Кестнер, Авраам Готтгельф
- 1 year ago
- 0
- 0
Эми́ль Э́рих Ке́стнер ( нем. Emil Erich Kästner ; 23 февраля 1899 , Дрезден — 29 июля 1974 , Мюнхен ) — немецкий писатель, поэт, сценарист и кабаретист . Популярность в Германии Эрих Кестнер завоевал благодаря своим полным искромётного юмора произведениям для детей и сатирической поэзии на злободневные темы.
Эрих Кестнер вырос в мелкобуржуазной семье в дрезденском районе Ойсере Нойштадт ( нем. Äußere Neustadt ) на улице Кёнигсбрюкер Штрассе ( нем. Königsbrücker Straße ). Недалеко от неё на первом этаже виллы его дяди Франца Августина сейчас располагается музей Эриха Кестнера. Отец Кестнера Эмиль (1867—1957) был седельником и обойщиком, работал на чемоданной фабрике, мать Ида Кестнер (1871—1951), урождённая Августин, была домработницей, затем надомницей, а в середине 1930-х годов стала парикмахером. Отец никак не участвовал в воспитании сына, проводил время вне дома и на собраниях социал-демократов. Эриха связывали с матерью очень тесные узы, что определило его становление как человека и художника. Находясь в Берлине и Лейпциге , он ежедневно сочинял для своей матери трогательные письма и открытки. Отношение к матери нашло своё отражение и в произведениях Кестнера. Ходили слухи о том, что отцом Эриха был семейный врач Кестнеров, еврей Эмиль Циммерманн (1864—1953), но они так и не нашли своего подтверждения.
В 1913 году Эрих поступил на дрезденские учительские курсы ( ), готовясь стать учителем народной школы ( нем. ), однако спустя три года, за год до их окончания, был вынужден прервать педагогическое образование, так как был призван в армию. Любовь к профессии учителя он сохранил на всю жизнь и позднее описал многое из своих воспоминаний в книге «Летающая классная комната» ( нем. Das fliegende Klassenzimmer , 1933). Воспоминания о детских годах писатель изложил в вышедшем в 1957 году автобиографическом произведении « Когда я был маленьким » ( нем. Als ich ein kleiner Junge war ). Детство кончилось для Кестнера с началом Первой мировой войны . В 1917 году он был призван на военную службу , и «заканчивать обучение» ему пришлось в роте тяжёлой артиллерии, где он прослужил один год. Тяжести этого «обучения» — военная жизнь, суровые испытания и жестокость, с которой он столкнулся в то время, — сыграли большую роль в формировании антимилитаристских взглядов молодого Кестнера. Своего обидчика, муштровавшего его сержанта Вауриха, виновного в ставшем позже хроническим заболевании сердца Кестнера, поэт вывел в одноимённом сатирическом стихотворении « Sergeant Waurich ». После окончания Первой мировой войны Кестнер сдал на отлично все экзамены на аттестат зрелости в реформаторской дрезденской гимназии им. Короля Георга ( нем. ) и получил за это Золотую стипендию от муниципалитета города Дрездена.
Осенью 1919 года Кестнер поступил в Лейпцигский университет , где изучал историю , философию , германистику и театроведение . Сложная экономическая ситуация и тяжёлое материальное положение заставляли Кестнера подрабатывать: он продавал духи, работал на биржевого маклера. В 1925 году Кестнер защитил диссертацию на тему « Фридрих Великий и немецкая литература». Вскоре деньги на учёбу Кестнер стал зарабатывать журналистикой и театральной критикой в литературной колонке газеты Neue Leipziger Zeitung . В 1927 году всё более критически настроенного Кестнера уволили после выхода эротической поэмы «Ночная песнь камерного виртуоза» с фривольными иллюстрациями . В том же году Кестнер переехал в Берлин, где продолжал работу в качестве внештатного корреспондента отдела культуры лейпцигской газеты «Нойе Лейпцигер Цайтунг» ( нем. Neue Leipziger Zeitung ) под псевдонимом Бертольд Бюргер . Позднее Кестнер публиковался и под другими псевдонимами: Мельхиор Курц , Петер Флинт и Роберт Нойнер .
В приложении для детей выпускаемой лейпцигским издательством Отто Байера семейной газеты «Байерс фюр Алле» ( нем. Beyers für Alle ; с 1928 года газета стала детской и выходила под названием Kinder-Zeitung für alle von Klaus und Klaere ) в 1926—1932 годах под псевдонимами «Клаус» и «Клэре» вышло почти 200 историй, стихов, загадок и небольших фельетонов, которые, как установлено на сегодняшний день, были написаны, видимо, большей частью Кестнером.
Годы с 1927 года до падения Веймарской республики в 1933 году , проведённые в Берлине, считаются самым продуктивным периодом в жизни Кестнера. За несколько лет Кестнер стал одной из самых значительных фигур в берлинских кругах интеллигенции. Он публиковал свои стихи, комментарии, репортажи и рецензии в различных периодических изданиях Берлина, сотрудничал на регулярной основе со многими ежедневными газетами: «Берлинер Тагеблатт» ( нем. Berliner Tageblatt ), «Фоссише Цайтунг» ( нем. Vossische Zeitung ) и «Ди Вельтбюне» ( нем. Die Weltbühne ). Биографы Кестнера называют цифру в 350 статей, написанных в период с 1923 по 1933 год . Фактически же их наверняка было больше. Многие работы Кестнера были утеряны во время пожара в его квартире в феврале 1944 года .
