Interested Article - Козёл отпущения
- 2021-06-18
- 2
Козёл отпуще́ния (иначе назывался « Азазель » ) — в иудаизме особое животное, которое, после символического возложения на него грехов всего народа, отпускали в пустыню (т.е. обрекали на мучительную смерть). Обряд исполнялся в праздник Йом-Киппур ( Лев. ) во времена Иерусалимского храма (X в. до н. э. — I в. н.). Ритуал описан в Ветхом Завете ( Лев. ).
Козёл отпущения в иудаизме
В праздник Йом-Киппур в Иерусалимский храм приводили жертвенный скот: овна во всесожжение , тельца и двух козлов ( Лев. ). Первосвященник бросал жребий, и по его жребию одного из козлов закалывали в жертву вместе с тельцом (за грехи священника и народа), их кровью освящали скинию , а туши позже выносили и сжигали вне стана; а на другого козла первосвященник символически возлагал грехи всего еврейского народа, и его уводили в пустыню ( Лев. ). После чего жрец и люди, сжигавшие «нечистых» тельца и козла и уводившие второго козла в пустыню, мылись и мыли свою одежду ( Лев. ). Отсюда — «козёл отпущения».
Надо заметить, что в книге Исход ( Исх. ) и далее повсеместно в книге Левит есть требование Моисея приносить скот в жертву за грех (искупительная жертва) и во всесожжение (во славу Бога). В зависимости от уровня богатства иудея, за грехи требуется приносить в жертву: тельца (кожа и мясо которого сжигаются вне поселения), козла, овна, козу, горлицу или голубя, муку и зерно.
Трактовка и связь с дьяволом
Козёл отпущения (עזאזל евр. «азазель», из-за ошибочных интерпретаций появилось имя). Азазель, как полагают некоторые [ кто? ] , является названием места, или горы, или скалы, к которой приводили козла. Но ни одно место с таким названием никогда не указывалось, кроме одной горы возле горы Синай (евреи долгое время стояли лагерем в пустыне возле горы Синай, получали законы, изготавливали скинию собрания, священную утварь). Другие учёные думают, что это было имя дьявола, которому язычники поклонялись в форме козла [ источник не указан 1418 дней ] . Но епископ Патрик справедливо возражает против этого мнения; потому что трудно представить себе ситуацию, в которой один козёл предлагался Богу, а другой его противнику — повелителю зла, тёмных сил и демонов. С учётом ревностного отношения к единобожию Закона Моисея (когда мужу разрешалось отправлять на смертную казнь собственную жену за склонение к идолопоклонству), это деяние, да ещё совершаемое священнослужителями, по сути немыслимо. Более вероятно, что это имя было дано самому козлу из-за того, что его отпустили, и «азазель» происходит от слияния слов «аиза» (козёл) и «азала» (отойти).
Отсылание козла в пустыню символизирует очищение от всех грехов и уничтожение последствий всех дурных дел сынов Израиля в результате полного раскаяния и стремления приблизиться ко Всевышнему. Талмуд рассказывает, что в период Первого Храма , когда Божественное присутствие было ощутимо и выражалось в постоянных чудесах, происходивших в Храме, одно из них было связано с козлом, отсылаемым в пустыню. К рогам козла привязывали кусок красной шерсти, и, когда животное выводили из ворот храмового двора, один из коэнов разрывал этот кусок шерсти пополам: одну половину вешал над воротами, а другую — снова привязывал к рогам козла. Если раскаяние народа было искренним и чистосердечным, то в тот момент, когда козла сбрасывали со скалы, кусок красной шерсти, повешенный над воротами, становился белым в соответствии с тем, что сказано в книге пророка Исайи : «Если будут грехи ваши как пурпур, побелеют они как снег, а если будут ярко-красными, станут белыми, подобно шерсти».
