Interested Article - Исторический фильм

Кадр из раннего исторического фильма « Убийство герцога Гиза » (1908)

Истори́ческий фильм жанр игрового кино , изображающий конкретные исторические эпохи, события и личности прошлого. Различают историко- биографические фильмы о реальных исторических деятелях, иллюстрирующие их жизненный путь (« Александр Невский » 1938, « Спартак » 1960, « Царство небесное » 2005), и историко- приключенческие фильмы о вымышленных персонажах прошлых лет, зачастую с остросюжетной интригой (« Граф Монте-Кристо », « Гардемарины, вперёд! »). Исторические фильмы нередко являются экранизациями исторических романов Война и мир » Л. Н. Толстого ). В Голливуде используется также термин «period piece» — любой фильм, действие которого происходит в узнаваемый исторический период прошлого, независимо от того, связан ли его сюжет с историческими событиями.

Жанры

Историческое кино нередко пересекается с жанрами приключенческого фильма и боевика , так как чаще всего предметом фильма становятся драматические и судьбоносные события, войны, перевороты и тому подобное. По времени и характеру действия выделяют несколько специфических разновидностей исторического фильма:

Экранизации классических романов

Вивьен Ли в фильме « Унесённые ветром » (1939)

В 1930-е годы на амбициозных экранизациях литературной классики сделал себе имя легендарный продюсер Дэвид Селзник . Профинансированный и спродюсированный им фильм « Унесённые ветром » долгое время оставался рекордсменом кассовых сборов. В послевоенное время крупнобюджетные техниколоровые экранизации в селзниковской традиции продолжали снимать голливудский маэстро Дэвид Лин Лоуренс Аравийский »), французские режиссёры во главе с Максом Офюльсом и итальянец Лукино Висконти Леопард », « Чувство »).

Особую группу исторических фильмов составляют многочисленные экранизации романов Джейн Остин (действие происходит во время Наполеоновских войн ) и Чарльза Диккенса (основное место действия — Лондон викторианской эпохи ). Они особенно характерны для кинематографа Великобритании , который вообще славится тонкими, тактичными экранизациями литературной классики — от оскароносного « Тома Джонса » до « Опасных связей » Стивена Фрирза .

Элегическое настроение при академической выверенности отличает экранизации британской классики, выполненные интернациональным дуэтом и Айвори .

Авторское кино

В области исторического кино предпочитали работать крупнейшие мастера довоенного кинематографа, включая Дэвида Гриффита Нетерпимость ») и Сергея Эйзенштейна ( «Александр Невский» , «Иван Грозный» ). В 1950-е и 1960-е гг. корифеи авторского кино не раз переносили действие фильмов в аскетичную обстановку Средних веков , благо она предрасполагала к рефлексии на нравственные и религиозные темы (« Сказки туманной луны после дождя », « Седьмая печать », «Андрей Рублёв» ).

Историческая достоверность фильмов

Исторические фильмы далеко не всегда достоверно отражают реалии прошлого. Зачастую они романтизируют, приукрашивают прошлое для зрителя, превращая его в яркий сеттинг для приключений, интриг или драмы, основанный на стереотипных представлениях об эпохе. В историко-биографических фильмах о реальных деятелях сценаристы нередко опускают или изменяют спорные, неоднозначные моменты, чтобы лучше подчеркнуть драматизм событий и идею фильма. Создатели некоторых исторических фильмов целенаправленно отходят от реализма, прибегая к анахронизмам как к творческому приёму.

Впрочем, существуют и фильмы, снятые с высокой достоверностью; этого обычно удаётся добиться благодаря участию консультантов и исторических реконструкторов. Какая доля творческой вольности допустима при изображении исторических событий — это давний предмет спора в кругах кинематографистов и критиков, на который существуют разные точки зрения.

С точки зрения достоверности исторической реконструкции в кино наметились два подхода. В 1970-е годы популярен был архивно-документальный подход Роберто Росселлини Приход Людовика XIV к власти »), который достиг апофеоза в « Барри Линдоне » Стэнли Кубрика (1975). В 1990-е годы в моду вошло осовременивание исторических реалий, подчас неброское (как в « Королеве Марго » Патриса Шеро ), но в отдельных случаях напрочь стирающее границы между периодами (« Эдуард II » Дерека Джармена ) или нарочито переписывающее исторические события (пример — сожжение Гитлера в парижском кинотеатре в « Бесславных ублюдках » Тарантино ).

См. также

Ссылки

Источник —

Same as Исторический фильм