Interested Article - Арсений (Алексеев)

Игумен Арсений (в миру Степан Федотович Алексеев ; предположительно 1845 , Бугурусланский уезд , Самарская губерния , Российская империя 20 августа 1913 , Андреевский скит , Афон ) — игумен Православной российской церкви , миссионер , один из основателей Союза русского народа .

Биография

Происходил из семьи отчисленных из военного ведомства кантонистов Бугурусланского уезда Самарской губернии . Точная дата рождения не установлена — по одним данным, это 1837 год, по другим — 1840 год, называют также 1845 год. В 1860 году Степан Алексеев стал послушником бузулукского Мойского монастыря , откуда через три года был направлен в Самарский архиерейский дом , там 9 марта 1863 года он принял рясофорный постриг. В 1869 году послушник Арсений был переведён в и стал членом Самарской миссии. Под руководством епископа Герасима (Добросердова) он занимался миссионерской деятельностью, противодействием духоборам , молоканам и другим сектантам . После издания в 1877 году книги «Проповедание истины в Самарской епархии» его известность распространилась за пределы Самарской губернии.

Некоторое время послужив при , в 1882 году послушник Арсений отправился на Афон для подготовки и издания антииконоборческих материалов. 9 марта 1883 года рясофорный послушник Арсений был пострижен в мантию в Пантелеимоновском монастыре . 1 мая 1883 года его рукоположили во иеродиакона , а через неделю во иеромонаха .

В 1883 году иеромонах Арсений приехал в Москву , в Афонское подворье . На молодого миссионера обратил внимание обер-прокурор Священного синода Константин Победоносцев , и в 1886 году Арсений был вызван в распоряжение Синода для антисектантской деятельности. В 1887 году он участвовал в , был избран председателем отдела по рационалистическим иконоборческим сектам. За духовной поддержкой отец Арсений отправился на остров Патмос , где во время богослужения в Пещере Апокалипсиса в день его пострига из стены пещеры истекла вода. Это было воспринято монахами как знак свыше. Затем отец Арсений посетил патриарха Иерусалимского Никодима , получил его благословение на миссионерскую деятельность. Завершил работу по составлению книги «О почитании Креста», порученную ему Собранием отец Арсений на Афоне, и 3 августа 1888 года уехал в Россию. Там он продолжил борьбу с штундистами , молоканами, хлыстами и старообрядцами, перемещаясь по епархиям .

В 1890 году иеромонах Арсений стал насельником Александро-Невской лавры и был назначен Синодальным миссионером. 17 августа 1894 года Синодом было организовано открытие Воскресенского монастыря на месте Макарьевской пустыни , и иеромонах Арсений, возведённый в сан игумена , был назначен настоятелем строящегося монастыря.

Помимо антисектантской деятельности, игумен Арсений занимался обличением английского писателя Фредерика Фаррара , чьи книги на религиозную тематику пользовались популярностью среди интеллигенции и некоторых священнослужителей. Отец Арсений устраивал публичные собеседования, публиковал статьи против Фаррара, что вызвало бурный отклик в среде почитателей писателя, среди которых были влиятельные лица. Они добились запрета на проведение собеседований в Михайловском манеже , а в ноябре 1898 года отец Арсений был лишён звания Синодального миссионера.

С началом революционных событий 1905 года игумен Арсений выступил с обличением революционеров.

Картина « Дни отмщения постигоша нас... покаемся да не истребит нас Господь », 1905—1907 год, предположительно авторство Майков, Аполлон Аполлонович (его изображение присутствует на картине). Государственный музей истории религии . На картине, по-видимому, рукой автора надписано: «Ныне по примеру ангелов защищают Царскую власть от бесов главные учредители Союза Русского Народа: 1 — игумен Арсений; 2 — протоиерей Иоанн ; 3 — А. Дубровин ; 4 — ; 5 — В. Пуришкевич ; 6 — Н. Ознобишин ; 7 — В. Грингмут ; 8 — князь Щербатов ; 9 — П. Булацель ; 10 — Р. Трегубов ; 11 — ; 12 — Н. Большаков ; 13 — о. Илиодор . В священных книгах сказано, что когда люди уклонялись в идолопоклонство, Бог истреблял их».