Раши отмечает, что закон о козле, отсылаемом в пустыню, наряду с законом о приготовлении пепла для снятия ритуальной нечистоты, который предполагает убой и сжигание ярко-рыжей коровы за пределами территории Храма, всегда служил основой для обвинений в том, что Тора признаёт существование тёмных сил и даже предполагает принесение им даров. Однако ни ярко-рыжая корова, ни отсылаемый в пустыню козёл не являлись жертвами и никому не посвящались. Сжигание ярко-рыжей коровы служило символом уничтожения греха золотого тельца , лежащего в основе всех грехов, а сбрасывание со скалы козла было призвано напомнить народу о том, какой должна быть участь того, кто совершает преступления против Всевышнего, и указать на силу раскаяния, способную спасти человека и уберечь его от беды.
Видимо, именно отсюда возник популярный образ дьявола в виде пылающего быка или козла с туловищем кровавого цвета, будто с него сняли кожу, что соответствует обряду (кожа и мясо быка и первого козла сжигаются вне поселения). Близка образу и история о сжигании в огне Золотого тельца Моисеем ( Исх. ), незадолго до утверждения им данной традиции о сжигании жертвенного скота.
Козла ассоциировали с прикованным в пустыне демоном Азазелем . По другой версии, Азазелем называли скалу, с которой козла сбрасывали в пропасть .
Козёл отпущения в христианстве
В христианской теологии Козёл отпущения почти всегда интерпретируется как прообраз самопожертвования Иисуса Христа . ( 1Пет. ; Отк. , , , , , . Иоанн Креститель называет Спасителя « Агнцем Божиим , который берёт [на Себя] грех мира» в Иоан. ). « Агнцем » в Библии назывался ягнёнок или козлёнок , а прообразом жертвы Христа послужили все виды ветхозаветных жертв, почитание которых появилось с незапамятных времён .
Метафора
Идиома «козёл отпущения» используется в качестве метафоры (образного выражения) и обозначает человека, на которого возложили ответственность за действия других, вину за неудачу других — для того, чтобы скрыть её настоящие причины и настоящего виновника.
Политика и социология
Создание «козлов отпущения» может быть важной частью пропаганды .
Назначение кого-либо «козлами отпущения» может использоваться и как пропагандистский инструмент в борьбе с инакомыслием. Хотя в современном демократическом обществе ущемление прав инакомыслящих противоречит социальным нормам (см. политическая корректность ), фактически закон не всегда в состоянии полностью защитить их права.
В международных отношениях «козлом отпущения» может быть назначена какая-либо страна.
Культура
- « Козёл отпущения » — картина Уильяма Ханта .
- «Козёл отпущения» — сатирическая песня Владимира Высоцкого .
См. также
Примечания
- // Православная богословская энциклопедия . — Петроград, 1900. — Т. I. А — Архелая. — Стб. 358.
- ↑ // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908. — Т. 1. — Стб. 535—539.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890. — Т. I. — С. 201—202.
- от 7 августа 2016 на Wayback Machine // Литературная энциклопедия. — Т. 1. — [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. — Стб. 653—654.
- Рене Жирар . «Насилие и священное», «Козел отпущения»
- Гриц, И. Я. от 24 апреля 2014 на Wayback Machine // Православная энциклопедия, т. 1, с. 257—258.: «По единодушному суждению святых отцов … в образе агнца пасхального ветхозаветные пророки прозревали будущего страждущего Мессию»
- Исх.
- Гриц И. Я. // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. I : « А — Алексий Студит ». — С. 257—258. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4 .
- Гриц И. Я. // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. I : « А — Алексий Студит ». — С. 256—257. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4 .
Литература
- // Джеймс Джордж Фрэзер. Золотая ветвь: Исследование магии и религии : В 2 т. / Пер. М. К. Рыклина. — М.: Политиздат, 1980. — 831 с. — С. 526—549.
- Рене Жирар . Козёл отпущения / Пер. с фр. Г. М. Дашевского . — СПб. : Издательство Ивана Лимбаха, 2010. — 336 с.
- 2021-06-18
- 2