Эктор Тосар за фортепиано
Эктор Альберто Тосар Эррекарт
(
исп.
Héctor Alberto Tosar Errecart
) (
18 июля
1923
(
1923-07-18
)
,
Монтевидео
—
17 января
2002
,
Монтевидео
) — уругвайский
композитор
,
пианист
,
дирижёр
и
педагог
. Один из наиболее известных композиторов авангардной музыки Уругвая.
Биография
Родился в Монтевидео в 1923 году. Он начал своё музыкальное образование у
Вильгельма Колишера
как
пианист
, учился
гармонии
и
контрапункту
у
,
композиции
— у
Ламберто Бальди
.
В 1946 году он получил стипендию
Гуггенхайма
и продолжил образование в
США
, занимаясь композицией у
Аарона Копленда
.
Своё музыкальное образование закончил в
Париже
, где в 1949—1951 годах учился в
Парижской консерватории
и
«Эколь нормаль»
. Его учителями по композиции были
Д. Мийо
,
и
А. Онеггер
, по
дирижированию
—
Ж. Фурне
и
.
В 1940 году состоялась его первой оркестровой работы — «Токката», после чего Тосар написал множество музыкальных произведений — хоровых, симфонических, камерных и фортепианных.
С 1951 по 1959 год Тосар преподавал историю музыки в Национальной консерватории в Монтевидео.
С 1952 по 1960 преподавал гармонию в Педагогическом Институте Монтевидео.
В 1961—1965 работал деканом консерватории в городе
Сан-Хуан
.
С 1966 — профессор в Национальной консерватории Монтевидео по классу композиции и по классу игры на
органе
.
С 1969 возглавлял оркестр Монтевидео.
Как пианист Тосар гастролировал не только у себя на родине, но и в
Аргентине
,
Бразилии
,
Чили
,
Перу
,
Венесуэле
и США. В 1966 году по приглашению
ЮНЕСКО
совершил шестимесячное турне по
Индии
и
Японии
, а в 1977 году — по ряду европейских стран.
Произведения
«Звуки группы» (1992)
«Токката» для оркестра (1940)
Концертино для фортепиано с оркестром (1941)
«Креольский танец», оркестровый вариант (1943)
«Одиночество», вариант для сопрано и струнного оркестра (1947)
«Симфонический момент» (1949)
Симфония № 2 для струнного оркестра (1950)
«Ода друзьям», для чтеца, хора и оркестра (1951),
«Ода Артигасу», для чтеца и оркестра (слова Л.Баусеро) (1952)
Симфоническая серия для оркестра (1953)
Концертная симфония для фортепиано с оркестром (1959)
«Te Deum», для баса, хора и оркестра (1960)
Четыре пьесы для оркестра (1961—1965)
Интермедии для струнного оркестра (1967)
Концерт для фортепиано с оркестром (1979)
Каденции, для оркестра (1979)
Пять пьес для скрипки и оркестра (1986—1987)
Хоровая музыка
5 мадригалов, для церковного хора (на слова Э. де Касерес) (1956)
Magnificat, для церковного хора (1957)
Псалом 102, для сопрано, хора и оркестра (1946—1957)
«Креольский танец», для фортепиано (1941)
Импровизации, для фортепиано (1941)
6 песен «Эль-Баррио-де-Санта-Крус», для голоса и фортепиано, (на слова X. М. Пемана) (1942)
Ноктюрн и скерцо для скрипки, кларнета и фортепиано (1943)
«Одиночество», для голоса и фортепиано (на слова
Р. М. Рильке
) (1943)
Струнный квартет (1944),
«Одиночество», вариант для сопрано и струнного квартета (1946)
Соната для скрипки и фортепиано (1947—1948)
Сонатина № 2 для фортепиано (1953)
Соната для кларнета и фортепиано. (1957)
Дивертисмент для духового квинтета (1957)
Три пьесы для фортепиано (1961)
«Ритм танго», для клавесина или фортепиано (1963)
«Странствующие птицы», для баритона и 11 инструментов (на слова
Р. Тагора
), (1963)
Квартет для флейты, гобоя, фагота и фортепиано (1969)
«Зеркала», для квартета духовых инструментов (1972)
Трио для гобоя, кларнета и фагота (1979-80)
«Гандхара», для гитары (1984)
Трио для гобоя, кларнета и фагота (1989)
Септет для флейты, гобоя, кларнета, скрипки, альта, виолончели и фортепиано (1989)
Литература
Михайлов Дж. К.
Тосар Э. А.
//
Музыкальная энциклопедия
/ под ред.
Ю. В. Келдыша
. —
М.
: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1981. — Т. 5.
«Латинская Америка», том 2, изд. «Советская энциклопедия», Москва, 1982, стр.485