Interested Article - Арнольди, Эдгар Михайлович

Э́дгар Миха́йлович Арно́льди ( 20 февраля 1898 , Рига 23 сентября 1972 , Ленинград ) — советский киновед, историк кино, кинокритик, журналист, редактор.

Биография

Родился в Риге . До 1917 года, будучи учащимся среднего учебного заведения в Петрограде , давал уроки, работал корректором. Участвовал в работе нелегального кружка средних учебных заведений. После Октябрьской революции — член Центральной управы и председатель райкома Организации учащихся средних учебных заведений (ОСУЗ) в Петрограде . В 1917 году поступил на историко-филологический факультет Петроградского университета , но не окончил его. В начале 1918 года вступил добровольцем в РККА , через полгода был демобилизован по болезни, работал в типографии «Копейка» .

В 1918—1819 годах — инструктор, секретарь отдела Собеса Рождественского райсовета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов в Петрограде. Преподавал историю революционного движения в России и русскую литературу на вечерних курсах в Доме рабочих и крестьян .

С марта 1919 года — вновь в РККА, служил красноармейцем в 4-й армии Восточного фронта , 8-й армии Южного фронта и 7-й армии Западного фронта . В 1921 году работал заместителем заведующего литературным отделом и помощником заведующего библиотекой Пролеткульта .

С 1921 года выступал в печати . В 1921—1922 годах — репортёр, корректор и помощник выпускающего редактора газеты «Маховик» в Петрограде. В 1922 году совместно с П. А. Корыхаловым организовал газету «Вечерний телеграф» . В 1922—1924 годах работал в газете « Известия ЦИК СССР ». В 1922—1928 годах —  секретарь редакции и организатор сети корреспондентов ленинградского отделения газеты «Экономическая жизнь». Печатался в газетах «Кооперативная жизнь», « Торгово-промышленная газета », « Красная газета », « Жизнь искусства », «Кино-газета», в журналах « Огонёк », «Красная нива» и других. Работал литературным сотрудником издательства «Теакинопечать». Являлся одним из учредителей Ленинградского отделения Ассоциации революционной кинематографии (АРК) . С февраля 1926 года входил в состав Кинокомитета при Государственном институте истории искусств (ГИИИ) . Был в дружеских отношениях с Александром Грином .

В 1930 году окончил Высшие курсы искусствоведения при ГИИИ .

В 1929—1936 годах — научный сотрудник отдела истории и теории театра, секретарь секции кино, заместитель председателя сектора киноведения ГИИИ (с 1933 года — Государственной академии искусствознания (ГАИС) ) . Читал лекции по истории кино в Техникуме сценических искусств, на курсах художественных работников Ленинградской кинофабрики «Союзкино» , в сценической мастерской Всероскомдрама , выступал с рядом докладов в ГИИИ . После закрытия Кинокабинета ГИИИ работал в Ленинградском доме кино , где мог «заниматься культмассовой работой и, в порядке частной инициативы, научными исследованиями» .

В 1937—1938 годах — заведующий искусствоведческим циклом Ленинградского института киноинженеров (ЛИКИ) .

В 1938—1941 годах — научный сотрудник, старший научный сотрудник кабинета киномузыки Государственного музыкального научно-исследовательского института (с 1939 года — Государственного научно-исследовательского института театра и музыки) . Параллельно с 1938 года работал заведующим секцией истории искусств при кафедре литературы и искусства Коммунистического политико-просветительского института имени Н. К. Крупской .

В 1941 году был арестован по политическим мотивам. Постановлением Особого совещания при НКВД СССР от 8 июля 1944 года освобождён из-под стражи, в наказание был зачтён срок предварительного заключения. Реабилитирован 26 октября 1956 года .

После освобождения работал заведующим учебной частью Школы киноактёра при Свердловской киностудии художественных фильмов , читал лекции по истории кино (1944—1948) , затем —  редактором и сценаристом на киностудии « Леннаучфильм » . В конце 50-х годов им была подготовлена к защите диссертация .

