Interested Article - Хоксмур, Николас
- 2020-05-28
- 2
Николас Хоксмур или Хоуксмур ( англ. Nicholas Hawksmoor ; 1661, Ноттингемшир — 25 марта 1736, Лондон ) — английский архитектор . Был одним из ведущих мастеров специфичного позднего английского барокко и начала классицизма в архитектуре конца XVII — начала XVIII века, характерных для «стиля королевы Анны» и раннегеоргианского периода культуры Великобритании .
Хоксмур работал рядом с главными архитекторами того времени — сэром Кристофером Реном и Джоном Ванбру , участвовал в создании многих значимых построек: Собора Святого Павла , церквей Рена в Лондонском Сити , Госпиталя в Гринвиче , Бленхеймского дворца и замка Говард . Часть его работы справедливо была приписана ему только относительно недавно, а его влияние нашло своё отражение в творчестве некоторых поэтов и писателей XX века.
Биография
Хоксмур родился в Ноттингемшире (центральная Англия) в 1661 году, в семье строителей , предположительно в ( ) или ( ). После его смерти осталось имущество вблизи Рагнолла и дом с землей в Большом Дрейтоне. В точности неизвестно, где Николас получил начальное образование, но скорее всего оно было выше обычного. Джордж Вертью , чья семья имела собственность в той же части Ноттингемшира, что и семья Хоксмура, писал в 1731 году, что подростком Хоксмур был взят судьёй Меллуст в Йоркшире в качестве секретаря, где мистер Гоудж-старший занимался резьбой по потолку, впоследствии, мистер Хоксмур приехал в Лондон работать с сэром Кристофером Реном и так он стал архитектором.
Рен, прослышав про «раннее мастерство и одарённость» (early skill and genius) Хоксмура в архитектуре, взял его к себе работником в возрасте примерно восемнадцати лет. Сохранившийся альбом ранних зарисовок и заметок Хоксмура, некоторые из которых датированы 1680 и 1683 годами, содержит зарисовки его работ в Ноттингеме , Ковентри , Уорике , Бате , Бристоле , Оксфорде и Нортгемптоне . Эти, своего рода любительские наброски, находящиеся сейчас в художественной коллекции Королевского института британских архитекторов , показывают, что в возрасте двадцати двух лет он успешно осваивал методику своей новой профессии.
Его первым официальным назначением была должность заместителя геодезиста (Deputy Surveyor) в «команде» сэра Кристофера Рена, в Винчестерском дворце (1683—1685). Подпись Хоксмура появляется в контракте с производителями кирпича для Винчестерского дворца в ноябре 1684 года. Работая в Уайтхолле , Рен платил Хоксмуру 2 шиллинга в день в 1685 году, как своему помощнику .
В период с 1684 по 1700 годы, Николас Хоксмур работал с Кристофером Реном над такими проектами как госпиталь в Челси , собор Святого Павла, дворец Хэмптон-корт и Госпиталя в Гринвиче (Royal Naval Hospital) — «вершины реновского классицизма». Благодаря влиянию Рена на посту главного архитектора, Хоксмур был назначен ответственным за выполнение работ в Кенсингтонском дворце (1689) и помощником ответственного за выполнение работ в Гринвиче (1705).
В 1718 году, когда должность Рена занял Уильям Бенсон , архитектор — непрофессионал, Хоксмур был лишен своих обязанностей в пользу брата Бенсона. «Бедный Хоксмур» — писал Ванбру в 1721 году, «на какой варварский век пришлась его выдающаяся и гениальная работа. Что месье Кольбер дал бы такому человеку во Франции?». Лишь в 1726 году после смерти преемника Уильяма Бенсона, Томаса Хьюета, Хоксмуру вернули должность, однако не руководящую, она была занята . В 1696 году Хоксмур был назначен ответственным за проектирование канализационной системы Вестминстера, но, снят в 1700 году, за непосещение заседаний законодательного собрания .
Затем Хоксмур какое-то время работал с Джоном Ванбру, помогая ему в строительстве Бленхеймского дворца для Джона Черчилля, 1-го герцога Мальборо . С 1705 года, после окончательного разлада Ванбру с требовательной герцогиней Мальборо, Хоксмур взял на себя полную ответственность за строительство этого дворца, а также замка для Чарльза Говарда, ставшим впоследствии третьим графом Карлайлем . В июле 1721 году Ванбру, будучи главным архитектором, назначил Хоксмура своим заместителем.
Николас Хоксмур скончался 25 марта 1736 года в своем доме в в центре Лондона от «подагры желудка» (Gout of the stomach). Последние двадцать лет своей жизни он страдал слабым здоровьем и часто был прикован к постели до такой степени, что едва ли мог написать свое имя.
