Interested Article - Галковский, Дмитрий Евгеньевич
- 2021-08-26
- 1
Дми́трий Евге́ньевич Галко́вский (род. 4 июня 1960 , Москва ) — русский писатель , философ и публицист .
Биография
Родился 4 июня 1960 года в Москве .
Отец — инженер, мать — портниха. Предки были духовного звания. В 1977 году окончил школу с углублённым изучением немецкого языка № 51. Работал на заводе им. Лихачева в одном цехе с Леонидом Якубовичем . Работал также лаборантом в Академии бронетанковых войск им. Малиновского.
В 1980 году поступил на вечернее отделение философского факультета МГУ (специализировался по истории античной философии) , которое окончил в 1986 году. На работу устроиться не мог, зарабатывал на жизнь нелегальным тиражированием и продажей запрещённой литературы [ источник не указан 1547 дней ] .
В 1987 году написал философский роман « Бесконечный тупик ».
Сотрудничал в 1988—1989 годах с самиздатским журналом Александра Морозова «Параграф» [ источник не указан 1547 дней ] .
Получил известность после публикации в « Независимой газете » (12 ноября 1991) скандальной статьи, написанной в форме письма к Михаилу Шемякину , в которой Галковский делится своими размышлениями о поколении « шестидесятников » :
Что такое для меня, человека другого поколения, «эпоха шестидесятых» ? Наверное — время людей с человеческим лицом... и булыжником вместо сердца. Шестидесятники были крепкими ребятами, забивавшими железными копытами насмерть всех и вся. <...> Они пришли в этот мир с ощущением, что им чего-то недодали, причем на животном уровне: пожрать, поспать, порезвиться на травушке-муравушке. <...> Шестидесятники прошли по головам слабо сопротивляющихся и малочисленных старших братьев и отцов, сожрали и изгадили золотой запас природы, капитал будущих поколений: выкачали нефть, извели леса, понастроили сотни бездарных и глупых городов, пустили в космическую трубу труд последнего поколения русского крестьянства. <...> Когда это поколение исчерпало себя? Когда оно стало мешать, стало «заживать чужой век»? К восьмидесятым годам, после тихой гибели коммунального ада, уже явно.
Некоторое время пользовался покровительством Вадима Кожинова , который в 1990 году устроил его в журнал « Наш современник », а в 1991 году помог опубликовать фрагмент «Бесконечного тупика» в журнале «Советская литература». Другие фрагменты в 1991—1992 годах были опубликованы в « Литературной газете », « Новом мире », « Континенте » и других изданиях. В «Новом мире» напечатаны также статья «Поэзия советская» (1992, № 5) и сценарий фильма «Друг Утят» (2002, № 8). В начале 1990-х годов преподавал в Московском театральном лицее. Участвовал также в коммерческих проектах [ источник не указан 1547 дней ] .
После серии полемических статей 1992—1993 годов («Андеграунд», «Разбитый компас указывает путь», «Устранение недостатка», «Стучкины дети») отказался сотрудничать с российской (по его терминологии, «советской») прессой, обвинив её в травле своего творчества [ источник не указан 1547 дней ] .
В 1995 году выступил с диагнозом русской философии и литературе , написал статью «Русская политика и русская философия» , опубликованную в сборнике «Иное» (проект Глеба Павловского ).
В 1997 году тиражом 500 экземпляров (нумерованных) издал «Бесконечный тупик» [ источник не указан 1547 дней ] .
В 1996—1997 годах Галковский издавал собственный журнал «Разбитый компас» (вышло 3 номера). В январе 1998 года создал сайт «Самиздат. Виртуальный сервер Дмитрия Галковского». Автор «Святочных рассказов», которые печатались в 2001—2003 годах в «Литературной газете», « Независимой газете », «Дне литературы», в газете «Консерватор». Составитель антологии советской поэзии «Уткоречь», изданной в 2002 году. С октября 2003 года ведёт Живой Журнал . В 2003 году вышел сборник статей «Пропаганда», в 2004 — «Магнит». В 2005—2006 годах публиковался в интернет-газете « Взгляд », в 2007 — в журнале « Русская жизнь ». В 2007 году вышло третье издание «Бесконечного тупика», это издание стало первым официальным [ источник не указан 1547 дней ] .