Автор ряда статей, монографий по истории кино, кинолибретто. Является одним из пионеров советского киноведения . В 1920—1930-е годы Арнольди считался одним из крупнейших в СССР специалистов по зарубежному кино .

Умер 23 сентября 1972 года в Ленинграде .

Семья

Библиография

  • Библиографический указатель художественной литературы на социальные темы. — Л. : Мысль, 1926. — 126 с.
  • Поцелуй в диафрагму. — М. Л. : Теакинопечать, 1928. — 30 с.
  • Комическое в кино. — М. Л. : Кинопечать, 1928. — 30 с.
  • Авантюрный жанр в кино. — М. Л. : Теакинопечать, 1929. — 96 с.
  • Подготовка новых войн и кино // Литература и искусство : журнал. — 1931. — № 1 .
  • Человек-невидимка (кинолибретто). — Л. : Ред.-изд. сектор ЛОК Росснабфильм, 1935. — 11 с.
  • Огни большого города (кинолибретто). — Л. : Искусство, 1936. — 14 с.
  • Американское кино / под ред. И. З. Трауберга. — Л. : Ленингр. общество учеб. и науч. кинематографии, 1937. — 11 с.
  • Западно-европейское кино / под ред. И. З. Трауберга. — Л. : Ленингр. общество учеб. и науч. кинематографии, 1937. — 13 с.
  • История кино. Кн. 1. Американское и западно-европейское кино. — Л. : б. и, 1940. — 92 с.
  • // Искусство кино : журнал. — 1941. — № 1 . — С. 39—43 .
  • // Комики мирового экрана. Сборник / общ. ред. и пред. Р. Юренева, сост. В. С. Головской. — М. : Искусство, 1966. — 288 с.
  • Лилиан Гиш // Звёзды немого кино / вступ. статья Э. Арнольди, сост. В. Головской. — М. : Искусство, 1968. — С. 56—77. — 239 с.
  • Конрад Фейдт // Звёзды немого кино / вступ. статья Э. Арнольди, сост. В. Головской. — М. : Искусство, 1968. — С. 202—219. — 239 с.
  • Из воспоминаний о первых шагах нашего киноведения // Из истории Ленфильма. Статьи, воспоминания, документы. Вып. 1. 1920-е годы / сост. Н. Горницкая. — Л. : Искусство. Ленинградское отделение, 1968. — С. 220—237. — 298 с.
  • Жизнь и сказки Уолта Диснея. — Л. : Искусство. Ленинградское отделение, 1968. — 211 с.
  • // Актёры советского кино. Выпуск шестой. — М. : Искусство. Ленинградское отделение, 1970. — 288 с.
  • Сергей Юрский. — М. : Бюро пропаганды советского киноискусства, 1970. — 16 с. — (Актёры советского кино).
  • // Воспоминания об Александре Грине / сост. В. Сандлер. — Л. : Лениздат, 1972. — 607 с.
  • в соавт. с Ефимовым Н. Н. Франческа Гааль. — М. Л. : Искусство, 1937. — 36 с.

