Церковный налог в Германии
- 1 year ago
- 0
- 0
Государственный промысловый налог — комплекс прямых окладных и неокладных налогов Российской империи на торгово-промышленную деятельность, введенный в 1898 году .
Налоговое обложение торгово-промышленной деятельности в России имеет давнюю историю. Начиная с XVII века вводились различные бессистемные сборы с разного рода промыслов. В 1775 году Екатерина II , отменив все эти сборы, установила гильдейские сборы с купеческого сословия , в размере 1 % от объявленного капитала. С 1812 года право торговли было предоставлено также крестьянам, при условии оплаты («выборки») особых свидетельств, разделенных на 4 разряда. В 1824 году, по инициативе Е. Ф. Канкрина , было издано «Дополнительное постановление об устройстве гильдий и о торговле прочих состояний». При этом гильдейские сборы из процентных превратились в фиксированные, а выборка свидетельств была разрешена мещанам и приказчикам.
В начале эпохи Александра II порядок обложения существенно изменился, в 1863 году было издано «Положение о пошлинах за право торговли и других промыслов», в сильно измененном виде повторно изданное в 1865 году. Обложению были подвергнуты не только торговые, но и промышленные предприятия. Основной идеей Положения было разделение всех заведений на разряды (по множеству признаков) и присвоение к каждому разряду фиксированного оклада налога.
Невысокий уровень обложения наводил правительство на идею увеличения налоговой нагрузки. В 1885 году был введен дополнительный 3-процентный сбор на товарищества по участкам, а также дополнительный раскладочный сбор на гильдейские торговые и промышленные заведения. В 1889 году дополнительный раскладочный сбор был распространен и на негильдейские предприятия. В 1892 году дополнительный сбор с акционерных предприятий был повышен с 3 до 5 %, а раскладочный сбор с гильдейских предприятий был увеличен на 25 %.
Сложившаяся налоговая система имела бессвязный и несистематический характер, а тяжесть налогообложения была мало сообразована с возможностями налогоплательщиков. Министерство финансов (министр С. Ю. Витте ) решило разработать новую систему налогообложения торгово-промышленной деятельности; проект нового Положения о государственном промысловом налоге был обсужден Государственным Советом и Высочайше утверждено 8 июня 1898 года . Положение начало действовать с 1899 года.
Обложению налогом подлежали любого рода торговые (в том числе, кредитные и страховые) и промышленные предприятия, личные промысловые занятия (в современных терминах — индивидуальная предпринимательская деятельность). Российское законодательство не было знакомо с понятием услуг, но предприятия сферы услуг подразумевались в составе торговых предприятий.
Был предусмотрен значительный список видов деятельности, не подлежащей обложению.
Налогообложению подлежали и определенные виды личных промысловых занятий. Налогом облагались: директора и члены правлений акционерных обществ, таможенные брокеры, биржевые маклеры и нотариусы, приказчики и коммивояжёры.
Сельскохозяйственная деятельность крестьян российским законодательством не включалась в состав торгово-промышленной деятельности и данным Положением по умолчанию не рассматривалась
Государственный промысловый налог имел сложную структуру. Он состоял из двух налогов: основного и дополнительного.
Основной налог был окладным (то есть твердая сумма налога для каждого налогоплательщика определялась предварительно) и собирался путём оплаты («выборки») промысловых свидетельств торгово-промышленными заведениями. К основному налогу относился также и сбор с личных промысловых занятий.
Дополнительный налог , состоял, в свою очередь, из нескольких налогов: налога с капитала для предприятий, обязанных публичной отчетностью; процентного сбора с прибыли для предприятий, обязанных публичной отчетностью; раскладочного сбора с предприятий, не обязанных публичной отчетностью (раскладочный сбор — окладный налог, для которого определялась общая фиксированная сумма для всего государства, которая затем разделялась на налогоплательщиков пропорционально заявленной ими прогнозируемой прибыли); дополнительного процентного сбора с прибыли с предприятий, не обязанных публичной отчетностью.
В добровольном порядке можно было получить гильдейское свидетельство, уплатив особый сбор, также входивший в состав налога. К налогу примыкали особые сборы с торговли и промышленности.
Промысловые свидетельства выбирались на каждое отдельное торгово-промышленное заведение (понимавшееся как обособленный комплекс помещений или зданий), на каждый отдельный промысел и на каждое отдельное судно. Каждый отдельный подряд и поставка также требовали выборки свидетельства, что не относилось к договорам торговых и промышленных заведений, уже имеющих свидетельство.
Все предприятия разделялись на разряды (до 8 разрядов), а местности в которых они находились — на классы (столицы + 4 класса местностей). Для каждого разряда предприятий в каждом классе местностей закон устанавливал особый оклад налога.
Торговые предприятия разделялись на 4 разряда.
Оклад налога 500 рублей + 30 рублей за дополнительные складские помещения, равный во всех местностях.
