по одноименному роману Слободана Селенича .
В основе сюжета лежат две любовные линии, которые разворачиваются в двух временных измерениях — в 1992 году, во время гражданской войны, последовавшей за распадом Югославии, и в освобожденном Белграде конца Второй мировой войны. Молодая сербка Елена Панич, или Булика ( Бранка Катич ) узнает из дневника своей бабушки Елены Любосавлевич (Ана Софренович), первой красавицы Белграда, приемной дочери богатого в довоенное время промышленника, о её непростых отношениях с партизанским командиром из провинции Крсманом Якшичем (Сергей Трифунович) и сводным братом Йованом (Драган Мичанович). Булика решает написать книгу о любовной жизни своей бабушки. В этом ей помогает случайный знакомый Богдан Билогорац (Небойша Глоговац), молодой раненый солдат, который с нетерпением ждет возвращения на фронт. Для Булики дневник бабушки — не просто рассказ о жизни красавицы Елены Любосавлевич в послевоенном Белграде, но и способ узнать, кто был её дедом — простой красивый парень партизанский командир Крсман или изнеженный и аристократичный Йован.
Литературная основа фильма, роман Слободана Селенича «Преднамеренное убийство» стал одним из первых больших произведений, посвященных военным событиям 1990-х годов в Югославии и пользовался значительной популярность, отмеченной национальной литературной премией 1994 и 1995 годов . Снятый близко к первоисточнику фильм стал одном из хитов сербского, особенно Белградского кинопроката конца 1995 — начала 1996 годов и также был положительно оценен критикой . Критик журнала Variety Дебора Янг назвала фильм в 1996 году самой поразительной лентой нового сербского кино .
Специалист по культурной антропологии Марко Живкович рассматривает «современный слой» фильма как «внутрисербский» пример эффекта «Пигмалиона наоборот» . Сходную позицию занимает религиовед и культуролог Милья Радович , рассматривающая его на примере наивного сербского национализма Богдана Билогораца — жителя Сербской Краины (непризнанного сербского государства на территории Хорватии), сражавшегося за «небесный сербский православный народ» и не решающегося усомниться в своих убеждениях, но в общении с Буликой в Белграде начинающего осознавать, что при всём своём патриотизме всегда останется для Сербии иностранцем, а война не в последнюю очередь держится не на борьбе за правое дело, а на действиях получающих от этого выгоду .
(по косвенно подтверждённым данным — пока без подтверждения официальными сайтами фестивалей, за исключением « Берлинале »)
Кроме того, фильм был показан вне основного конкурса (в разделе «Панорама») 46-го Берлинского кинофестиваля .