1 июня 2017 года Галковский в магазине « Библио-Глобус » представил свою книгу «Николай Ленин. Сто лет после революции» .
По результатам опроса, проведённого сайтом OpenSpace.ru , в котором было отдано более 40 тысяч голосов, Галковский занял 12 место среди самых влиятельных интеллектуалов России .
5 мая 2018 года Галковский стал вести свой YouTube -канал .
Семья
Жена Галковская Наталья Вячеславовна. Свадьба состоялась 16 декабря 2012 года. Трое сыновей :
- Георгий Галковский (26.09.2013);
- Геннадий Галковский (05.10.2015);
- Денис Галковский (02.09.2018).
Рецензия на биографию
По мнению Галковского, биография, написанная выше (точнее, её версия без учёта изменений, совершённых после начала 2014 года), «…верная, но рассогласованная и неуместная…» .
Вариант самохарактеристики из статьи в блоге
Обо мне как писателе написано энное количество текстов, как правило во всякого рода учебниках и научных пособиях. И там постоянно решаются две «промблемы»: постмодернист я или нет, и к какому направлению постмодернизма принадлежу. А какое это имеет значение? Это ерунда «ни уму ни сердцу».
Нет, чтобы написать ПРАВДУ:
«Дмитрий Евгеньевич Галковский, русский писатель. Из-за своего социального и этнического происхождения всю жизнь бойкотировался властями СССР, и затем РФ. Несмотря на очевидные литературные способности, до сих пор не смог опубликовать ни одной своей книги. Известность приобрёл благодаря интернету. Однако в интернете же против Галковского ведётся планомерная кампания, изображающая его психически больным человеком и скандалистом. Между тем известно, что Галковский уравновешенный и общительный человек с университетским образованием, трезвенник, председатель клуба блогеров» .
Характеристика творчества
Для философской, публицистической и художественной прозы Галковского характерны эстетика фрагмента, ироническое обыгрывание «чужого слова» (во многом эти черты восходят к В. В. Розанову — одному из центральных персонажей «Бесконечного тупика»). Окружающему миру противопоставлено ранимое, но вместе с тем с иронией относящееся к нему всезнающее «я» («Одиноков» «Бесконечного тупика», «Галковский» и «Дмитрий Евгеньевич» поздних текстов), важен для мира Галковского также образ отца. Философия Галковского — в значительной части «метафилософия», важную роль в ней играет осмысление философствования предыдущих эпох, особенно русской религиозной философии , с неизменным презрением относится он к философствованию советского времени [ источник не указан 1547 дней ] .
Для стиля более поздних сочинений Галковского характерен ряд постоянных метафор и образов («осьминоги», «грибы», «инопланетяне» — криптоколониалисты; «разложить на татами » — любимое занятие советских спецслужб). [ источник не указан 1547 дней ]
С середины 1990-х Галковский увлекается сетевыми компьютерными играми и Интернетом вообще. Роман «Бесконечный тупик» был построен как гипертекст задолго до эпохи информатизации .
Аналитические схемы, получившие известность
Для прояснения материала для широкой аудитории Галковским были использованы различные схемы, абстрагированно описывающие те или иные ситуации. По прошествии времени некоторые из них (концепция «гегемон-субгегемон»; концепция «криптоколонии»; концепция «предела оптики» в истории) получили известность среди широкой публики и были ошибочно причислены к научным воззрениям Галковского.