Архитектурное творчество
С 1700 года Хоксмур слыл опытным мастером, и в течение следующих двадцати лет он занимал одно из ведущих мест в английской архитектуре специфичного классицизирующего барокко , или «стиле королевы Анны» , а также раннегеоргианского стиля — раннего английского классицизма и палладианства .
Важное значение в этот период для английской архитектуры имели труды Э.-К. Шефтсбери , поклонника античности и классического итальянского искусства, но более всего — деятельность лорда Р. Б. Бёрлингтона . Именно в это время, при поддержке и непосредственном участии лорда Бёрлингтона архитектор Колин Кэмпбелл смог осуществить знаменитое издание «Британский Витрувий , или Британский архитектор» (Vitruvius Britannicus, or the British Architect..). Оно было опубликовано в 3-х томах в 1715—1725 годах (последующие издания: 1767, 1771) и имело важное значение в истории европейской архитектуры. Три тома были изданы по подписке, среди подписчиков были члены королевской семьи , многие меценаты, архитекторы и их заказчики. В сущности, это был развёрнутый иллюстрированный каталог построек английского классицизма, включающий проекты лорда Бёрлингтона, сэра Кристофера Рена , самого Кэмпбелла, Николаса Хоксмура, Уильяма Кента , Иниго Джонса и других архитекторов-палладианцев .
Хоксмур, в отличие от многих своих коллег, не был в Италии, поэтому апеллируя к античности , он рассматривал формирующийся в его время классицизм как сочетание неких отвлечённых классических форм и традиций национальной английской готики , что стимулировало его интерес к изучению эпохи aнглийского средневековья, итальянской готики и раннего итальянского Возрождения . Об этом свидетельствует внимание Хоксмура к публикациям рисунков фасада Миланского собора , церкви Сан-Петронио в Болонье и проекта 1733 года Жака Габриэля западного фасада Собора в Орлеане .
Завершая после кончины Кристофера Рена строительство Госпиталя в Гринвиче , Хоксмур следовал стилю специфичного английского барокко с элементами национальной готики, одновременно учитывая эстетику, сформировавшуюся в эпоху Реставрации Стюартов . Так формировался раннегеоргианский классицизм, проявившийся во многих постройках сэра К. Рена, Госпиталя в Гринвиче Рена-Хоксмура, церкви Христа в Лондоне и многих других постройках.
Галерея
-
Церковь Христа в Спиталфилдс , Лондон. 1714—1729. Западный фасад
-
Церковь Святого Альфеджа. Вид с юго-востока. 1712—1718. Гринвич
-
«Лайм-хаус Святой Анны». 1714–1730
-
Лайм-хаус. Интерьер
-
«Церковь Святого Георгия на Востоке». 1714–1729. Ист-Энд, Лондон
-
Церковь Святого Георгия в Блумсбери. 1716–1731. Камден
-
Церковь Святого Георгия в Блумсбери. Интерьер
-
Церковь Святой Марии Вулнот. 1716–1723. Сити, Лондон
-
Церковь Святой Марии Вулнот. Интерьер
-
Корпус королевы. Морской госпиталь в Гринвиче. 1699—1702
-
Корпус Короля Уильяма. Морской госпиталь в Гринвиче. Западный фасад
-
Бленхеймский дворец . Вудсток, Оксфордшир, Англия. Совместно с Дж. Ванбру. 1705—1724
-
Ворота Вудсток. Дворец в Бленхейме. 1723
-
Истон Нестон-хаус. Проект. Ок. 1695
-
Истон Нестон-хаус. 1695—1710. Нортгемптоншир, Англия
-
Кларендон-билдинг. Южный фасад. 1712—1713. Оксфорд
-
Башня церкви «Святого Луки на Старой улице». 1727–1733. Ислингтон, Лондон
-
Мавзолей. Замок Говард. 1729–1742
Примечания
- Власов В. Г. Анны королевы стиль // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. I, 2004. — С. 291—295
- The Elements of Style. — London: RIBL, 1991. — P. 72, 170—203
- Pevsner N., Honour H., Fleming J. Lexikon der Weltarchitektur. — München: Prestel, 1966. — S. 267
- Downes K. Hawksmoor. — A. Zwemmer Ltd., 1979. — Рр. 1—2. — ISBN 0-302-02783-1
- Downes K. Hawksmoor, 1979. — Р. 98
- Власов В. Г. Анны королевы стиль, 2004. — С. 291—295
- Власов В. Г. Георгианский стиль // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. III, 2005. — С. 96—97
- Watkin D. English Architecture. A concise History. — London: Thames and Hudson, 1979. — Pp. 118—119
- Власов В. Г. Георгианский стиль, 2005. — С. 96—97
- 2020-05-28
- 2