Осенью 1905 года он стал одним из учредителей Союза русского народа . 23 декабря игумен Арсений в составе депутации от Союза был на приёме у императора Николая II , поднёс ему икону Архистратига Михаила и свою брошюру «Выписи тяжких ересей, от которых погибает Церковь и Государство наше», в которой подверг резкой критике русскую элиту, отступившую от православия, и в том числе столичное духовенство, представителей которого назвал «нечестивцами», ради грехов которых «изливает Бог свои фиалы на нашу Родину».

Такая деятельность игумена вызвала недовольство в Синоде, и 23 января 1906 года он был отстранён от управления Воскресенским монастырём. 1 февраля 1906 года в качестве наказания за келейное пострижение не достигшего тридцатилетнего возраста запасного квартирмейстера Артамона Голубева без архиерейского разрешения отец Арсений был отправлен в Соловецкий монастырь . Союз русского народа сразу начал ходатайствовать о переводе игумена Арсений из-за ревматизма с Соловков на юг. В июне 1906 года его зачислили во Таврической епархии . Осенью 1906 года он участвовал в третьем Всероссийском съезде русских людей в Киеве . На этом съезде он выступил с критикой церковной иерархии. В 1907 году организовывал паломничество монархистов в Иерусалим , что стало большим событием в среде столичных черносотенцев. В 1909 году Синод игумену Арсению предписал отбыть в Драндский Успенский монастырь Сухумской епархии , но он отказался. После повторного указания об отбытии в двухнедельный срок в Сухумскую епархию и последовавшего на это отказа в конце ноября 1909 года на игумена Арсения был наложено запрещение в служении . В 1912 году он принёс покаяние Синоду, и запрет был снят, в сентябре ему было разрешено выехать на Афон.

На Афоне в то время разгоралась борьба с имяславием . Отец Арсений, приехав на Афон 2 апреля 1913 года, начал обличать имяславие, но по прошествии некоторого времени проникся к имяславцам симпатией, и стал сам проповедовать их идеи, организовав «Союз исповедников Имени Господня во имя Святого Архистратига Михаила». Приехавший на Афон для борьбы с имяславием архиепископ Никон (Рождественский) нашёл игумена Арсения уже в крайне тяжёлом состоянии, разбитым параличом в Андреевском скиту . 20 августа 1913 года игумен Арсений скончался и был похоронен в лесу без отпевания как еретик .

Труды

Титульная страница книги «Обличение на книгу Фаррара, именуемую „Жизнь Иисуса Христа“»
  • Проповедание истины в Самарской епархии. Псков, 1877.
  • Письма к новообратившимся из разных сект раскола с Афона, из Солуня, из Старого Иерусалима, с Нового Афона, из Нового Иерусалима. М., 1884.
  • Отчет миссионера иеромонаха Арсения Его Превосходительству г-ну Обер-Прокурору Св. Правительствующего Синода Константину Петровичу Победоносцеву. СПб., 1888.
  • Обличение на книгу Фаррара именуемую «Жизнь Иисуса Христа». М., 1898.
  • О единодержавии. СПб., 1905.
  • О почитании властей. СПб., 1905.
  • Открытое письмо редактору-издателю журналов «Кронштадтский маяк» и «Свет России» Н. И. Большакову и беседа бывшего синодального миссионера и главного учредителя Союза Русского народа игумена о. Арсения. СПб., 1909.
  • О новоявленном столичном лжехристе в лице именуемого «братца Иоанна» Чурикова. СПб., 1912.

Ссылки

Литература

  • (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Арсений (Алексеев)