В результате неправильного понимания Галковский в 2014 году дал свои пояснения относительно них:
…На самом деле я говорил об оппозиции «гегемон-субгегемон» (и говорил открытым текстом) лишь как об умозрительной схеме, помогающей дилетантам хоть как-то разбираться в хитросплетениях реальной дипломатической истории. Это что-то вроде мнемонического приёма «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», помогающего запомнить количество, качество и последовательность цветов видимого спектра светового излучения, но не имеющего никакого отношения к оптике как конкретной физической дисциплине…
…То же самое можно сказать о термине «криптоколония». Это некоторая условность, позволяющая дилетантам взглянуть на подлинное устройство и управление конкретным государством. Реально же здесь ведётся речь о многоступенчатости понятия суверенитета…
— Галковский
Дмитрий Галковский не единственный, кто изобрёл термин «криптоколония». Майкл Херцфельд в своей статье 2002 года рассматривает такие страны как Греция и Таиланд как «криптоколонии», причём использует термин «криптоколония» примерно в том же смысле, что и Галковский.
«Утиное Движение»
Дмитрий Галковский является основателем « », манифест которого он опубликовал в своём Живом Журнале в 2011 году . Помимо манифеста, суть движения раскрывается Галковским, в написанном им сценарии к фильму «Друг Утят» .
Критика
К творчеству Галковского в 1990—2000-е годы было привлечено большое внимание критики; рецензенты, не во всём соглашаясь с писателем, как правило, оценивали его творчество как выдающееся явление. Так, главный редактор «Нового Мира» Андрей Василевский в рецензии на «Основной текст» «Бесконечного тупика» отмечает, что «Бесконечный тупик» («примечания») — «одна из самых значимых (не скажу — лучших) книг, написанных на русском языке в 80-е годы», «не памятник культуры, а скорее некое природное явление», отмечает способность Галковского «создать своё особое, почти волшебное „галковское“ пространство (чем-то родственное толкиеновскому Средиземью), внутри которого Галковский оказывался совершенно неуязвим». Публикацию «основного текста» Василевский считает не столь удачной, как ранее изданный текст «Бесконечного тупика» .
В рецензии на «Разбитый компас» критик « Знамени » Виктор Широков видит «немаловажное культурологическое свидетельство нашего времени», «частное предприятие честного человека», поддерживает положительную программу Галковского, однако критикует его за «отработанную и продуманную методику литературной провокации» .
Публицист и критик Илья Смирнов отрицательно оценивает идеологию и творчество Галковского, считая «Бесконечный тупик» «черносотенным трактатом», не романом, а «политической публицистикой», а высокую оценку творчества Галковского литературным сообществом относит к признакам его деградации .
Творчество Галковского неоднократно изучалось литературоведами, ему посвящён ряд диссертаций .
Взгляды Галковского-публициста и философа анализируют и учёные других специальностей:
- историк И. В. Юрченко включает его суждения о деградации государства в широкий контекст мировой общественной мысли ;
- социолог А. С. Ваторопин относит его к «современным представителям русского самосознания» ;
- политолог проф. В. А. Ковалёв оценивает Галковского как «выдающегося философа и литератора, широко известного русского маргинала» .
Рейтинги и награды
- Лауреат литературной премии « Антибукер » за 1997 год (от премии отказался: «Хочу, чтобы будущие поколения интеллигентов могли зарабатывать на жизнь своим трудом, а не выклянчивать подачки у их же грабящих бесчисленных покровителей и благодетелей») .
- По результатам опроса, проведённого в 2009 году сайтом Openspace, в котором было отдано более 40 тысяч голосов, Галковский занял 12-е место среди самых влиятельных интеллектуалов России, обойдя писателя Бориса Акунина , телеведущего Владимира Познера , писателя Виктора Шендеровича и других представителей творческой интеллигенции .
Галковский в культуре и искусстве
- Один из главных героев книги Виктора Пелевина « Искусство лёгких касаний » — автор выдуманного 2000-страничного философско-эротического трактата, философ и историк, специалист по масонам Константин Параклетович Голгофский, который расследует и изобличает вселенский заговор и раскрывает суть новой информационной войны между Россией и Америкой .
- В третьей части книги Виктора Пелевина « Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами » под названием «Храмлаг» пересказывается якобы научная статья профессора Голгофского о ссыльных масонах, которые строили на Новой Земле портал для контакта с Богом, обрели сверхспособности и зародили всю советскую блатную культуру .
