В одной из первых работ его партнёршей была
Галина Умпелева
, быстро оценившая Олега: «
…очень способный мальчик и очень чуткий партнёр с очень живыми глазами — это редко сейчас встречается на сцене
»
.
Ягодин был задействован во всех постановках
Н. Коляды
на малой сцене Драмы, а с 2003 года ещё и в «
Театроне
» («Клаустрофобия»).
С 2004 года — ведущий актёр
Коляда-театра
— занят практически во всех спектаклях. С этого же времени снимается в кино. За роль в «
Орлеане
» (2015) номинирован на национальную кинопремию «
Ника
».
Неоднократно участвовал в спектаклях Тюменского театра «
»
, в том числе на гастролях в Москве (2009)
.
Практически не меняя выражения лица, не меняя пластики, не меняя тембра голоса, не меняя прически и грима, Ягодин узнаваем везде и при этом умудряется быть разным. Ягодин умеет играть тему, умеет извлекать её из разноцветного месива ярких пристроек, штуковин и фокусов, из вороха безумных сценических метафор, рожденных неуёмной режиссёрской фантазией. Ягодин — как никто — умеет оправдать и обыграть любую режиссёрскую идею, сделать чужой абсурд, чужое безумие своей сутью.
Помимо кино и театра Олег Ягодин — фронтмен екатеринбургской группы «
Курара
»
.
Семья
Женат на актрисе Ирине Плесняевой (род. 1983), вдвоём воспитывают дочь.
Общественная позиция
В 2022 году осудил
российское вторжение на Украину
, заявив «Нельзя воевать, призывать воевать, значит призывать насиловать, грабить и срать где попало»
В августе 2022 года Кировский районный суд Екатеринбурга признал его виновным в
дискредитации Вооруженных сил России
из-за антивоенных высказываний во время выступления на июньском фестивале
Ural Music Night
и назначил штраф в 40 тыс. рублей
. Ранее на концерте Ягодин со сцены сказал зрителям: «Нет войне, нет хуйне. Ни тебе, ни мне. Будьте здоровы. Думайте, думайте, думайте»
. Ягодин заявил в суде, что не согласен с обвинением и хочет отозвать протоколы, составленные полицией без экспертизы. Адвокат намерен оспаривать решение в Свердловском областном суде
.
…всё внимание забирает малыш Момо, от лица которого ведётся повествование. Его превосходно играет Олег Ягодин. Если даже смыть с его лица белила (персонажи набелены, как цирковые клоуны, Момо похож на бледного Пьеро), он все равно будет бледным, будто выцветшим, светлоглазым, острым, бестелесным. От роли к роли Ягодин становится превосходным актёром, потому что способен транслировать (дай Бог, чтобы этот дар не исчез) некое неблагополучие своих персонажей. Это то, что не сыграешь специально. Одиночество, затравленность Момо ему тоже не надо играть. Когда щуплое тельце Момо по-собачьи прижато к ногам мадам Розы, а глаза где-то не здесь, становятся лишними любые объяснения тотального одиночества, в котором живёт этот мальчик.
…от него не оторвать глаз, и не потому, что тебя восхищает театральное, актёрское ремесло, а потому, что он вроде как и персонажа играет, и себя лично несет зрителю. Это такая вещь в себе, за которой наблюдать интересней в сто раз, чем просто за хорошим актёром. И он современный, мне кажется, есть в нём надлом трагический, который в крови у современного героя.
Гамлет Олега Ягодина в спектакле с ума не сходит, но от него здесь можно сойти с ума. Тонкий, нервный юноша (вечный, казалось, подросток всё же повзрослел), жестокий и нежный, быстрый, как ртуть, изменчивый, как облако в его разговоре с Полонием.
То он представляется таким же босховским ублюдком с вываливающимся языком и, как все, лапает грудь Джоконды. То он изысканно-точен в каждом слове, движении, жесте. То он изящно издевается над текстом, над его временами нелепым сегодня пафосом и неудобоваримыми для произнесения словами (имена двух известных друзей выговариваются им с явным усилием). То потрясает естественным, органичным существованием в этой бездонной, полной игры смыслов текстовой стихии.
Олег Ягодин — уникум. Мало сказать о нём «органичный», «интеллектуальный» или даже «гениальный». Эпитеты, характеризующие артистов, не годятся для Ягодина. Он естественно сверхъестественный. Не похож на партнёров по сцене; взаимодействует с ними, но существует автономно, реагирует, включён в игру, но реагирует не так, как все, а по велению своей — иной — природы. Инопланетянин.
Примеряя вторую после Годунова «возрастную» роль, Олег Ягодин убедителен и интересен: внешнее «кривляние» (актёр поначалу говорит с натужно-напевной интонацией, напоминая Арбенина—
Мордвинова
) — не только приём, призванный выявить нескладность рифм и пафос слога, но и возможность заново представить свою самобытную природу. Когда Звездич показывает подаренный сладострастной маской браслет, у Арбенина вдруг прорывается человеческая речь, и этот искусственный контраст по-новому обнаруживает и гипнотическую силу, и парадоксальную чистоту скрипучего голоса, ставшего знаковым инструментарием актёра.