Примечания

  1. Усувалиев С. И., комментарии при участии П. А. Багрова. // Временник Зубовского института : журнал. — 2020. — № 2 . — С. 205—234 . 1 апреля 2022 года.
  2. Успенский Л. В. . — Л. : Лит. изд.-ред. агентство «ЛИРА», 1990. — 349 с. 30 октября 2020 года.
  3. . m.readly.ru . Дата обращения: 21 марта 2022.
  4. . nlr.ru, Российская национальная библиотека . Дата обращения: 21 марта 2022.
  5. / науч. ред. проф. В. З. Дробижева. — М. : Книга, 2017. — 700 с. — ISBN 978-5-4469-1192-9 . 21 марта 2022 года.
  6. Кумпан К. К истории возникновения Кинокомитета при ГИИИ // Шиповник. Историко-филологический сборник к 60-летию Романа Давидовича Тименчика. — М. : Водолей Publishers, 2005. — С. 175—201. — 568 с. — ISBN 5-902312-70-1 .
  7. . www.newfoundglory.ru . Дата обращения: 21 марта 2022. 7 апреля 2022 года.
  8. Иконников-Галицкий А. А. . — СПб. : Лимбус пресс, 2017. — 285 с. — ISBN 978-5-8370-0836-8 . 21 марта 2022 года.
  9. Lazarova I. (нем.) . — Köln: Böhlau, 2010. — S. 148. — 234 S. — ISBN 978-3-412-20260-6 . 21 марта 2022 года.
  10. Багров П. // Киноведческие записки : журнал. — 2007. — № 84 . — С. 267—274 . 1 октября 2020 года.
  11. Багров П. Николай Николаевич Ефимов, пионер и дилетант // / сост. А. Ф. Некрылова. — СПб. : РИИИ, 2010. — С. 7—35. — 212 с. — ISBN 978-5-86845-154-6 .. 2 марта 2022 года.
  12. Вахтина П., Громова Н., Позднякова Т. . — М. : АСТ, 2019. — 381 с. — ISBN 978-5-17-112559-2 . 12 февраля 2022 года.
  13. Кумпан К. А. // Конец институций культуры двадцатых годов в Ленинграде. По архивным материалам. Сборник статей. — М. : НЛО, 2014. — С. 8—128. — 490 с. — ISBN 978-5-4448-0182-6 .
  14. / сост. и ред. Г. М. Болтянский. — М. : Кинопечать, 1929. — С. 441. — 491 с. 21 марта 2022 года.
  15. . — Л. : Издание Ленинградского облисполкома и Ленинградского совета, 1931. — С. 88. — 1262 с. 22 августа 2021 года.
  16. Летопись российского кино. 1863—1929 / сост. П. А. Багров, В. Е. Вишневский, В. И. Фомин и др. — М. : Материк, 2004. — С. 633, 644. — 698 с. — ISBN 5-85646-086-3 .
  17. Славинский Р. . slavskii.narod.ru . Дата обращения: 22 марта 2022. 29 января 2020 года.
  18. Коган Л. Р. // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Книжное дело вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2013. — Т. 201 . — С. 220—240 . 21 марта 2022 года.
  19. Эглит Л. // Уральский следопыт : журнал. — 2013. — Май ( № 5 (671) ). — С. 44—47 . 21 марта 2022 года.
  20. Недвига С. // Веси : журнал. — 2020. — № 10 . — С. 11—32 . 29 января 2022 года.
  21. Ряпусова Д. Н. «Самая молодая в стране и единственная на Урале…»: история создания Свердловской киностудии художественных фильмов // . — Уфа: АЭТЕРНА, 2017. — С. 77—85. — 298 с. — ISBN 978-5-00109-275-9 . 5 декабря 2021 года.
  22. . goskatalog.ru, Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации . Дата обращения: 21 марта 2022. Архивировано из 22 июня 2019 года.
  23. Сигалова А. М. . — М. : АСТ, 2019. — 316 с. — ISBN 978-5-17-112055-9 .
  24. . goskatalog.ru, Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации . Дата обращения: 21 марта 2022. Архивировано из 22 июня 2019 года.
  25. . vokrugknig.blogspot.com, Блог библиотеки им. А. С. Пушкина г. Челябинска (20 ноября 2021). Дата обращения: 21 марта 2022. 1 апреля 2022 года.
  26. Дмитриевский В. Н. . — СПб. : Композитор, 2011. — С. 223. — 320 с. — ISBN 978-5-7379-042-1. 26 января 2022 года.

Литература

  • Кино. Энциклопедический словарь / гл. ред. С. И. Юткевич; редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — С. 29. — 640 с.

Ссылки

  • . istoriya-kino.ru, История кинематографа .
Источник —

Same as Арнольди, Эдгар Михайлович