Основные работы
Работы представлены в хронологическом порядке по дате первого издания :
- Галковский Д. Е. Бесконечный тупик . — Самиздат, 1997.
- Разбитый компас : журнал. — Самиздат Галковского Д. Е., 1996-? (№ 1 — 105 экз., № 2 — 200 экз., № 3 — 500 экз.)
- Галковский Д. Е. . — М. , 2019 (написано в 1997 г.). — 810 с. — ISBN 9785990978478 . — ISBN 5990978472 .
- Галковский Д. Е. / Галковский Д. Е. — Псков: GUP, 2002. — ISBN 5945420131 . — ISBN 9785945420137 .
- Галковский Д. Е. // Новый мир : журнал. — 2002. — № 8 . — ISSN .
- Галковский Д. Е. . — Псков: POT, 2003. — 445 с. — ISBN 5345420395 .
- Галковский Д. Е. . — Псков: Самиздат Галковского Д. Е., 2004. — 455 с. — ISBN 5945421197 . — ISBN 9785945421196 .
- Галковский Д. Е. . — М. : Издательство Дмитрия Галковского, 2009. — 365 с. — ISBN 5902466040 . — ISBN 9785902466048 .
- Галковский Д. Е. . — М. : Книжный мир, 2017. — ISBN 5990978472 . — ISBN 9785990978478 .
- Галковский Д. Е. Письма сестры. — М. : Издание книжного магазина «Циолковский», 2019. — 176 с. — ISBN 978-5-6041822-7-7 .
- Галковский Д. Е. Лепорелло. — М. : Издательство книжного магазина «Циолковский», 2020. — 448 с.
- Электронные тексты
- — сервер Дмитрия Галковского
- — старый сайт «Издательства Дмитрия Галковского»
- — новый сайт «Издательства Дмитрия Галковского»
Примечания
- // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги : Биобиблиографический словарь: в 3 томах / под общ. ред. Скатова Н. Н.. — М. : Пушкинский Дом, ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. — Т. 1. — С. 454—458. — ISBN 5-94848-245-6 . — ISBN 5-94848-211-1 .
- . www.litkarta.ru. Дата обращения: 1 ноября 2019. 25 января 2010 года.
- . www.litkarta.ru. Дата обращения: 1 ноября 2019. 1 ноября 2019 года.
- Шестидесятники-восьмидесятники: материалы круглого стола // Знание-сила. 1993. № 4. С. 130—144.
- . Дата обращения: 24 декабря 2022. 27 мая 2022 года.
- . Дата обращения: 8 апреля 2023. 8 апреля 2023 года.
- . Дата обращения: 8 апреля 2023. 6 июля 2022 года.
- . Дата обращения: 8 апреля 2023. 8 апреля 2023 года.
- . Библио-Глобус (30 мая 2017). Дата обращения: 1 июня 2017. 16 мая 2019 года.
- OpenSpace.ru (21 декабря 2009). Дата обращения: 20 августа 2012. 20 августа 2012 года.
- . YouTube . Дата обращения: 2 января 2019. 22 ноября 2019 года.
- . Дата обращения: 26 января 2022. 26 января 2022 года.
- . Дата обращения: 21 мая 2016. 8 июля 2016 года.
- . Дата обращения: 6 сентября 2018. 24 октября 2019 года.
- ↑ Галковский Д. Е. . galkovsky.livejournal.com (21 января 2014). Дата обращения: 1 ноября 2019. 1 ноября 2019 года.
- Галковский Д. Е. . galkovsky.livejournal.com (14 апреля 2010). Дата обращения: 29 июня 2010. 17 апреля 2010 года.
- , с. 83.
- Галковский Дмитрий Евгеньевич. . Livejournal (15 февраля 2011). Дата обращения: 2 января 2019. 2 марта 2018 года.