Плюшкин, замшелый вор в законе (!), в окружении пиджачной братвы, которым он цепляет на руки клейкие ленты от мух. Нищета такого Плюшкина почему-то невыносимо горестна и тревожна. Зрители бежали от этой сцены, настолько суггестивно действовал обычный шансон «Калина красная». Ягодин противоположен
Ермоловой
. Он никогда не меняет тембра, тона, походки, но умеет что-то неуловимо изменить внутри себя. Завораживающий актёр, неспроста у него во всю спину выколота змея.
Олег Ягодин не играет Башлачёва, тут вообще нет «прямых» ролей — да и странно было бы в этой ситуации кого бы то ни было «сыграть». В документальном спектакле присвоение роли, полное перевоплощение вряд ли допустимы с эстетической и даже с этической точек зрения. Тут важно это концептуальное остранение, которое заставляет современного рок-музыканта и представителя екатеринбургской богемы внезапно ощутить парадоксальное родство с гением из прошлого — родство и по артистической крови, и по географическому принципу.
2001 — специальная премия жюри на фестивале
«Браво!» — 2000
— «За яркое воплощение современной темы» за роль Евгения в спектакле «Уйди-уйди!»
Н. Коляды
2002 — номинант фестиваля «
Золотая маска
» («Лучшая мужская роль») за роль Ромео в спектакле «Ромео и Джульетта»
Н. Коляды
2004 — лауреат премии губернатора Свердловской области — «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства» за игру в спектакле «Мадам Роза» «Коляда-театра»
2005 — «Лучшая мужская роль» на VII театральном фестивале «Театр без границ», (
Магнитогорск
) за роль Хлестакова в спектакле «Ревизор» «Коляда-театра»
2006 — специальный приз от медиа-холдинга «Уральский рабочий» на фестивале
«Браво!» — 2005
за роль Кости в спектакле «Амиго» «Коляда-театра»
2006 — звание «Заслуженный артист Российской Федерации»
2008 — лауреат премии «Лучшая мужская роль» на фестивале
«Браво!» — 2007
за роль Гамлета в спектакле «Гамлет» «Коляда-театра»
2008 — «Лучшая мужская роль» на IX Международном театральном фестивале «Радуга» (
Санкт-Петербург
) за роль Гамлета в спектакле «Гамлет» «Коляда-театра»
2013 — лауреат премии «Лучшая мужская роль» на фестивале
«Браво!» — 2012
за роль Арбенина в спектакле «Маскарад» «Коляда-театра»
2016 — номинант премии «
Ника
» за лучшую мужскую роль в фильме «
Орлеан
»
2017 — «Лучшая мужская роль» на международном театральном фестивале-конкурсе «Камерата» (
Челябинск
) за роль Кисы Воробьянинова в «Двенадцати стульях» «Коляда-театра»
2019 — лауреат премии «Лучшая мужская роль» на фестивале
«Браво!» — 2018
за роль Ивана Фёдоровича Шпоньки в спектакле «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка» «Коляда-театра»
Примечания
(рус.)
.
Официальный портал Екатеринбурга
(20 августа 2019). Дата обращения: 1 октября 2022. Архивировано из
14 августа 2020 года.
.
(рус.)
.
Живой Журнал
(15 августа 2010). Дата обращения: 1 октября 2022.
(неопр.)
. Дата обращения: 5 сентября 2019.
19 октября 2011 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 10 августа 2019. Архивировано из
10 августа 2019 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 10 августа 2019. Архивировано из
10 августа 2019 года.
Ларина Ксения
.
// Театрал : журнал. — Театральные Новые Известия, 2011. — 23 ноябрь.
10 августа 2019 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 30 сентября 2018.
10 мая 2019 года.
(рус.)
ryb.ru
. Дата обращения: 4 сентября 2023.
4 сентября 2023 года.
Сунагатуллина Диана.
// Коммерсантъ : газета. — 2022. — 12 августа (
№ 146
). —
С. 8
. —
ISSN
.
24 сентября 2022 года.
.
Радио Свобода
. 2022-08-11.
из оригинала
4 сентября 2023
. Дата обращения:
4 сентября 2023
.
(рус.)
.
Медиазона
. Дата обращения: 4 сентября 2023.
4 сентября 2023 года.
(неопр.)
.
Новая газета Европа
(25 августа 1976). Дата обращения: 4 сентября 2023.
4 сентября 2023 года.
(рус.)
.
«Холод»
(11 августа 2022). Дата обращения: 4 сентября 2023.
4 сентября 2023 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 5 сентября 2019. Архивировано из
5 сентября 2019 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 29 июня 2011.
18 июня 2011 года.
Указ Президента РФ «О награждении государственными нагрдами» от 22.09.2006 № 1044 //
от 26 декабря 2017 на
Wayback Machine
. Драматический театр
(рус.)
.
Свердловское отделение Союза Театральных Деятелей Российской Федерации
(26 мая 2008). Дата обращения: 1 октября 2022.
1 октября 2022 года.
. Драматический театр
(рус.)
.
Свердловское отделение Союза Театральных Деятелей Российской Федерации
(28 мая 2013). Дата обращения: 1 октября 2022.
18 октября 2020 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 7 апреля 2014.
8 апреля 2014 года.
(неопр.)
. РИА Новости (25 марта 2016). Дата обращения: 26 марта 2016.
26 марта 2016 года.
(рус.)
.
Новости кино со всего мира
(2016). Дата обращения: 1 октября 2022.
21 сентября 2022 года.
Дмитриевская Екатерина.
// Экран и сцена : газета. — 2017. — 18 ноябрь (
№ 22
).
7 апреля 2020 года.