В 1928 году в свет вышла первая книга Эриха Кестнера из серии сборников сатирических стихов лейпцигского периода под названием «Сердце на талии» ( нем. Herz auf Taille ), а до 1933 года вышло ещё три поэтических сборника. Сборник «Прикладная лирика» ( нем. Gebrauchslyrik ) вывел Кестнера в лидеры художественного течения « новая вещественность ».
В октябре 1929 года была опубликована первая детская книжка Кестнера «Эмиль и сыщики» ( нем. Emil und die Detektive ), пользующаяся успехом и сейчас. Книга была распродана в Германии тиражом более двух миллионов и переведена на 59 языков. В отличие от детской литературы того времени с его стерильным миром сказок, действие романа Кестнера разворачивалось в современном большом Берлине. На современный сюжет написаны и две другие детские книжки: «Кнопка и Антон» ( нем. Pünktchen und Anton , 1931) и «Летающая классная комната» ( нем. Das fliegende Klassenzimmer , 1933). Свой вклад в успех книг Кестнера внёс иллюстратор .
Экранизация «Эмиль и сыщики» (1931 год, режиссёр Герхард Лампрехт ) пользовалась большим успехом. Кестнер, однако, остался недоволен сценарием, написанным Лампрехтом и Билли Уайлдером . Позднее Кестнер сам писал сценарии для киностудии UFA в Бабельсберге .
Единственным романом, имеющим литературное значение, считается опубликованный в 1931 году «Фабиан. История одного моралиста» ( Fabian. Die Geschichte eines Moralisten ). Написанный почти в кинематографической манере роман рассказывает о Берлине начала 1930-х годов. В своём описании жизни безработного филолога-германиста Якоба Фабиана Кестнер отразил темп и суету того времени на фоне заката Веймарской республики.
С 1927 по 1929 год Кестнер проживал в берлинском районе Вильмерсдорф на Пражской улице, 6 ( нем. Prager Straße ), а с 1929 по 1944 год — на Рошерштрассе ( нем. Roscherstraße ) в районе Шарлоттенбург .
После прихода нацистов к власти в 1933 году Кестнер, в отличие от большинства своих коллег, критиковавших национал-социализм , остался в стране. Он выезжал на некоторое время в Италию, в Мерано , и Швейцарию , однако вернулся в Берлин. Кестнер объяснял своё поведение, в частности, желанием быть очевидцем происходящего. Помимо этого, Кестнер не хотел оставлять в одиночестве свою мать.
Кестнер несколько раз допрашивался в гестапо и был исключён из союза писателей. Его произведения были среди тех, что попали в огонь на Опернплац в Берлине в 1933 году как «противоречащие немецкому духу». Кестнер сам наблюдал за происходящим, стоя в толпе на площади. Публикация произведений Кестнера в Третьем рейхе была запрещена. В Швейцарии Кестнеру удалось опубликовать безобидный развлекательный роман «Трое в снегу» ( нем. Drei Männer im Schnee , 1934). В качестве исключения Кестнеру было позволено написать сценарий для нашумевшего фильма « Мюнхгаузен ».
В 1944 году квартира Кестнера в Шарлоттенбурге была разрушена попаданием бомбы. Чтобы не погибнуть при штурме Берлина советскими войсками, в начале 1945 года Кестнеру удалось выехать с киногруппой якобы на съёмки в Тироль , в посёлок Майрхофен , где он пробыл до окончания войны. Это время Кестнер описал в своём дневнике «Нотабене 45» ( нем. Notabene 45 ), опубликованном в 1961 году .
После Второй мировой войны Кестнер переехал в Мюнхен, где руководил отделом фельетонов мюнхенской газеты «Нойе Цайтунг» ( нем. Neue Zeitung ) и издавал журнал для детей и юношества «Пингвин» ( Pinguin ). В Мюнхене Кестнер принимал активное участие в деятельности литературных кабаре, в частности, сочинял для «Ди Шаубуде» ( нем. Die Schaubude , 1945—1948) и «Ди Кляйне Фрайхайт» ( нем. Die Kleine Freiheit , с 1951), а также для радио. В это время были созданы многочисленные номера, песни, радиоспектакли, речи и эссе на волновавшие его темы нацизма, войны и действительности в разрушенной и разоренной Германии.
К этому периоду относится написание в 1949 году повести «Две Лотты» ( нем. Das doppelte Lottchen ), получившей очень широкую известность благодаря более чем полутора десяткам экранизаций в разных странах (в Германии, Великобритании, Индии, Иране, Корее, США, Швеции, Японии), первая из которых была снята уже в 1950 году, последняя (на настоящий момент) — в 2017 году.
За всю свою жизнь Кестнер так и не женился, хотя имел внебрачные связи. Две свои последние детские книги «Маленький Макс» ( нем. Der kleine Mann ) и «Маленький Макс и маленькая мисс» ( нем. Der kleine Mann und die kleine Miss ) Кестнер написал для своего внебрачного сына Томаса, родившегося в 1957 году.
В 1960 году Эрих Кестнер был награждён премией имени Ханса Кристиана Андерсена .
Кестнер умер в мюнхенской клинике Нойперлах от рака пищевода и похоронен на кладбище св. Георга в Богенхаузене .
Произведения Кестнера были очень популярны в Израиле в 1950—1960-х годах, что является интересным явлением, так как после войны израильтяне крайне враждебно относились ко всему немецкому. Таким образом, Кестнер стал «послом мира» между Израилем и Германией.