- Дмитрий Галковский. // Новый Мир (Опубликовано в журнале Новый Мир, номер 8, 2002). — 2002. 11 января 2019 года.
- .
- Широков В. А. : журнал. — « Знамя », 1998. — № 6 . 9 октября 2019 года.
- .
- .
- .
- Юрченко И. В. Т. 4 , вып. 1 . — ISSN . 24 октября 2019 года. // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. — 2008. —
- Ваторопин А. С. № 7 ). — С. 5—12 . 24 октября 2019 года. // Вопросы управления. — 2009. — Февраль (
- Ковалев В. А. // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. — 2005. — Вып. 3 . — ISSN . 24 октября 2019 года.
- Независимая газета , 14.01.1998.
- // Эксмо от 21 сентября 2019 на Wayback Machine
- от 21 сентября 2019 на Wayback Machine (рус.)
- от 31 августа 2019 на Wayback Machine (рус.)
- от 21 сентября 2019 на Wayback Machine (рус.)
- (англ.) . www.worldcat.org. Дата обращения: 29 сентября 2019.
- Виктор Широков. . Опубликовано в журнале Знамя, номер 6 . magazines.gorky.media (1998). Дата обращения: 1 ноября 2019. 9 октября 2019 года.
- от 8 марта 2016 на Wayback Machine Рецензия в НГ Exlibris.
Литература
- Диссертации
- Максимова Е. С. . дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.01 . Ростов-на-Дону: Юж. федер. ун-т (2009).
- Оробий С. П. . дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01 . Владивосток: Дальневост. гос. ун-т (2009).
- Книги
- Огрызко В. В. Кто сегодня делает литературу в России. Выпуск 1. Современные русские писатели. — М. : Литературная Россия, 2006. — С. 92—97. — 416 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7809-0049-9 .
- Оробий С. П. . — Благовещенск: Издательство БГПУ, 2010. — 224 с. — ISBN 5833102022 . — ISBN 9785833102022 .
- Статьи
- Oliver Ready. (англ.) // University of Oxford. — 2007.
- Подлесная М. А. // Вопросы лингвистики и литературоведения. — 2008. — Вып. 2 . — С. 75–79 .
- Максимова Е. С. // Известия Высших Учебных Заведений. Северо-Кавказский Регион. Серия: Общественные Науки. — 2009. — Вып. 2 (150) . — С. 113–117 . — ISSN .
- Оробий С. П. // Религиоведение. — 2009. — Вып. 2 . — С. 156–161 . — ISSN .
- Оробий С. П. С. 230—234 . — ISSN . // Вестник ТГУ : Гуманитарные науки. Филология и искусствоведение. — 2013. —
- Андрей Василевский. . Новый Мир, номер 5, 1995 . magazines.gorky.media (1995). Дата обращения: 9 октября 2019.
- Анна Кузнецова. . журнал Знамя, номер 1, 2003 . magazines.gorky.media. Дата обращения: 9 октября 2019.
- Виктор Широков. . журнал Знамя, номер 6, 1998 . magazines.gorky.media. Дата обращения: 9 октября 2019.
- Илья Смирнов. . Научно-просветительский журнал «Скепсис», № 5 (2008) (Сокращенный вариант статьи опубликован в журнале «Театр», № 3, 2006) . scepsis.net (2006). Дата обращения: 9 октября 2019.
- Латынина А. Н. // Новый мир . — 2004. — № 4 .
- Балла-Гертман О. . Радио Свобода (5 июля 2010). Дата обращения: 9 октября 2019.
- Мартюшева М. А. № 18 . — С. 80–86 . // Слово и текст: психолингвистический подход. — Тверь, 2018. —
Ссылки
- — цитаты из произведений Дмитрия Галковского
- Калюжная Л. С. Галковский Дмитрий Евгеньевич (04.06.1960)
- Интервью
- (2009 г.)
- (2006 г.)
- (2009 г.)
- Выступления на радио
- (недоступная ссылка)
- (недоступная ссылка)
- (недоступная ссылка)
- 2021-08-26
- 1