Хрничек, Бранислав
- 1 year ago
- 0
- 0
Бранисла́в Ну́шич ( серб. Бранислав Нушић ) ( 20 октября 1864 , Белград — 19 января 1938 , Белград ) — сербский писатель и драматург , поэт, дипломат, журналист.
Член Сербской академии наук (с 1933 года).
Настоящее имя — Алкивиад Нуша ( Alkibijad Nuša , арум. Alchiviadi al Nuşa , греч. Αλκιβιάδης Νούσας ). Родился в семье торговца, сербизированного фессалоникийского аромуна с корнями в Османской Македонии, и сербской домохозяйки родом из Боснии. Окончив гимназию, поступил в университет в Граце , затем получил юридическое образование в Белградском университете .
В 1883 году выступил с первой комедией «Народный депутат» ( серб. «Народни посланик» ), разрешённой к постановке лишь в 1896 году и опубликованной только в 1924 году . Нушич был участником сербско-болгарской войны 1885 года, что отразилось в его «Рассказах капрала» ( серб. «Приповетке једног каплара» ), проникнутых антивоенными настроениями. В 1887 году за сатирическую песню «Два раба», направленную против короля Милана Обреновича , был заключён в тюрьму, где написал «Записки» ( серб. «Листићи» ) и комедию «Протекция» ( серб. «Протекција» ).
Амнистированный через год, Нушич затем занимал различные должности: дипломатического чиновника, начальника уезда и др.
В книгах этих лет — «У берегов Охридского озера» ( серб. «Крај обала Охридског језера» ), «Косово» ( серб. «Косово, Опис земље и народа» , 1902—1903) Нушич выступал как публицист, этнограф , историк. Экзотике Востока посвящены рассказы «Рамазанские вечера» ( серб. «Рамазанске вечери» , 1898) и повесть «Ташула» (1902). С 1900 года Нушич — заместитель директора и редактор «Театральной газеты» («Позоришни лист»). В 1904—1905 годах — директор Народного театра в городе Нови-Сад , в 1913—1915 годах — директор театра в Скопле , затем — заместитель драматурга Народного театра в Белграде.
В эти же годы почти ежедневно появляются его фельетоны в газете «Политика» за подписью Бен Акиба. В 1908 году после аннексии Австрией Боснии и Герцеговины Нушич участвовал в патриотическом движении, охватившем всю Сербию. Сыну, погибшему в годы Первой мировой войны, Нушич посвятил книгу «Тысяча девятьсот пятнадцатый» ( серб. «Девет-сто петнаеста» ), в которой звучит протест против войны, боль и гнев патриота. В 1915—1918-х жил в эмиграции — Италии, Швейцарии, Франции. После создания в 1918 году Королевства сербов, хорватов и словенцев Нушич возвратился на родину и служил в министерстве культуры до 1923 года, затем возглавлял Народный театр в Сараеве . В 30-е годы сотрудничал с журналом «Наша действительность» ( серб. «Наша стварност» ), вокруг которого группировались антифашистские силы.
В течение более чем 50-летнего творчества Нушич создал многочисленные сатирические комедии, сыгравшие выдающуюся роль в истории югославской драматургии и театра. Он был прежде всего юмористом, талантливым импровизатором комических ситуаций, однако комические эффекты в лучших его произведениях имели глубокие корни в реальной действительности. Остроумие, шутка, анекдот, карикатура были для Нушича формами политической сатиры.
Талант его складывался под воздействием сербского народного творчества, реалистических тенденций предшествующей сербской драматургии ( Й. Стерия-Попович , К. Трифкович ) и русской литературы, в особенности Н. В. Гоголя . Нушич писал в предисловии к комедии «Подозрительная личность» ( серб. «Сумњиво лице» ) (первоначальный подзаголовок — «Гоголиада в двух действиях»):
«Гоголь был кумиром тогдашней молодёжи… гоголевский „Ревизор“ был самым любимым её произведением… Все мои пьесы восьмидесятых годов: „Народный депутат“, „Протекция“, а в первую очередь, „Подозрительная личность“ — написаны под большим влиянием „Ревизора“»
Творчество Нушича разделяют на три периода.
В первый (1883—1903) созданы сатирические комедии: «Народный депутат», «Подозрительная личность», «Протекция», «Обыкновенный человек» ( серб. «Обичан човек» , 1899) и др. В них он высмеивает буржуазный парламентаризм, фальшь выборов депутатов, полицейский бюрократизм и коррупцию властей.
Во второй период (1903—1914) в его творчестве наметился спад остро сатирических мотивов. В Белградском театре с огромным успехом шла героическая драма «Хаджи Лойя» ( серб. «Хаџи Лоја» , 1908), явившаяся откликом на захватнические действия Австрии. В эту пору написаны комедии «Свет» (1906), «Кругосветное путешествие» ( серб. «Пут око света» , 1910), драмы «Дань кровью» ( серб. «Данак у крви» ), «За спиной у бога» ( серб. «Иза божјих леђа» ) и др.
В третий период (1914—1938) с новой силой раскрылся драматургический талант Нушича. В 1924-м он опубликовал юмористическую повесть «Автобиография» ( серб. «Аутобиографија» ), полную сатирических намёков на политические порядки и общественные нравы буржуазной Югославии. С конца 20-х и в 30-е годы Нушич создал цикл комедий, удививших современников сатирическим размахом, калейдоскопическим разнообразием, национальным колоритом: «Госпожа министерша» ( серб. «Госпођа министарка» , 1929), «Мистер Доллар» ( серб. «Мистер Долар» , 1932), «Опечаленная семья» ( серб. «Ожалошћена породица» , 1935), «Д-р» ( серб. «Др.» , 1936), «Покойник» ( серб. «Покојник» , 1937).
Позднее творчество Нушича развёртывалось в обстановке серьёзных социальных сдвигов в послевоенной Сербии. В эти годы драматург снова обратился к темам, которые были предметом сатиры в его первых «гоголевских» комедиях. Наступление фашизма в 30-х годах усилило интерес Нушича к большим социальным проблемам. Он бичует тупое и злобное мещанство, обывательскую ограниченность, не знающее меры тщеславие и честолюбие. Описание нравов буржуазного общества в «Госпоже министерше» превращается в политическую сатиру, близкую по манере художественному гротеску Салтыкова-Щедрина . В пьесе «Покойник» обличение становится страшным и мрачным. Драматургия Нушича, перейдя национальные границы, вошла в золотой фонд мировой литературы.