Оклад налога 150 рублей в столицах, от 125 до 50 рублей в местностях I—IV классов, 25-10 рублей за дополнительные складские помещения.
Оклад налога 30 рублей в столицах, от 25 до 10 рублей в местностях I—IV классов, 6-2 рубля за дополнительные складские помещения.
Оклад налога 12 рублей в столицах, от 10 до 4 рублей в местностях I—IV классов.
Оклад налога 20 рублей на развозной торг, 6 рублей на разносной торг.
Промышленные предприятия разделялись на 8 разрядов.
Оклад налога 1500 рублей, равный во всех местностях.
Оклад налога 1000 рублей, равный во всех местностях.
Оклад налога 500 рублей, равный во всех местностях.
Оклад налога 150 рублей, равный во всех местностях.
Оклад налога 50 рублей, равный во всех местностях.
Оклад налога 30 рублей в столицах, от 25 до 10 рублей в местностях I—IV классов.
Оклад налога 15 рублей в столицах, от 12 до 5 рублей в местностях I—IV классов.
Оклад налога 6 рублей в столицах, от 5 до 2 рублей в местностях I—IV классов.
С доходов директоров и членов правлений предприятий, обязанных публичной отчетностью, с 1908 года собирался процентный сбор по прогрессивной шкале. При доходах до 1000 рублей в год уплачивался 1 % от дохода, далее ставки увеличивались (например, при доходе от 5000 до 10000 рублей сбор составлял 5 %), и при доходах свыше 20000 рублей сбор достигал максимального значения в 7 %.
Таможенные брокеры (экспедиторы), биржевые маклеры и биржевые нотариусы уплачивали от 150 до 75 рублей в год.
Инспекторы и агенты страховых обществ и всякого рода торговые посредники уплачивали от 35 до 10 рублей в год.
Приказчики уплачивали от 35 до 2 рублей в год, в зависимости от разряда торгового заведения и класса местности.
Коммивояжёры уплачивали 50 рублей в год.
Акционерные общества и компании, паевые и иные товарищества по участкам, всякого рода кредитные установления являлись предприятиями, обязанными публичной отчетностью. Они уплачивали налог с капитала, равный 0,15 % от капитала по отчетности.
Из суммы налога вычитались платежи за выборку свидетельств. Таким образом, налог представлял собой доплату к суммам, уплаченным за свидетельства, до уровня 0,15 % от капитала. Если за свидетельство было уплачено больше, налог не уплачивался.
Предприятия, обязанные публичной отчетностью, уплачивали процентный сбор с прибыли по прогрессивной шкале. Размер налога зависел от процента прибыли на основной капитал.
Прибыль до 3 % налогом не облагалась, минимальная ставка налога составляла 3 % от прибыли и затем возрастала, при прибыли в размере 9-10 % от основного капитала достигая 6 % прибыли.
Прибыль свыше 10 % на основной капитал облагалась в размере 6 % от прибыли + 5 % от суммы прибыли, превышающей 10 % на основной капитал.
Определение
чистой прибыли
для целей налогообложения в целом совпадало с современным.
Амортизация
капитальных строений и судов принималась 5 % в год, все прочих строений и оборудования — 10 % в год. Все расходы на образование пенсионных капиталов, пособия для рабочих, устройство лечебных и учебных заведений, благотворительность вычитались из суммы прибыли полностью и без ограничений.
Предприятия, не обязанные публичной отчетностью, не были способны платить процентный сбор с прибыли, так как их отчетность не была представлена в учреждения Министерства финансов и ими утверждена. Для этих предприятий был введен дополнительный раскладочный сбор.
Общая фиксированная сумма раскладочного сбора по Империи устанавливалась законодательно (на каждые три года), после чего она в несколько приемов (по губерниям — по налоговым участкам — по предприятиям) распределялась («раскладывалась») по всем налогоплательщикам, пропорционально вмененной величине их чистой прибыли.
Налогоплательщики самостоятельно определяли прогнозируемую величину чистой прибыли, сообщали её налоговым органам, которые могли либо согласиться с прогнозом налогоплательщика, либо установить для него иной размер вмененной прибыли, руководствуясь собственными данными.
В областях Амурской, Забайкальской, Приморской, Якутской, Акмолинской, Семипалатинской, Турганской, Уральской, Закаспийской, Самаркандской, Семиреченской, Сыр-Дарьинской, Ферганской, Дагестанской, Карсской дополнительный сбор не раскладывался, а собирался в размере 25 % от стоимости выбранных свидетельств.
Дополнительный сбор не уплачивался торговыми предприятиями 3-4 разрядов и промышленными предприятиями 7-8 разрядов, а также предприятия, годовая прибыль которых не превышала 300 рублей в столицах, 250—100 рублей в прочих местностях.
Предприятия, не обязанные публичной отчетностью, по своему желанию могли вести отчетность по той же форме, что и предприятия, обязанные публичной отчетностью, и сдавать её для утверждения налоговым органам. В этом случае они облагались налогом по тем же правилам, что и предприятия, обязанные публичной отчетностью.
Если у предприятий, не обязанных публичной отчетностью, размер вмененной прибыли оказывался выше 20-кратной стоимости выбранных свидетельств, то с величины этого превышения уплачивался 5 % дополнительного процентного сбора с прибыли.
Предприятия, не подлежащие обложению дополнительным раскладочным сбором, не платили также и этот сбор.
Выдача гильдейских свидетельств (свидетельств на звание купца первой и второй гильдии ) производилась в добровольном порядке. Никаких коммерческих прав звание купца первой и второй гильдии не давало. Важным оно было только для евреев, поскольку после беспрерывного пятилетнего пребывания в первой гильдии в черте оседлости купцы-евреи получали право на повсеместное в Империи жительство . По этой причине, большинство купцов первой гильдии в начале XX века были евреями.
Свидетельство купца первой гильдии выдавалось выбравшим свидетельство на торговое предприятие первого разряда или промышленное предприятие первых трех разрядов, плата за свидетельство составляла 75 рублей.
Свидетельство купца второй выдавалось выбравшим свидетельство на торговое предприятие второго разряда или промышленное предприятие четвёртого или пятого разряда, плата за свидетельство составляла 30 рублей.
В отдельных местностях существовали малозначительные дополнительные сборы, приносившие казне очень малые суммы. В Астраханской, Архангельской, Оренбургской губерниях, в Сибири и в Царстве Польском дополнительно собиралось 10-20 % от стоимости выбранных свидетельств; в Царстве Польском — 0.3-0.5 % от стоимости производственных строений в сельской местности.
За сбор налога отвечало Министерство финансов (а внутри министерства — Департамент окладных сборов). При Департаменте было образовано Особое по промысловому налогу присутствие (из 6 должностных лиц Министерства финансов, 6 представителей других министерств, представителей Петербургских губернской земской и городской управ, 8 представителей от Биржевых комитетов и Купеческих управ). На местах налог собирали Казённые палаты (местные учреждения Министерства финансов), дела по налогу рассматривали Общие присутствия палаты с дополнительным привлечением на правах членов: представителей местного Акцизного и Горного управлений, представителей губернской земской управы и городской управы, шести представителей налогоплательщиков, из которых 4 выбирались купеческим обществом, по одному — губернской и городской земскими управами. Для рассмотрения жалоб на Общие присутствия Казенных палат создавались Губернские (или Областные ) по промысловому налогу присутствия , в составе губернатора, управляющего Казенной палатой, управляющего акцизными сборами, прокурора Окружного суда, председателя Губернской земской управы, городского головы, и двух представителей налогоплательщиков, избираемых губернской и городской земскими управами. Нижнем уровнем этой сложжной системы были Раскладочные по промысловому налогу присутствия , создаваемые при каждом податном участке. В состав присутствия входили податной инспектор, представитель управления акцизных сборов, горного управления (если оно было) и 6 членов от налогоплательщиков, избираемых уездными земскими и городскими управами, купеческими и биржевыми обществами.
Для выборки промысловых свидетельств налогоплательщики подавали заявления и оплачивали налог до 1 января года, за который налог уплачивался.
Предприятия, обязанные публичной отчетностью, уплачивали процентный сбор с прибыли после окончания налогового периода, в двухмесячный срок после установленного их уставами срока утверждения годового отчета.
Раскладочный сбор представлял собой многозвенную процедуру. С одной стороны, общая сумма сбора раскладывалась на губернии и области, а затем на податные участки пропорционально прибылям по данным прошлых лет; в то же время налогоплательщики до 1 апреля подавали сведения о предполагаемой прибыли, которые проходили проверку. Наконец, в пределах податного участка, сумма налога раскладывалась Раскладочным присутствием на налогоплательщиков пропорционально вмененному доходу, и им высылались окладные листы (извещения о налоге). Сроком уплаты налога было 1 октября года, за который платился налог.
Проверки торгово-промышленных заведений осуществлялись податными инспекторами (чины министерства финансов) при участии торговых депутатов, избираемых местными городскими думами. Полная налоговая проверка документов предприятия производилась только в случае отказа подавать документы или при мотивированных подозрениях в их недостоверности, и требовала особого утверждения министра финансов.
С недоимок взыскивалась пеня в размере 1 % в месяц. Собранные штрафы и недоимки составляли не более 2 % от суммы налога.
С момента введения налога сборы его ежегодно росли, всегда превышая прогноз. По Государственной росписи доходов и расходов на
1899 год
(первый год сбора налога) поступило 61 072 тысяч рублей, на 7 011 тысяч рублей более прогноза
. В
1906
— 82 452 тысяч рублей
, в
1909
— 104 201 тыс. рублей
, в
1913
— 132 307 тыс. рублей, по бюджету на
1914
предполагалось собрать 145 828 тыс. рублей
.
Основная тяжесть налога ложилась на торговые предприятия, промышленные предприятия уплачивали около 25 % от суммы сбора налога
.